Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как подготовить ребенка к школе: советы психолога

Обучение в школе длится 11 лет, но уже хороший старт может многое определить в дальнейших академических успехах ребенка. Как помочь будущему первокласснику в «домашних условиях» и что нужно тренировать в первую очередь? Рассказывает психолог и мама Екатерина Хломова.


Дмитрий Нейман / Фотобанк Лори

Какие же умения и навыки нужны ребенку, чтобы стать успешным в учебе, и как их правильно развить?

Произвольное внимание

Произвольное внимание – это умение концентрироваться на том, что прямо сейчас не очень интересно. Оно начинает формироваться не раньше определенного возраста (6-7 лет). Так что требовать от 3-4-летнего ребенка сконцентрироваться над чем-нибудь нужном, но очень скучном – бесполезно.

Тем не менее, чтобы со временем ребенок научился концентрироваться, важно соблюдать несколько правил. Во-первых, очень важно научить ребенка не бросать начатое дело, а стараться доводить его до конца. Пусть таким завершением будет, например, уборка игрушек. Важно, чтобы ребенок не бросал свое занятие, как только оно ему наскучило, а уделял ему еще немного времени. Во-вторых, важно давать ребенку время на самостоятельные занятия, когда он может «развлечь» себя сам.

Ближе к шести годам можно давать детям для тренировки произвольного внимания небольшие задания, например, пройти лабиринт или сделать рисунок по точкам. Их много в детских журналах и развивающих пособиях. 

Умение понимать причинно-следственные связи

Понимание причинно-следственных связей – это самое начало логики. Основной способ развития логического мышления – это ваши разговоры с ребенком. Читая книгу, обсудите, что и почему произошло, убедитесь, что ребенок понимает логику рассказа. То же самое можно делать и при просмотре фильмов/мультфильмов, и при обсуждении событий, произошедших за день. Кроме того, есть много заданий, где надо из отдельных картинок выстроить стройный ряд, и по нему рассказать историю о том, что же произошло. 

Умение выражать свои мысли и задавать вопросы

Развитие речи – это словарный запас, умение строить развернутые предложения и чувство юмора ребенка. Речь развивается только разговорами и чтением. Объясняйте малышу неизвестные слова, поощряйте его выражать свое мнение и придумывать свои объяснения непонятным фактам. 

Умение запоминать

Для развития памяти учите с ребенком стихи, смотрите фотографии из поездок и просите вспомнить, где это было и что еще происходило в поездке. Есть также множество игр на развитие внимания и памяти.

Например, можно выставить в ряд от 7 до 10 предметов, попросить ребенка запомнить их и закрыть глаза. Затем один предмет убирается, а остальные меняются местами. Задача малыша – назвать отсутствующий предмет. Также хорошо работают игры, где все по кругу называют слова или вместе составляют рассказ, причем каждый следующий игрок повторяет все, сказанное до него. 

Умение обобщать

Умение классифицировать, выделяя существенные признаки и игнорируя несущественные, тренируется в повседневном общении, когда вы обсуждаете то, что ребенок видит, и то, что происходит в его жизни. Кроме того, возможны и различные игры, когда мы называем по очереди все известные нам овощи, или фрукты, или насекомых, или просим найти все треугольники – независимо от их размера и цвета.

Сергей Новиков / Фотобанк Лори

Умение следовать инструкции

Подразумевается умение слышать учителя и выполнять его команды, причем в этих командах может быть от одного до четырех-пяти шагов. Обычно такой навык формируется в повседневной жизни, когда вы просите ребенка выполнить последовательно два или три дела.

Но если вам кажется, что у вашего будущего первоклассника могут возникнуть сложности в школе, стоит заранее поиграть дома в игры на выполнение нескольких команд. Заодно и память потренируете!

Развитая мелкая моторика

Мелкая моторика важна не только для письма, но также для развития мозга в целом. Рисование, раскрашивание, штриховка, а также лепка, мозаика, вышивание, вязание и даже приготовление пищи – все это тренирует руку и косвенно готовит ее к письму. 

Желание учиться и положительный настрой

К первому классу ребенок должен хорошо понимать, что такое школа и что там будет происходить. И, конечно, хотеть учиться.

Дети от природы любознательны, хотят все знать и во всем разобраться. Если не мешать им, а поддерживать и поощрять в этом, то к школе они будут готовы идеально. Сейчас есть масса книг с опытами и экспериментами в помощь родителями.

Не стоит пугать ребенка тем, что в школе будет сложно, но в то же время важно объяснить, что относиться к ней нужно серьезно. Тут могут помочь рассказы про ваш школьный опыт или книги на эту тему. Если ребенок заинтересуется, можно начать заранее играть в школу, чтобы он мог побыть и учеником, и учителем. 

