Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

«Цифровой» учитель года Светлана Видакас: «Формат родительских собраний изжил себя»

На премии «Учитель года — 2019» Mail.ru Group вручила специальный приз. «Цифровым» учителем года стала преподаватель английского языка из Переславля-Залесского Светлана Видакас. По просьбе Детей Mail.ru она рассказала, как стала педагогом, почему разрешает школьникам пользоваться телефонами на уроках и что для нее самое важное в общении с учениками.


Слева направо: директор по работе с вузами в Mail.ru Group Сергей Марданов, «Цифровой» учитель года Светлана Видакас, заместитель генерального директора Mail.ru Group Дмитрий Сергеев. | Фото пресс-службы премии

В школу привела врачебная ошибка

Моя последняя должность до прихода в школу – директор по развитию бизнеса. Решение сменить профессию пришло ко мне, пока лежала с новорожденным сыном в реанимации. Врачи допустили ошибку, из-за которой мы выписались только через месяц, и я к тому моменту стала другим человеком.

Ко мне пришло осознание ценности этой жизни, я хотела делать что-то очень важное не только для своего ребенка, но и для других детей. Я поняла, что в людей надо еще со школы закладывать те основы, которые не позволят им подойти к своей работе халатно, допускать ошибки, с которыми я, например, столкнулась в роддоме.

Так я оказалась в школе, хотя бизнес совсем не оставила — открыла детский центр «Роботоник». Название пришло мне в голову в декрете, тогда это был просто образ забавного щенка. А сейчас в нашем центре семь направлений, в том числе программирование и роботехника, плюс продленка. К нам ходят целыми семьями. И сына Платона я в шутку называю «клубным ребенком», потому что он практически растет в «Роботонике».

Разница между частной и государственной школами колоссальная

Я жила в Москве и сначала работала в частной школе. Параллельно училась на различных курсах, так что у меня было четкое понимание того, как преподавать язык. Затем мы переехали в Переславль-Залесский, и здесь я преподаю в государственной школе. Разница между этими структурами оказалась колоссальной.

Госшкола – всё же классический институт. Педагоги здесь хоть и открыты к инновациям, но пока они очень робко и с опаской принимают все изменения. В частной школе учителя, как правило, открыты всему новому и современному.

Что касается меня, мне очень повезло с директором, который позволяет мне строить уроки так, как я считаю нужным. Так что я даю детям те знания, которые хочу дать.

Дети – тонкие психологи

На первых порах главной трудностью была мотивация учеников, налаживание коммуникации. Те, кто помладше, быстрее идут на контакт. Я нетривиальный учитель: веду себя современно, им это интересно. Однако более взрослые ученики не понимают, зачем браться за иностранный язык в девятом классе. К тому же все дети из разных семей, и кто-то не мотивирован заниматься моим предметом в принципе. Они рассуждают так: «Зачем мне нужен английский язык, если я не буду использовать его в работе?»

Фото из архива героини

Все трудности прекратились, когда я нашла в каждом ребенке какую-то изюминку, за которую можно его полюбить. До мелочей: «У тебя классный почерк», «Ты очень красиво говоришь» — да что угодно. Я старалась узнать каждого ребенка поближе и говорила, за что люблю этого человека. И постепенно у них появилось желание учиться.

Дети – тонкие психологи: если ты к ним с душой относишься, они тоже будут стараться не подвести тебя. Хотя, на самом деле, конечно, они это делают и стараются для себя.

Любимчиков у меня нет, но мне нравится, когда появляются проблемные дети. Я люблю преодолевать это и поворачивать к себе такого ребенка.

Дипломатический клуб родился почти случайно

Переславль – город небольшой. С одной стороны, это хорошо: дети здесь очень добрые, открытые и благодарные, впитывают все, что даешь им. Но есть и отрицательная сторона: здесь нет мест, кроме кружков, куда можно пойти после школы, чтобы развиваться и расширять свой кругозор.

Помимо преподавания английского языка я организовала на базе школы городской дипломатический клуб. Благодаря его работе многие дети здесь увидели: что-то есть и за пределами их города — за тем потолком, который они сами себе нарисовали.

Дипломатический клуб родился почти случайно. Я подготовила детей принять участие в игре «Один день из жизни посольства». Мы представляли Великобританию, говорили на английском языке и поразили заместителя председателя ассоциации дипломатов России. Он также – лидер молодежного движения «Дипломаты будущего», и предложил открыть в нашей школе клуб, который бы участвовал в проектах этого движения.

Сначала нас было восемь человек, а сейчас – 60. Присоединиться может любой школьник. У клуба даже есть свой президент, обычно старшеклассник. Мы регулярно посещаем МГИМО (университетские субботы), участвуем в мероприятиях движения, а в конце учебного года члены клуба получают бонус – бесплатную поездку в лагерь «Океан».

Язык нужно учить не ради языка

Сейчас в школе я в основном веду углубленные классы с 9 по 11. Отличие моих уроков – интерактивность и возможность детей взаимодействовать друг с другом, акцент на развитие навыков говорения. Вообще для изучения языков авторитарная позиция учителя не годится: дети из-за этого стесняются говорить в каких-то ситуациях, у них формируется языковой барьер. У себя в классе я разрешаю ученикам говорить друг с другом.

Фото из архива героини

Я стараюсь делать свои уроки не столько уроками английского, сколько уроками по разным темам. Например, на конкурсном уроке с Грозненскими одиннадцатиклассниками мы обсуждали традицию запускать в небо на праздники воздушные шарики. Не многие знают, но некоторые птицы и животные погибают, съедая их, по ошибке принимая за медуз.

Я стараюсь расширить кругозор школьников, чтобы они задумались о вещах, находящихся за рамками нашего предмета. Язык нужно учить не ради языка, а использовать как средство коммуникации, способ обсуждения интересных и важных тем.

Я привлекаю привычную для современных подростков систему рейтингов и баллов из онлайн-игр. Ребята зарабатывают баллы, которые затем «превращаются» в отметки. Я увлекалась созданием настольных игр и использовала этот опыт для геймификации обучения.

Телефоны достаем на каждом уроке

На уроках я использую и проектор, и экран, и цифровую доску, и даже телефоны прошу достать. Иногда соцсети привлекаем к работе. В общем, гаджеты интегрированы в учебный процесс.

Хотя, на мой взгляд, не надо с этим перебарщивать. Не обязательно каждый урок включать эту интерактивную доску или показывать слайды. Все надо делать дозировано.

При этом телефоны мы достаем на каждом уроке: ищем перевод слов и тексты какие-нибудь. Домашние задания я отправляю ребятам в соцсетях.

Или могу попросить их что-то заполнить: реальную анкету или заявку на английском языке на сайте, а потом сделать скриншот и прислать мне. Учебная активность должна быть настоящей, а не чем-то, что останется только в рамках урока.

Формат родительских собраний изжил себя

Как педагог я добрая, строгая и веселая – люблю пошутить. Дети знают, что я добрая, но становлюсь строгой, когда они что-то не то делают на уроке, а потом сама же над этим шучу – и все успокаиваются, обстановка разряжается.

Я уверена, что учитель должен быть доступен для своих учеников. Это не значит, что каждый из них пишет мне в личку, когда ему вздумается. Я завела в соцсетях беседы для каждой подгруппы английского языка, и любой может задать в них свой вопрос, например, по домашнему заданию. Скорее всего, ему раньше меня ответит кто-нибудь из одноклассников, и мне не нужно даже вмешиваться, они сами все решают и обсуждают. В крайнем случае вмешиваюсь я.

Фото из архива героини

Если грамотно к этому подойти, то соцсети позволяют очень оперативно решать многие вопросы. Я даже с родителями работаю в основном онлайн.

На мой взгляд, формат родительских собраний – сейчас абсолютно ненужная история, он изжил себя. Зачем классному руководителю и родителям собираться по текущим вопросам, если все можно быстро решить и обсудить дистанционно?

У нас уже есть электронный журнал. Было бы здорово интегрировать на эту платформу свой мессенджер для решения школьных вопросов, чтобы избавиться от флуда в родительских чатах.

Всем учителям нужны электронные помощники

Мое педагогическое кредо – слова Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Сегодня надо учить детей так, чтобы им было интересно, чтобы это было современно, и чтобы это действительно пригодилось им в жизни.

Еще в 2012 году появился робот, который может проверять школьные сочинения не хуже учителя русского языка. У меня и моих коллег очень много текучки, бумажной работы, которая зачастую не позволяет учителям проявлять творческий подход, поскольку приходится много времени тратить на проверку тетрадей, заполнение журналов, отчетов и так далее. Вот бы в будущем такие электронные помощники появились во всех школах и для всех предметников.

Читайте также: 

«Все движется любовью»: монологи лучших учителей России

Нужна ли в школах домашка: что думают учителя

Что вы помните из школьной программы? (тест)

