Анфиса Чехова: «Мне далеко до идеальной матери»

Телеведущая и мама 6-летнего Соломона рассказала проекту Дети Mail.ru о том, почему не доверяет детским психологам и за что испытывает чувство вины.
Журналист, мама Нины и Марка
Контент недоступен

Я бы не отдавала сына в школу лет до 10

31 мая Соломону исполнится 7 лет. Пока я точно не определилась, куда он пойдет учиться, — выбираю из двух школ, каждая из них по-своему хороша. Но уже сейчас могу сказать наверняка, что это будет государственное учреждение, не частное.

Не понимаю, зачем отдавать в какую-то особенную школу, если есть вполне достойные и среди обычных? Я сама отучилась в государственной школе и получила хорошее образование, достаточное для того, чтобы поступить в университет.

Задача школы — дать начальные знания, а не сделать из ребенка вундеркинда. Я, например, не хочу, чтобы из моего ребенка в школе вырастили гения. Зачем? Гениям и вундеркиндам сложно живется: у тебя нет детства, от тебя постоянно чего-то ждут. Взрослые тут же начинают тебя припахивать для своих целей, выставлять напоказ, чтобы потешить свое самолюбие: мол, посмотрите какой необыкновенный у нас сын!

Я считаю, что человек рожден для того, чтобы получать удовольствие от всего, что он делает. Поэтому пусть мой ребенок вырастет просто хорошим парнем, который будет любить то, чем занимается.

Готов ли Соломон морально к школе? Даже не знаю — пока не спрашивала у него. А я вот точно не готова... Для меня перспектива вставать в 7 утра, чтобы в 8 сын был на занятиях, — просто ужасна. Сейчас мы ходим в детский сад к 10 утра и то периодически опаздываем! Поэтому пока не представляю, как буду себя к этому всему приучать.

Вообще, если бы можно было не отдавать ребенка в школу лет до 10, я бы этого не делала. Но есть правила... А вот по знаниям сын уже готов к тому, чтобы сесть за парту — умеет читать, считать и писать.

Сын болтает даже во сне

Характер у Солика не из спокойных. Он очень шебутной, не умеет сидеть на месте, много говорит, ему всегда нужно общение, он не любит быть один. Мне, размеренному и порой даже медлительному человеку, бывает тяжело справиться с таким темпераментом моего ребенка.

Он болтает даже во сне. Любит большие компании детей, каждый первый встречный мальчик для него — сразу друг и брат. Видимо, кавказские корни дают о себе знать.

Высшие силы берегут моего ребенка

У меня нет материнских страхов. Бывает, конечно, проснешься среди ночи, будучи где-то в командировке, и как накатит: «Ой, а вдруг с Соликом что случится? Я здесь, а он так далеко, у бабушки...». Но я тут же беру себя в руки и не даю этой дурной мысли развиваться дальше, потому что понимаю, что она не имеет ничего общего с действительностью. В глубине души у меня есть материнская уверенность: с сыном ничего плохого не случится, высшие силы берегут и охраняют его.

Контент недоступен

Я не сторонница гиперопеки, пусть лучше ребенок сам поймет, что какие-то вещи делать не надо — лезть на высокую горку, например, потому что с нее можно упасть. Пусть самостоятельно изучает мир. Не хочу, чтобы сын вырос боязливым и зашуганным, потому что я все ему запрещала. Понятно, что я говорю о каких-то неопасных моментах — гулять по крыше я бы Солу, безусловно, не позволила.

День отпуска с ребенком тяжелее, чем сутки в кадре

А вот с чувством вины у меня все плохо. Постоянно испытываю угрызения совести — за все подряд, хоть и работаю с психологом над этим. Часто виню себя за то, что я не очень терпеливая мать, и мне тяжело дается проведенное с ребенком время.

Контент недоступен

За ту неделю, что мы пробыли с Соликом в Абу-Даби, я почти съехала с катушек. Это был такой отдых, после которого мне надо было брать еще две недели отпуска. Так себе релакс — с утра до ночи бегать в мыле: по 10 раз за день переодевать сыну плавки; по 20 — собирать и разбирать сумку то на пляж, то с пляжа; в режиме нон-стоп объяснять, что вот так делать нельзя и так тоже. При этом меня постоянно мучило чувство вины, если я хоть на полчаса отдавала сына в детский клуб.

Признаюсь: мне легче простоять сутки в кадре, в корсете и на высоченных шпильках, чем жить в таком режиме. Так что теперь на отдых — только с няней.

Вот такая я неидеальная мама: не чувствую себя на 100% счастливой, если моя жизнь подчинена исключительно воспитанию ребенка.

Хотя я считаю, что идеальных родителей не бывает — любому ребенку, когда он вырастет, будет что рассказать психологу.

Кто-то может сидеть дома с пятью детьми и быть от этого очень счастливым, но это не моя история. Хотя, думаю, не стоит объяснять, как сильно я люблю своего сына и насколько рада, что он у меня есть. Лучшие моменты в моей жизни — те, когда Солик обнимает меня.

Мне казалось, что сын не любит меня

Мне не очень нравится идея просить у кого-то совета о том, как воспитывать собственного ребенка. Все индивидуально и только мать знает, что лучше для ее сына или дочери.

Детских психологов не читаю — насмотрелась на тех, кто в своих книгах, да в инстаграме — ну такой умный, а в жизни встретишь — у него от собственного ребенка глаз дергается.

В интернет тоже не лезу, если вдруг надо решить, как вести себя с сыном в той или иной ситуации — стараюсь думать своей головой.

В первый и последний раз я обратилась к «Гуглу» по этой теме, когда Солику было 2 месяца, и мне вдруг показалось, что он меня не любит.

Думала, что он уже должен как-то проявлять свои чувства ко мне, в то время как сыну было явно не до сантиментов: он сосал грудь, отваливался и спал, не особо обращая на меня внимание. Мне же казалось, что ему уже пора улыбаться при виде мамы и чуть ли не ручки ко мне тянуть.

Но я обнаружила, что гораздо чаще молодые мамы в интернете задаются вопросом о том, что делать, если они не любят своего ребенка. Я была в шoке... И подумала — ну, главное, я его люблю, а там уж и у него чувства проснутся, подожду.

Моему ребенку очень повезло с отцом

Когда мои родители развелись, мне было 4 года. Соломону исполнилось 5, когда мы с Гурамом приняли решение расстаться. Казалось бы, какие похожие ситуации, но на самом деле — диаметрально противоположные.

Контент недоступен

Мне не удалось сохранить с отцом хорошие отношения, но я совершенно не переживаю, что Солик повторит мой путь. Потому что Гурам очень хороший папа. Он обожает Сола, проводит с ним много времени — не потому, что я его заставляю, а потому что он сам хочет этого. Прямо скажем, мне больше повезло с отцом моего ребенка, чем моей маме.