Читайте также: Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
4
Работа
В ответ на комментарий от Алекс
Алекс
Молодец Надежда! Настоящий психолог. Воспитала 2-х достойных детей получивших высшее образование. Прекрасный муж, крепкая семья.Хвала и слава тебе за твой труд. Дальнейших успехов. Семья Салиевых
СсылкаПожаловаться
простите,а кто такая надежда?
СсылкаПожаловаться
Ko Kosnyatin
спасибо за статью, очень познавательно, аргументированно и ёмко!
СсылкаПожаловаться
Дети и собаки - это святое!
Это и взрослые-то не все умеют, не то что дети к семи годам!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Завидуйте_МолчаБросить ребёнка...

Не знаю как правильно назвать тему. Не знаю зачем пишу, наверно и выговориться и может хорошего совета получить. Сложилась такая ситуация, что мне необходимо выйти на работу. Ребёнку 2 года. Бабушка/дедушка живущие рядом (свекры) с ребёнком не помогают. Я второй месяц вожу ее в частный сад с 9 до 16, ходит отлично, радостная бежит в группу. График моей работы будет с 8 до 20/21.00, сад на полный день с 8 до 20. Следовательно ни отвести в сад, ни забрать я не смогу, нужно будет нянечку нанимать (про мужа прошу не спрашивать, тема не о нем). Если ребёнок заболеет, то сидеть нянечка будет, а это 3600 в день. Итого сад+нянечка без учета «а вдруг заболеет» уже в 50 минимум выйдет, а в случае болезни ребёнка вообще во всю зп.... Есть другой вариант, отвезти ребёнка к моим родителям, они хоть и работают, но там и садик в 3 раза дешевле и ребёнка моя мама и водить и забирать и если заболеет на больничном с ней сидеть будет. Но это 3,5 часа на самолёте от меня. И тут 2 вопроса: во-первых как ребёнок с психологической точки зрения к этому отнесётся. Она два года неразлучна со мной, даже спим вместе. А тут я хоть и к родным бабушке с дедушкой, но в чужой для неё дом привезу, неделю побуду и уеду... и боюсь что оставлю минимум до сентября. Смогу конечно раз в 2 месяца на пару дней прилетать и по скайпу общаться.... ну и как мне эту разлуку выдержать... простите за много букв, я вся в катастрофическом расстройстве и растерянности.... но на работу просто необходимо выйти. Спасибо кто осилил весь текст!

1300
татьяна конюховаА какая она, хорошая бабушка для Вашего ребенка?

Как много тем о том, какие ужасные свекрови. да и мамы порой по отношению к собственному внуку. Воспитывают не так,  кормят не тем, гуляют не там и не тогда. Так какая она, бабушка- мечта для Вашего ребенка?

248
ВасилискаЗавуч ударила пятиклассницу за рисование на уроке биологии

С нашими школами происходит что-то очень не то. Что-то очень плохое. Правда, раньше это все тоже могло происходить, но оставалось внутри школьных стен, а теперь этот беспредел можно снять на телефон и придать огласке. Я понимаю, почему во многих школах запрещают проносить телефоны с камерами. только самые простые кнопочные! Или заставляют перед уроком их сдавать учителю. Потому что камеры помогают выносить сор из изб.

Очередной учительский скандал разыгрался в Самарской области. Как рассказали журналистам жители Тольятти, в школе № 93 завуч и преподавать биологии Валентина Я. ударила на своем уроке ученицу 5 класса.


— Она побила ее за то, что та рисовала. Как говорят другие ученики, причем из разных классов, такое поведение этого учителя можно наблюдать неоднократно, — делятся очевидцы.

Происшествия сумели заснять на мобильный телефон одноклассники школьницы. Видео начинается с того, что женщина держит руку у лица девочки и несколько раз дает ей пощечину.


— Вы что, с ума сошли? — чуть ли не плача спрашивает ребенок.


— Я да, я да, а ты нет. Поэтому я хочу, чтобы ты вела себя, как положено. Как девочка-ученица! — в учительском тоне ответила женщина.


Ролик уже разлетелся по социальным сетям. Судя по комментариям, Валентина, действительно, отличается жестким педагогическим подходом к занятиям.


— Слышал предысторию именно этого случая, вроде как, девочка сидела рисовала, не мешая проведению занятия. Я бы понял, если бы она так какого-нибудь наказала, который семки на уроках жует или мешает проведению урока, но чем ей рисующая девочка-то помешала? Я хоть и сам согласен, что многих стоит наказывать, в некоторых случаях возможно и такими методами, но точно не ребенка, который развивает свои художественные навыки... да на уроке биологии, однако опять же, не похоже, чтобы это мешало проведению занятия, — пишет Савелий Е.


— Этот учитель может спокойно вызвать ученика к доске, а если тот не выучил, то может взять и со всей дури головой об учебники ударить. Одному мальчику так разбили нос, — уже другая щекотливая подробность из комментариев в социальных сетях.


В школе ситуацию пока не прокомментировали (соображают, чем можно прикрыться).

По-моему это лютый АД.

П.С. Я в школе всегда рисовала на уроках, все мои тетрадки были изрисованы. Это не только не мешало мне усваивать информацию, но и помогало (я всегда училась отлично). Более того, привычка рисовать у меня сохранилась до сих пор - на лекциях или собраниях я постоянно рисую. Если бы кто-то посмел в этот момент подойти и ударить меня НЕСКОЛЬКО РАЗ ПО ЩЕКЕ, я бы вызвала полицию! А детей, значит, можно бить безнаказанно? Чтобы они вели себя так, как положено ученицам?

229
Марина Луневаэгоизм и дружба

честно признаюсь, что решила создать тему после вчерашней темы Елки про свекровь и другие темы про помощь, навеяло
БЫЛА у меня подруга. подружились гуляя в парке с годовалыми дочерьми, т.е. дети подружились, ну и мы, взрослые
всегда прослеживалось у нее, что другие должны подстраиваться под нее, ее ребенка, начиная с родственников и заканчивая подругами. случаев много, за 10 лет всех не упомню и приводить не буду. я старалась как -то это нивелировать и идти на компромисс, когда мои интересы не сильно страдали
потом я стала безработной и наши материальные возможности стали несовместимы по объему от слова совсем(((((, естественно она это понимала
что стало "Вишенкой на торте": ДР моей дочери, я приглашаю только дочь подруги (денег нет, взяла 1000 руб. у отца дочери). и тут подруга начинает мне говорить, что ее дочь "это" (заказной торт из пекарни и пиццу) есть не будет, а будет тоже самое, но только из ресторана (дороже и неудобнее мне), все мои слова, что на этот ресторан денег нет идут лесом. после этого я уже не смогла с ней общаться и прекратила дружбу.
вопрос к форуму, скажите, вот такой эгоцентризм в отношениях, перетягивание одеяла на себя, все мне должны делать как Я хочу -это сейчас нормально для людей, таких большинство?
ЯЖЕМАТЬ -победила разум почти всех?
откуда эта фигня?
сорри за многабукав)))))))))

208
МумикИдеальный перекус

в офисе-что для вас?
Всем здравствуйте!
Поделитесь, особенно интересно, кто на ПП. У нас не принято есть в офисе-максимум шоколадка и кофе/чай, я завтракаю очень рано-в 6:30. к 10:30 неприлично громко начиню урчать на весь офис от голода)))))), надо что то закинуть в топку, а вот что? Конфеты, шоколад не хочу, кто как выходит из положения?
вот заварила семена чиа, сижу, жду, не знаю, поможет ли)))
Ну и всем хорошего дня/вечера/ночи/утра)))))

173
Tetyana Nekrasova«Черная» зима и пару оттенков коричневого, синего и серого...))

Приезжал недавно в гости знакомый из Женевы. Сказал, что у нас в городе (Дюссельдорф) большинство людей очень «скучно» одеты. Мало того, что постоянно пасмурно и солнца не видно, еще и одежда у всех в траурных тонах. Город ему понравился, он не нытик, не подумайте))
Сегодня пришлось довольно много поездить в транспорте и пройтись по городу. Решила присмотреться, прав ли он.
Действительно, процентов 70-80 в черных куртках, еще процентов 10-15 в темно-коричневых, темно-синих, темно-серых и хаки. В остатке преобладают серый (посветлее) и варианты из джинсовой ткани. Ярких цветов почти не увидишь, только на детях. Пастельные тона в одежде (Мои любимые. Я их называю ласково: «гаденькие»))) - тоже практически отсутствуют...
Я не могу объяснить это исключительно практичностью — город у нас довольно чистый. И в магазинах все цвета в ассортименте. Вот почему? Погода влияет?)) Менталитет? Но сейчас о немецком менталитете сложно говорить, очень много неместных.
А в ваших городах как обстоит дело с зимней цветовой гаммой?))


P.S. Зато погода сегодня балует разнообразием: было солнечно, потом дождь, потом дождь со снегом, потом снег с дождем и градом, потом просто снег, сейчас снова просто дождь))

137
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети