Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

7 прав детей, которые мы все время нарушаем

В открытой лекции к Международному дню защиты детей психолог Людмила Петрановская рассказала, какие права ребенка в нашей стране нарушаются повсеместно, и что с этим можно сделать. Мы записали основные тезисы.


Depositphotos.com

Младенцы

1. Право быть со своими родителями

Далеко не всем очевидно, что ребенок в возрасте как минимум до трех лет имеет право на маму, на то, чтобы она «доставалась» ему не только усталая по часу перед сном. Младенцы больше всего зависят от возможности быть вместе со своими родителями.

Однако образ жизни в современном мегаполисе предусматривает раннее отделение ребенка от родителей. Мы повсюду сталкиваемся с идеей, что родителей нужно освободить от детей, которые воспринимаются как обуза. 

Сейчас считается нормальным, если мама рано выходит из декрета. Чаще всего эти женщины испытывают чувство вины за то, что уделяют ребенку мало внимания. Они разрываются между карьерой и детьми.

Важная задача нашего общества – освободить мам от этого мучительного выбора. Решений уже сейчас существует много: это и все варианты удаленной работы, гибкого графика, и разделение отпуска по уходу за ребенком между родителями, и коворкинги.

2. Право на привязанность

Любой ребенок любого возраста имеет право на то, чтобы оставаться вместе со своими родными, иметь возможность получить от них утешение, поддержку, объятия.

Один из ярких примеров нарушения этого права – это разлучение ребенка с родителем в случае госпитализации. Дети, которые проходят лечение, особенно те, которым предстоят какие-то болезненные процедуры, нуждаются в сохранении привязанности.

Дошкольники

3. Право на свободную игру

Свободная ролевая игра – это та деятельность, которой дошкольники должны заниматься практически все время, когда они не спят и не едят. Она имеет наибольшее значение для их будущего развития, образования, уверенности в себе во всех смыслах, начиная от физической ловкости и заканчивая умением строить отношения с другими людьми.

Сейчас у нас сложилась катастрофическая ситуация. Во-первых, практически исчезли те дворы, в которых когда-то дети играли друг с другом дни напролет без присмотра взрослых.

Во-вторых, игру начинает вытеснять раннее обучение, которое полностью подчиняет себе дошкольное детство. И здесь все зависит от родителей. Если они будут запрашивать в детсадах в первую очередь возможность игры, а не абсолютно бесполезные для 4-летних детей занятия английским, математикой и логикой, то учреждениям придется пойти навстречу.

4. Право на лояльность

Ребенок имеет право не быть вовлеченным в конфликт лояльности, когда его раздирают близкие люди. Дошкольники в этом вопросе – самая уязвимая категория, и они страдают больше всех, потому что у них еще нет способов как-то отстраниться, осмыслить происходящее.

Яркий пример – когда родители делят детей в процессе развода. Между взрослыми начинается соревнование за то, как очернить своего бывшего супруга, как дискредитировать его как родителя, как вовлечь ребенка в конфликт лояльности и заставить его взять твою сторону. Пока семьи у нас не получают никакой помощи со стороны государства в том, чтобы как-то по-человечески разрешить свои противоречия и не травмировать детскую психику.

Школьники

5. Право быть самими собой

В нашей школе, к сожалению, буллинг является нормой. Это может быть грубое обращение со стороны взрослых, это может быть травля со стороны сверстников.

Depositphotos.com

Школа не должна быть местом, куда ребенок идет как на пытку. Не нормально, когда практически все дети проходят через опыт либо жертвы насилия, либо участия в насилии, либо свидетеля насилия.

Многие школьники считают совершенно обычным и нормальным, что человека травят за его внешность, за его лишний вес или какие-то недостатки внешности, проблемы с кожей, плохую одежду или что-то еще. В Сети множество ресурсов, где диктуются какие-то выдуманные авторами стандарты, которым надо соответствовать. А если кто-то этого не делает, то можно его оскорблять, унижать, угрожать изоляцией. Это не вызывает отпора у родителей, хотя, на самом деле, любое такое явление, любой такой текст – это удар по детям.

Подростки

6. Право рисковать и испытывать себя

Подростки так устроены, что им нужно обязательно испытать себя, пройти инициацию, чтобы отделиться от взрослых, иметь какие-то свои вызовы, реальные риски и страхи. Мы не можем с этим смириться, запрещаем детям все, контролируем их.

На самом деле, ничем хорошим это не заканчивается. Они находят все новые и новые (и более опасные) способы нарушить правила, испытать себя, рискнуть.

Между тем запрещается у нас то, что запретить проще. Криминальную ситуацию улучшить намного сложнее, чем запретить походы. Сейчас запрещено почти все, и дети в буквальном смысле слова начинают биться головой об стенку, совершать достаточно дикие поступки. Это очень опасная тенденция.

Подросткам нужна возможность нести настоящую ответственность, заниматься реальной деятельностью. Это может быть какая-то волонтерская работа, участие в экспедициях.

Подросткам нужно иметь возможность работать и зарабатывать. У нас сейчас человеку в 14-16 лет практически невозможно найти работу. Нам надо помочь детям выйти из этого «положения личинки», которое их разрушает изнутри и часто вызывает опасное поведение.

7. Право на свое мнение

У наших 15-17-летних юношей и девушек нарушается их базовое право, которое очень важно именно для людей в этом возрасте, – иметь свое мнение и иметь возможность его выразить.

То, что сейчас транслируют подросткам, прямо и косвенно: «Ты – никто, ты не должен иметь свое мнение, сиди и учи уроки, готовься к ЕГЭ, ты не имеешь права думать о том, что происходит вокруг, ты не имеешь права анализировать вопросы социальной справедливости, ты не имеешь права анализировать вопросы политического устройства в твоей стране».

Для подростков и для молодежи право думать, право иметь свое мнение – жизненно важно. Это задача их возраста. Они никогда от этого не откажутся. Они никогда не согласятся на то, чтобы их приравняли к детям, которые могут думать о своих игрушках и развлечениях, не размышляя о глобальных вопросах.

Взрослым важно защитить детей в этом возрасте от каких-то беспардонных форм государственного давления. Очень важно, чтобы подростки чувствовали вашу поддержку в том, что они имеют право иметь свое мнение.

Читайте также: Людмила Петрановская: «Детям из приюта не нужны ваши подарки».

Смотрите лекцию полностью:

Во время загрузки произошла ошибка.

 

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
67
Валентина Цыба
В ответ на комментарий от Татьяна История переписки3
Татьяна
Если ребенок в сознании, то надо пускать. Совместные роды у нас как-то смогли организовать, значит и тут можно. Детям в сложных ситуациях нужна поддержка родителей, не меньше чем роженице.
СсылкаПожаловаться
Я с Вами солидарна! Близкие люди, находящиеся рядом с ребёнком в больнице, - самая большая поддержка в выздоровлении!
СсылкаПожаловаться
Татьяна
В ответ на комментарий от Валентина Цыба История переписки4
Валентина Цыба
Я с Вами солидарна! Близкие люди, находящиеся рядом с ребёнком в больнице, - самая большая поддержка в выздоровлении!
СсылкаПожаловаться
Ну они же существуют, а дети в реанимации одни мучаются!
СсылкаПожаловаться
Татьяна
В ответ на комментарий от Павел Элкариэль
Павел Элкариэль
Я до сих пор ненавижу школу и учителей.
СсылкаПожаловаться
И вас понимаю...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
VikkiБаланс между ребенком и работой

Начну с того, что деньги в семье считаю я. И заначки делаю тоже я. Муж только иногда удивляется, когда в случае форс-мажора я достаю суммы из тайников. Нет, я не от него прячу, никто не ущемлен, но нз нужен. Смотрю цены сейчас на одежду, технику... И все оооочень дорого. Плюс еще дочке хочу купить и ту кухню крутую, и эту интерактивную игрушку. Да и в бассейн хочу ходить определенный. И чтоб делать все это со спокойной душой я хочу выйти на работу. А как же ребенок? Ведь ей же важнее мама, чем новая игрушка? Ну как сказать. Работа - это еще одна, а то и две дополнительные поездки на море в год. Это походы во всякие развлекательные центры, игрушки, да и лишние поездки к бабушкам-дедушкам. Для нее ж в первую очередь все. Или себя обманываю?) Да и хочется еще ребенка потом, неплохо было бы свободных денег побольше иметь. Мало ли. Нет такого, что прям НАДО. Но лишние деньги - не лишние?) Расскажите, кто когда вышел на работу после декрета, почему именно тогда? Дайте пищу для ума.

258
Валерия КлимоваЯ- ужасная дрянь.

Я не знаю что делать. Долго лазила по форумам в поисках ответов на свой вопрос, но так и не нашла. Попытаюсь поделиться. Наша семья считается эталоном идеальных взаимоотношений. Добрые, заботливые родители, доченька отличница и сынок помощник. Родители при людях ведут себя как ангелы, обожающие своих деточек. Люди радостно восторгаются нами, а я просто в шоке от такого лицемерия. Дома, все совсем иначе. Родители и днем и ночью орут. Брат у меня постоянно на меня кидается - ему нельзя сказать лишнее слово. Элементарно - ты почему не выучил уроки? Все. Я сматываюсь в туалет и закрываюсь там - иначе он побьет меня. Брат меньше меня, поэтлому мне надо за ним следить, но он бешенный. Родители орут потом на меня. Если папа относится к нам с заботой, свойственной огромному мужику, рабоотающему 25 часов в сутки, то мать - просто ненавидит меня. Она всегда говорит мне, что я тварь и пакость, что я противна ей и брату. Я уже в седьмом классе - куча предметов и я не вытягиваюсь до отличницы, + музыкалка 7 дней в неделю. Она бьет меня и матерится, кричит что я не стараюсь, что я ничего в жизни не добьюсь, что я ее позорю. На мой вопрос, зачем тогда рожала, (родила в 19) отвечает, что уже передумала и скоро сдаст в детский дом. Сначала я просто впадала в истерику, мысли были о побеге и суициде, но я сама их боялась, ничего такого. Я еще понимаю, она бы меня била если бы я курила, пила, употребляла или чем похуже занималась, но я просто не справляюсь. Всегда все делала по честному - уроки учила до первого-второго часа, к 8:00 в школу, а потом до 5 из-за музыки. Причем заставляет меня мама. Когда я говорю ей, что у меня хорошая память(слова учителя), что у меня есть способность к языкам, она говорит что я неблагодарня....(собака женского пола) и все такое прочее. Сегодня побила просто потому, что она постирала мое платье, а я хотела его надеть. Ну я ей сказала, что я сама свои вещи постираю, когда надо будет. И вот. Я перечитала. Вроде нигде не преувеличиваю. Бьет не так часто. Не то чтобы они с братом меня сильно колотят - синяки незаметны даже, просто очень обидно, что мама не видит моих стараний. Прям до слез. Но я стараюсь при них нне плакать. Делюсь со всем бабушкой, но она ничего не может сделать, хотя моральная поддержка это единственное, почему я себя еще сдерживаю от какой-нибудь глупости, которую боюсь совершить...

257
Божья КоровкаПозитивчика не желаете ли?)))

Всем доброго времени суток! Тема просто для поднятия настроения и для появления лучезарных улыбочек на ваших лицах ))) Всем удачной недели и солнышка в душе!!! [img]https://content-19.foto.my.mail.ru/corp/deti/_deti/i-58692.jpg[/img]

194
Katena_a_aИмена.

Так, навеяло [smile]blush[/smile]  Вы своих детей называете полным именем или сокращенным? И как дети сами представляются при знакомстве? [smile]innocent[/smile]

145
Рута Рапунцельа давайте о веселом ))

Попадали ли вы когда-нибудь в нелепые ситуации, где выглядели по меньшей мере смешно? Почему-то я, бывает, что попадаю. Вспоминаю об этом с улыбкой. Через пару месяцев после рождения сына (хронический недосып, депрессия, лишний вес и т.д.) я вышла за чем-то в магазин. Иду по улице, по тротуару, естественно. И тут боковым зрением замечаю, что рядом со мной едет такой крутующий джип. Медленно так едет. Я, сомневаясь в собственной привлекательности (см. выше), не сразу сообразила, в чем дело. Оказалось, я надела брюки, в которых остались колготки. И эти колготки вылезли из штанины на полметра и тащились за мной))) Вот в джипе "угорали" надо мной, наверно))) Из юности вспоминается ))) Училась в средней школе, мне зачем-то приспичило надеть тонкую белую нижнюю юбку с кружевом под нашу синюю форму (вот захотелось мне, зачем - большой вопрос, не спрашивайте даже ))). Увидела я ее в маминых вещах и нацепила. Чрезвычайно довольная собой, иду в школу. И вот, бах, чувствую - упала она, юбка-то нижняя! Мамадорогая. Я не растерялась и ее переступила, ускорив шаг по направлению к школе. Думаю, как хорошо, не видел никто, и шут с ней. Тут слышу мужской голос - "Девушка! Девушка!" - но не оборачиваюсь, зачем позориться?! Ускоряю шаг. В итоге этот мужчина меня догнал, и мне, совершенно красной от смущения, вручил мою нижнюю юбку со словами - "Вы что-то потеряли". Я промямлила "спасибо" слабым голосом, взяла юбку и дальше в школу пошла )))

144
Лиза-Наташа Котвановаразвитие

Даже не знаю в какой раздел поместить, модераторы, пожалуйста, переместите если не туда. Свекровь уже который раз говорит, что наш ребенок не дотягивает до сверстников, после этого муж промывает мозг, ты мало занимаешься. В чем проблема? 1 год и 7 мес. - мама - папа не говорит, ушки-глазки-носик не показывает, пальцем в принципе не тычет. Если что-то нужно, пытается делать сам, например, открывает двери, включает, выключает свет. Берет телефон, пролистывает страницы, включает музыку. Умеет есть ложкой, снимает носки, если ему жарко. При слове "гулять" тащит вещи или подбегает к двери и т.п. Понимает "на", но не реагирует на просьбу "дай", если очень нужно, тянет за руку или штанину. Звуки производит, под песенки поет по своему, танцует, но вот это "неговорение" сижу вся расстроенная.

144
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru