Младенцы
1. Право быть со своими родителями
Далеко не всем очевидно, что ребенок в возрасте как минимум до трех лет имеет право на маму, на то, чтобы она «доставалась» ему не только усталая по часу перед сном. Младенцы больше всего зависят от возможности быть вместе со своими родителями.
Однако образ жизни в современном мегаполисе предусматривает раннее отделение ребенка от родителей. Мы повсюду сталкиваемся с идеей, что родителей нужно освободить от детей, которые воспринимаются как обуза.
Сейчас считается нормальным, если мама рано выходит из декрета. Чаще всего эти женщины испытывают чувство вины за то, что уделяют ребенку мало внимания. Они разрываются между карьерой и детьми.
Важная задача нашего общества – освободить мам от этого мучительного выбора. Решений уже сейчас существует много: это и все варианты удаленной работы, гибкого графика, и разделение отпуска по уходу за ребенком между родителями, и коворкинги.
2. Право на привязанность
Любой ребенок любого возраста имеет право на то, чтобы оставаться вместе со своими родными, иметь возможность получить от них утешение, поддержку, объятия.
Один из ярких примеров нарушения этого права – это разлучение ребенка с родителем в случае госпитализации. Дети, которые проходят лечение, особенно те, которым предстоят какие-то болезненные процедуры, нуждаются в сохранении привязанности.
Дошкольники
3. Право на свободную игру
Свободная ролевая игра – это та деятельность, которой дошкольники должны заниматься практически все время, когда они не спят и не едят. Она имеет наибольшее значение для их будущего развития, образования, уверенности в себе во всех смыслах, начиная от физической ловкости и заканчивая умением строить отношения с другими людьми.
Сейчас у нас сложилась катастрофическая ситуация. Во-первых, практически исчезли те дворы, в которых когда-то дети играли друг с другом дни напролет без присмотра взрослых.
Во-вторых, игру начинает вытеснять раннее обучение, которое полностью подчиняет себе дошкольное детство. И здесь все зависит от родителей. Если они будут запрашивать в детсадах в первую очередь возможность игры, а не абсолютно бесполезные для 4-летних детей занятия английским, математикой и логикой, то учреждениям придется пойти навстречу.
4. Право на лояльность
Ребенок имеет право не быть вовлеченным в конфликт лояльности, когда его раздирают близкие люди. Дошкольники в этом вопросе – самая уязвимая категория, и они страдают больше всех, потому что у них еще нет способов как-то отстраниться, осмыслить происходящее.
Яркий пример – когда родители делят детей в процессе развода. Между взрослыми начинается соревнование за то, как очернить своего бывшего супруга, как дискредитировать его как родителя, как вовлечь ребенка в конфликт лояльности и заставить его взять твою сторону. Пока семьи у нас не получают никакой помощи со стороны государства в том, чтобы как-то по-человечески разрешить свои противоречия и не травмировать детскую психику.
Школьники
5. Право быть самими собой
В нашей школе, к сожалению, буллинг является нормой. Это может быть грубое обращение со стороны взрослых, это может быть травля со стороны сверстников.
Школа не должна быть местом, куда ребенок идет как на пытку. Не нормально, когда практически все дети проходят через опыт либо жертвы насилия, либо участия в насилии, либо свидетеля насилия.
Многие школьники считают совершенно обычным и нормальным, что человека травят за его внешность, за его лишний вес или какие-то недостатки внешности, проблемы с кожей, плохую одежду или что-то еще. В Сети множество ресурсов, где диктуются какие-то выдуманные авторами стандарты, которым надо соответствовать. А если кто-то этого не делает, то можно его оскорблять, унижать, угрожать изоляцией. Это не вызывает отпора у родителей, хотя, на самом деле, любое такое явление, любой такой текст – это удар по детям.
Подростки
6. Право рисковать и испытывать себя
Подростки так устроены, что им нужно обязательно испытать себя, пройти инициацию, чтобы отделиться от взрослых, иметь какие-то свои вызовы, реальные риски и страхи. Мы не можем с этим смириться, запрещаем детям все, контролируем их.
На самом деле, ничем хорошим это не заканчивается. Они находят все новые и новые (и более опасные) способы нарушить правила, испытать себя, рискнуть.
Между тем запрещается у нас то, что запретить проще. Криминальную ситуацию улучшить намного сложнее, чем запретить походы. Сейчас запрещено почти все, и дети в буквальном смысле слова начинают биться головой об стенку, совершать достаточно дикие поступки. Это очень опасная тенденция.
Подросткам нужна возможность нести настоящую ответственность, заниматься реальной деятельностью. Это может быть какая-то волонтерская работа, участие в экспедициях.
Подросткам нужно иметь возможность работать и зарабатывать. У нас сейчас человеку в 14-16 лет практически невозможно найти работу. Нам надо помочь детям выйти из этого «положения личинки», которое их разрушает изнутри и часто вызывает опасное поведение.
7. Право на свое мнение
У наших 15-17-летних юношей и девушек нарушается их базовое право, которое очень важно именно для людей в этом возрасте, – иметь свое мнение и иметь возможность его выразить.
То, что сейчас транслируют подросткам, прямо и косвенно: «Ты – никто, ты не должен иметь свое мнение, сиди и учи уроки, готовься к ЕГЭ, ты не имеешь права думать о том, что происходит вокруг, ты не имеешь права анализировать вопросы социальной справедливости, ты не имеешь права анализировать вопросы политического устройства в твоей стране».
Для подростков и для молодежи право думать, право иметь свое мнение – жизненно важно. Это задача их возраста. Они никогда от этого не откажутся. Они никогда не согласятся на то, чтобы их приравняли к детям, которые могут думать о своих игрушках и развлечениях, не размышляя о глобальных вопросах.
Взрослым важно защитить детей в этом возрасте от каких-то беспардонных форм государственного давления. Очень важно, чтобы подростки чувствовали вашу поддержку в том, что они имеют право иметь свое мнение.
Читайте также: Людмила Петрановская: «Детям из приюта не нужны ваши подарки»
Смотрите видео о знаменитостях, которые решили оставить своих детей без наследства: