19.png
Энергии ребенка нужен выход

Старайтесь как можно больше времени проводить с ним в подвижных играх, на улице.

9.png
Пройдите психологическое тестирование

Не готовые к обучению дети в школе сталкиваются с большими трудностями.

6.png
Поведение ребенка портится

Этот кризис – лишь внешнее проявление важных – позитивных – изменений в его психике.

32.png
Не торопитесь в школу

Еще один год детства – с щадящими нагрузками – позволит ребенку потом успешнее справляться со школьной программой.

14.png
Прививки

Детям шести лет проводят ревакцинацию против кори, краснухи, эпидемического паротита. В 6-7 лет проводят вторую ревакцинацию против дифтерии, столбняка и ревакцинацию против туберкулеза. Полный график вакцинации составьте здесь.

6 лет: готовность к школе

Шесть лет – возраст особенный. Кто-то уже идет в школу, кто-то только собирается туда – через год. Теперь вся жизнь ребенка вращается вокруг учебы, оказывая на него определенное психологическое давление.

Физиология

К шести годам у мальчиков начинается активный рост. У девочек этот процесс начинается существенно позже – в девять-одиннадцать лет, поэтому в шестилетнем возрасте они меняются не так быстро.

Мальчишки же ощутимо взрослеют: те, кто до этого ел плохо, в шестилетнем возрасте начинают проявлять заметный аппетит в течение всего дня и даже могут попросить еще раз покормить их перед сном. А тех, кто и до этого не страдал отсутствием аппетита, придется даже немного сдерживать.

Для шестилетнего ребенка крайне важна физическая активность. Организм полон энергии, и ей нужен выход. Старайтесь как можно больше времени проводить на улице – в активных играх, в движении.

Как общается

В старшем дошкольном возрасте складываются новые формы общения ребенка – как со взрослыми, так и со сверстниками. В 4-5 лет содержанием разговоров ребенка со взрослыми был окружающий предметный мир. Преобладали темы о природе, животных, устройстве вещей. Шестилетнего ребенка прежде всего интересует мир людей и все, что с ним связано.

Теперь взрослые не только транслируют знания о мире, отвечая на многочисленные «почему», но и сами становятся объектами для исследования. Дети расспрашивают взрослых о том, где они работают, с кем живут, что любят. Ребенок, в свою очередь, с удовольствием рассказывает о себе, своих желаниях и планах, делится впечатлениями, оценивает действия окружающих.

При этом детям недостаточно просто физической близости и доброжелательного внимания старших. К шести годам у них возникает потребность во взаимопонимании и сопереживании со стороны взрослых.

Изменяется и характер общения детей между собой. В этом возрасте появляется «чистое» общение, не включенное в какую-либо деятельность. Дети могут просто разговаривать, даже если они в этот момент не играют друг с другом и не занимаются каким-либо совместным делом.

Конечно, в разговорах со сверстниками сохраняются «деловые» обращения друг к другу – во что играть, кто какую роль возьмет, но наряду с ними появляются и вопросы личного характера. Ребенок интересуется, что любят сверстники, где они были, что видели.

В общении детей возникают зачатки дружбы – стремление помочь друг другу, проявить заботу, сделать подарок или уступить в споре. Другой ребенок перестает быть просто партнером по игре. Теперь сверстник – это целостная личность, со своими интересами, чувствами и предпочтениями. Старший дошкольник учится понимать внутренний мир другого человека. Это важнейший коммуникативный навык, который ребенок только начинает осваивать.

Психологические особенности

Приблизительно в шесть с половиной лет поведение ребенка меняется. Он часто капризничает и гримасничает, не реагирует на просьбы родителей, бойкотирует привычный режим, игнорирует требования взрослых.

Он спорит по поводу и без, демонстрирует непослушание, делает все назло.

Ребенок изображает нарочито взрослое поведение, протестуя против «детского» образа жизни, который ему навязывают родители. Это может проявляться в использовании ругательств, нежелании надевать одежду, выбранную родителями, или ложиться спать в установленное время. «Я уже не маленький!» заявляет еще вчера покладистый малыш.

Со стороны поведение ребенка выглядит странным и наигранным. И если кривлянье трехлетки могло вызвать смех взрослых, то на данном этапе оно существенно портит детско-родительские отношения.

Но на самом деле, эти негативные моменты – лишь внешнее проявление важных – позитивных – изменений в психике ребенка. Суть этих изменений – утрата детской непосредственности. Если раньше родители могли без труда по поведению своего чада определить, что он чувствует, то теперь ребенок может переживать одно, а демонстрировать совершенно другое. Он как бы изображает то, чего нет. Что же в этом позитивного?

Положительный смысл кризиса семи лет состоит в том, что ребенок приобретает способность управлять своим поведением – не в игре, не с помощью взрослого, а именно самостоятельно, по своей воле. Таким образом, поведение ребенка становится произвольным, свободным от сиюминутных побуждений.

Со временем искусственное непослушание и манерничанье сойдут на нет.

В такой гипертрофированной и нелепой форме ребенок просто отрабатывает навык сознательного управления своими поступками.

В дальнейшем этот навык трансформируется в умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами и правилами.

Готовность к обучению в школе

Многих родителей волнует вопрос – стоит ли отдавать в школу шестилетнего ребенка? Утвердительный ответ аргументируется обычно тем, что он уже умеет читать, хорошо считает и вообще «скучает в садике».

Однако, не все так просто. Психологическая готовность к обучению в школе – это сложный показатель, включающий в себя несколько компонентов:

♦ интеллектуальная готовность;

♦ личностная готовность;

♦ социально-психологическая готовность.

То, насколько сформированы все этих компоненты в совокупности, определяет успешность учебной деятельности ребёнка в будущем. И знания букв и цифр здесь явно недостаточно.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе предполагает достаточно широкий кругозор, стройную систему представлений об окружающем мире, соответствующий школьным нагрузкам уровень развития познавательных процессов и речи. Восприятие должно быть в достаточной степени осмысленным, предметным, избирательным, память – произвольной, внимание – устойчивым.

Готовый школе ребенок владеет такими мыслительными операциями как сравнение, обобщение, классификация. Он умеет обнаруживать причинно-следственные связи и делать выводы.

Личностная готовность к школе – наличие у ребенка выраженного интереса непосредственно к учению. Он действительно стремится в школу за новыми званиями и умениями, а не только потому, что у него будет портфель, «как у большого». В этот же компонент входят сформированная потребность достижения успеха, адекватная самооценка, а также определенный уровень произвольности поведения. Будущему школьнику необходимо уметь подстраивать свое поведение под школьные требования.

Говоря о социально-психологической готовности к обучению, имеют в виду определенные коммуникативные навыки, которыми должен владеть первоклассник. Речь идет об умениях устанавливать контакт со сверстниками, согласовывать с ними свои действия, а в случае необходимости уступать или защищаться. Учитель должен восприниматься ребенком как авторитет, его указания – выполняться, а замечания – мотивировать на исправление ошибок.

Для того чтобы оценить, насколько у ребенка сформированы перечисленные выше качества, ему необходимо пройти психологическое обследование на определение так называемой школьной зрелости. Такое обследование включает в себя целый комплекс методик – тесты, беседа, наблюдение. По итогам диагностики психолог дает заключение и необходимые рекомендации.

Родителям не следует пренебрегать результатами психологического тестирования. Не готовые к обучению дети в школе сталкиваются с большими трудностями адаптации, испытывают колоссальное физическое и психологическое напряжение.

Переутомление, раздражительность, тревожность – вот лишь небольшой перечень возможных последствий преждевременных школьных нагрузок. Возникает угроза не только психологическому комфорту ребенка, но и его здоровью. В таких случаях вряд ли стоит требовать от ребенка отличной учебы.

Каждый ребенок уникален, и вопрос о начале школьного обучения нужно решать в индивидуальном порядке. Безусловно, есть дети, которые уже в шесть с половиной лет психологически созрели для нового периода в своей жизни.

Качественный переход на следующий этап развития определяется тем, насколько полноценно прожит предыдущий.

Ведь шестилетку можно занять не менее важными, чем обучение в школе, видам деятельности – физкультура, танцы, игра на музыкальных инструментах, рисование, лепка, изготовление поделок, конструирование, дидактические и развивающие игры.

Еще один год детства – с щадящими нагрузками – позволит ребенку в дальнейшем более успешно справляться со школьной программой.

Автор: детский психолог Кристина Кисленко


Моя лента

Depositphotos_163749352_m-2015.jpg

Людмила Петрановская: «В 6-7 лет родители для детей — уже не центр Вселенной»

В этом возрасте у детей начинается новый этап в жизни, и все важные события происходят в школе. Как себя вести с внезапно повзрослевшим ребенком и не наделать ошибок, рассказывает психолог Людмила Петрановская.
Детский сад

5 лучших воспитателей в истории

Рассказываем об известных воспитателях, без работ которых невозможно представить современное дошкольное образование. Роберт Оуэн Первый в мире детский сад – «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году
6315199327_6ef25862bf_b1.jpg

Что делать, если ребенок не такой, как вы хотели

Иногда родители заранее создают желаемый образ будущего ребенка: «девочка – красивая, кудрявая, розовощекая», а рождается упитанный мальчик, которого хорошеньким можно назвать с большой натяжкой. Или родители-музыканты
lori-0002971444-bigwww.jpg

Костюм индейца для карнавала и игр

Новогодние карнавалы все ближе, и я хочу поделиться ещё одним нашим опытом по изготовлению костюмов. Мои ребята любят играть в индейцев, а это значит, что без головного убора с перьями не обойтись. Тот вариант,
Мама и дочка с планшетом

5 правил, которые помогут оторвать ребенка от планшета

Что вы делаете, когда хотите поговорить с подругой или спокойно выпить чашку кофе, а вокруг крутится 5-летний сын? Или надо приготовить ужин, а дочь требует поиграть с ней прямо сейчас? Ох, а если это утро и хочется
85111.jpg

Необычные поделки в сад из осенних листьев

В детском саду требуют очередную поделку из «даров природы», и теперь вас ждет бессонная ночь. И все равно все принесут одинаковые фигурки из каштанов и желудей. Не в этот раз. Художник и мама двоих детей Людмила
lori-0004094478-bigwww.jpg

Четыре книги для девочек

Приближается весна, восьмое марта. Всем родителям хочется порадовать в этот праздник своих маленьких принцесс и подарить им что-нибудь хорошее, интересное и настоящее. Может быть, это будет книга? В преддверии праздника
Кот

Ребенок жесток с животными: как реагировать

О том, что животные учат детей проявлять заботу и воспитывают у них чувство ответственности, известно всем. Но далеко не многие родители знают, что делать, если кроха вдруг начал относиться к питомцу вовсе не так,
IMGP3703.jpeg

Михаил Лабковский: «Не мучайте ребенка садом»

Как приучить ребенка к детскому саду? Какой должна быть первая учительница? Как не испортить отношения с подростком? На эти и другие важные вопросы отвечает психолог Михаил Лабковский.  Практикующий психолог с
lori-0001643147-bigwww800.jpg

Как развлечь ребенка в дороге

Если вам предстоит дальнее путешествие, возникает вопрос, как развлечь ребенка в дороге? Этим вопросом лучше озаботиться заранее, тогда вы не только не устанете в дороге, но и получите массу положительных эмоций
lori-0006074702-bigwww_1.jpg

«Учительница первая моя»: а если с ней не повезло?

Еще вчера малыш гордо стоял на «линейке» с букетом цветов, а уже сегодня школа стала существенной частью его жизни. Только мы, родители, не перестаем волноваться, с тревогой наблюдая за тем, как складываются его
lori-0005925968-bigwww.jpg

Заряд энергии: завтраки для уставших детей

К концу учебного года силы на исходе и у детей, и у родителей. Что бы такого съесть на завтрак, чтобы чувствовать себя бодрее? Съедобные источники энергии 1. Один из самых лучших завтраков для ребенка – каша, в
Чем заняться с детьми весной: 10 идей

Чем заняться вместе с ребенком, пока не кончилась весна: 10 идей

Детские воспоминания часто связаны с приятными весенними моментами: тот день, когда первый раз идешь из школы без куртки, пускаешь во дворе кораблики с друзьями и знаешь, что скоро будут весенние каникулы, а чуть
15.jpg

Рисуем вкусный натюрморт

Это занятие будет посвящено натюрморту. Малыши вряд ли справятся с задачей, это занятие, все-таки, требует от юного художника крепкого владения карандашом и кисточкой. Мастер-класс предназначен для детей младшего
54.jpg

Выбираем санки для ребенка: полезные советы

Зима, как водится, каждый год наступает внезапно, и внезапно же оказывается, что коляски с люльками, прогулочные и особенно трости ­­– вовсе не вездеходы и откровенно буксуют в неубранном снегу, предоставляя вам
7673333.jpg

Ребёнка не пускают в детский сад: когда воспитатель прав

Воспитатели порой не принимают детей в группу по довольно «экзотическим» причинам. Мы собрали самые удивительные истории родителей, а заодно узнали у экспертов, в каких случаях дошкольникам действительно нельзя