Что бы ни думали многие родители, одна-единственная бесспорная причина для смены школы – переезд семьи на новое место жительства. Со всеми остальными причинами неплохо бы разобраться еще «на берегу», ведь вполне может случиться так, что школу вы поменяете, а старые проблемы останутся. Но ребенок твердо уверует, что от них можно просто сбежать в любой момент.
Проблема: не сложились отношения в классе
В психологии есть термин – «групповая динамика», то есть в любой случайно созданной группе довольно быстро происходит разделение по ролям. Появляется свой лидер и его группа поддержки, «болото» (малоактивные и малозаметные члены коллектива), оппозиционер и критикан, первая красавица и серая мышка, умник и «ботан», балагур и клоун; и, увы, изгой. Это тот мальчик (реже – девочка), которого не пнет только ленивый. Степень психологического (а порой и физического) дискомфорта в последнем случае зависит от нравов, царящих в данном коллективе.
Моего сына гнобили класса с 5-го до 7-го, он был толстеньким... Сейчас они закончили 11 классов, дружат все очень между собой. Егор этого не помнит, я не напоминаю, но вспоминаю и думаю, как же он это пережил...
Если ваш ребенок оказался в незавидной роли изгоя, дело ни в коем случае нельзя пускать на самотек. Продолжительное пребывание в состоянии непрерывного стресса грозит многими неприятными последствиями – это и расшатанная психика, и заниженная самооценка, и многое другое, вплоть до суицидальных попыток.
Однако прежде чем менять школу, попробуйте разобраться, чем вызвано такое положение дел. Возможно, и ваш отпрыск внес в конфликт свою лепту. Например, он имеет неприятную привычку «стучать» на одноклассников и подлизываться к учителям. Дети откровеннее взрослых, и подобное поведение тут же подвергнут обструкции. Есть и другие причины, которые, как ни странно, довольно просто устранить: например, ваш ребенок слишком худенький или полный, одевается немодно или носит некрасивые очки. То есть с неприязнью, базирующейся только на внешних признаках, справиться объективно проще. Если же сценарий развивается по первому варианту, то не ждите, что на новом месте ваш аутсайдер сам собой станет звездой класса. Ребенку, возможно, придется поработать с психологом. Но если обстановка в школе действительно невыносима, то отложите все корректировки на потом – сейчас важно просто вырвать ребенка из враждебной среды.
То же самое касается и пресловутой дурной компании – прежде чем бежать от нее из школы, выясните, не является ли в этой самой дурной компании ваше чадо главным заводилой, иначе ситуация будет продолжаться до бесконечности.
Проблема: не сложились отношения с учителем
Педагоги – тоже люди, со всеми своими недостатками. Например, учительница может выделять девочек и недолюбливать мальчиков, или абсолютно не выносить детей из семей с высоким достатком. Бывает по-разному. И ваши мудрые советы типа «не обращай внимания на придирки», тут не помогут. Если бы ребенок уже это умел, то и особых проблем не возникло бы.
У нас была учитель: пятерки раздавала просто так, а знаний не было, полкласса – отличники. Пришла другая – спрашивать и требовать начала, как положено. Вот и сели наши детки в лужу, даже хорошистов немного стало.
Если к вашему ребенку несправедлив учитель, поговорите с другими педагогами, директором школы, родителями, ведь не исключено, что от данного преподавателя страдают и другие дети. Тогда перед вами два пути: открытое противостояние, вплоть до жалоб в Министерство образования, или тихий перевод в другую школу, пока ребенку не испортили характеристику – решать вам.
Однако может выясниться, что ваш ребенок – единственный «нелюбимый объект» данного педагога. Вот тогда уже причина, скорее всего, скрывается в самом ученике. Возможно, вы не научили его уважать старших, не привили дисциплинированность. А может быть, вы и сами излишне конфликтны. Сплошь и рядом случается так, что родители не умеют найти общего языка с другими людьми, и негативное отношение к ним автоматически переходит на ребенка. Если причина кроется в этом, то и в следующей, и в сто десятой школе у вашего чада могут возникать конфликты с учителями.
Ребенка, конечно, стоит приучать к трудностям, но не ценой его психологического комфорта. Если педагог попросту злобен и не идет на компромисс, а ученик обречен общаться с ним до выпускного вечера, есть смысл всерьез задуматься о смене школы. Бывает и так, что учитель привык списывать свои профессиональные ошибки на самого ребенка, и это очень опасно – он будет навешивать на ученика ярлыки-диагнозы, не имея на то ни права, ни основания, и пытаться подтвердить свои «диагнозы» у специалистов.
Проблема: не устраивает уровень школы
Некоторые родители всеми правдами-неправдами стремятся пристроить чадо в «элитную» или «передовую» школу, причем в угоду своим амбициям они могут приносить интересы ребенка. Например, зачем школьнику из семьи обычных менеджеров учиться вместе с «золотой молодежью»? Даже самый независтливый школьник будет чувствовать себя неуютно в среде, где остальных детей доставляют на занятия на дорогущих иномарках с личным шофером. Да и реальный уровень обучения в такой школе вы оценить не сможете – там принято приукрашивать действительность.
Главное – педагогический коллектив, остальное факультативно. Я доучивалась в школе с потрясающе ухоженной территорией и отличной материальной базой, но с откровенно слабым педагогическим коллективом.
Казалось бы, совсем другое дело – учебное заведение, работающее по передовым методикам и имеющее хорошую репутацию. Однако может выясниться, что «сильная» школа, о которой вы мечтали годами, вашему ребенку не подходит. Там, как правило, учатся не просто много, а очень много, и программа насыщена до предела. Все рассчитано на очень одаренных, активных и здоровых физически учеников. Ваше чадо может просто не справиться с такими нагрузками, хотя бы потому, например, что часто простужается. А между тем в самой обычной, но хорошей школе ребенок чувствовал бы себя уверенней и показывал лучшие результаты, безо всякой игры на повышение. Так что прежде чем «пробивать лбом стены», протестируйте своего школьника у профессионалов – такие тесты помогают расставить все по своим местам.
Есть и еще несколько вполне очевидных признаков, по которым можно сказать, что школу действительно надо менять. Например, ребенок отстает по всем предметам и находится в постоянном стрессе. Это значит, что он попал в учебное заведение со слишком высокими для него требованиями. И наоборот: первым учеником в классе становится тот, кто объективно не отличается блестящими познаниями. Значит, вас занесло в школу, где уровень низкий образования. И совсем плохо, если ребенок вынужден скрывать свои таланты и способности, чтобы «не выделяться в классе». Если дело поставлено именно так, учиться в такой школе абсолютно нечему.
Специалисты из Медицинской школы университета Уорвика (Великобритания) с 1991 года проводили одно интересное исследование: они наблюдали 14 тысяч женщин и их детей до нашего времени. Исследование было посвящено тому, как отражается смена школы на психологическом состоянии ребенка. По данным английских ученых, около 5,6% ребят, сменивших школу, сталкивались с мимолетным бредом и даже с непродолжительными галлюцинациями, что, к счастью, в будущем не привело к психическим расстройствам. Однако эксперты подсчитали, что дети, которые меняли школы более трех раз, на 60% чаще сталкиваются этими с тревожными симптомами. Не слишком ли они сгустили краски – вопрос открытый. Достоверно ясно лишь одно: смены школы – действительно серьезный шаг, подходить к которому надо обдуманно.
Также читайте о том, как подготовить к школе будущего первоклассника.