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
12
Евгения Рощина
По поводу родительских собраний - учителя и так не сильно напрягаются для них - разговоры только о том что и куда сдать.Вот и все собрание. Никакого обсуждения уровня ученика,как он учится,что нужно сделать,чтоб ребенок подтянулся. Учитель будет 40 родителям в мессенджерах это отписывать? В соцсетях?Надиктовывать аудиофайл,чтоб приходилось запираться в туалете и слушать что там наговорили?))
СсылкаПожаловаться
Евгения Рощина
Я не знаю,как всех,но меня эта "гаджетозависимость" повсеместная просто коробит. Дети абсолютно не умеют общаться друг с другом живьем, без разбора интернетным мусором набивают головы...люди просто ...жалкими какими-то становятся.Нет друзей нормальных, увлечений каких-то...знаний общего профиля - шаг влево-вправо - абсолютный ноль. А еще и педагогическую систему под сто тащат...
СсылкаПожаловаться
Ксения
В ответ на комментарий от Евгения Рощина
Евгения Рощина
Я не знаю,как всех,но меня эта "гаджетозависимость" повсеместная просто коробит. Дети абсолютно не умеют общаться друг с другом живьем, без разбора интернетным мусором набивают головы...люди просто ...жалкими какими-то становятся.Нет друзей нормальных, увлечений каких-то...знаний общего профиля - шаг влево-вправо - абсолютный ноль. А еще и педагогическую систему под сто тащат...
СсылкаПожаловаться
Совершенно верно! Теперь друг друга не узнают на остановке, если встретятся. Вместо лиц - аккаунты и аватарки. Пустота.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Анонимплач ребенка доводит меня до истерики
Я почти целый день ношу ребёнка на руках, развлекаю как могу, напокупала куча всяких приблуд типа генераторов белого шума и качелей с вибрацией для засыпания. Очень устаю так как живу одна с мужем за границей, ближайшие родственники за 5000 км от нас, друзей и знакомых тут нету, помочь некому, муж все время работает, а я даже покушать не всегда успеваю. Когда ребёнок плачет, я прихожу в бешенство, матерюсь, кричу, закрываю рот ребёнку, говорю ему что отдам его в детдом, а когда он успокаивается, то сама плачу и извиняюсь перед ребёнком. Все чаще посещают мысли выйти в окно, но вот ведь незадача, только 3 этаж. Почти не сплю, ребёнок не засыпает до 2 ночи, просыпается ночью каждые 3 часа, днём не спит, с мужем постоянно ругаюсь, он сегодня меня даже [  удалено модератором  ] послал. Обращалась к врачу, предложил походить на групповую терапию, а у меня даже времени помыться нету, молчу уже про походы на терапию, до которой мне добираться час с двумя пересадками. Короче не знаю что и делать, хочу выйти из дома, и никогда сюда больше не вернуться. Можно ли отдать ребёнка на усыновление без согласия мужа? Хочется чтобы у ребёнка была нормальная семья.
229
АнонимЛитература в школе
Дочь учится в шестом классе. В лицее. До этого года была ударницей. Сейчас большие проблемы с литературой. Дело в том, что у них очень требовательная, учительница по этому предмету. Несмотря на то, что ребёнок все читает, она часто получает неудовлетворительные оценки и потом всю четверть ходит их исправлять. Весь класс так. Пока не исправят хотя бы на "3". И вот в этой четверти учительница, видимо, хочет из моей дочери сделать ударницу. Она постоянно оставляет её после уроков. Оставит сегодня, несмотря на то, что у ребёнка ещё музыкальная школа. Сказала ей, что и в музыкалку не отпустит. А моя ответственная очень, ревёт, боится опоздать. И в школе вчера ревела. Учительница говорит, что вызовет родителей в школу. Вот такое чувство, как будто у неё "2" выходит. Средняя оценка в электронном журнале пока "3,5". Я не ругаю ребёнка за такие оценки, потому что в моей школьной жизни тоже была похожая учительница и я знаю, каким трудом давались эти "4". Как успокоить ребёнка? Поговорить с учителем нормально не получится, она считает правой только себя. В истории школы много случаев, когда на неё писали жалобы, обсуждали на педсовете и т. д. С русским языком у дочери все хорошо. 
203
Наши души ещё живыСтранствия продолжаются: п.2: Новосибирск
Фроша, Богдашка и немного истории
171
SalomeaШоколадная
Нет, ну что может быть лучше кофе с шоколадом на ланч 


Мои фавориты - это темный с цельным фундуком и молочный с ним же 


Ну и эклеры ещё сегодня ‘случайно’ завалялись 


А вы разделяете любовь к овощам или предпочитаете другой вид перекуса?  

77
Ангельская ВедьмаНавязчивые люди. Как бороться?
Навязчивые люди, кто они? Это люди, которые продолжают "общаться" с тобой, несмотря на все твои мягкие и не очень намеки о нежелательности продолжения текущей беседы и в будущем. Причем не обязательно это обращения с просьбами, нередко такие люди не только раздают непрошеные советы и поучают жизни, но и просто вываливают на тебя ненужную информацию о себе, своей семье, своих достижениях и прочем. При этом считают, что они хорошо хорошо воспитаны и просто мило с тобой общаются в рамках правил и приличий. 

Как дать понять, что бесконечные приходы/звонки/письма недопустимы? Намеки и прямой культурный текст "мне это не интересно, прощайте" не помогает.   
77
КрысатуляС новым годом крысы!
Дорогие девочки (и редкие здесь мальчики)!
Мы с вами весело встретили Новый год, благостно отпраздновали Рождество и даже, зачем-то, старый Новый год. 
И вот, наконец-то, наступает настоящий год крысы (мыши). С чем я и спешу вас всех от души поздравить!
Надеюсь,что новый год всем нам принесет много-много самых радостных сюрпризов.  И хозяйка года в этом поможет, я уверена.
Особенно поздравляю тех, кто так же, как и я родился именно в год Крысы. Это, несомненно, наш год, поэтому не бойтесь строить самые смелые планы. Надеюсь, что все сбудется!
75
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru