«Если ребенок хочет беситься, он это сделает даже в скафандре»: учитель о стандартах школьной формы

О том, чем вредна стандартизированная форма и что на самом деле влияет на успеваемость учеников, в своей колонке проекту Дети Mail.ru рассказал учитель одной из подмосковных школ. 

Я работаю в частной школе. В основном холле у нас как элемент рекламы для родителей стоит продольная вешалка — на ней висят несколько комплектов школьной формы. Мол, господа родители, заказывайте, вот наши контакты.

lori-0001264851-bigwww
Источник: lori.ru

Попытки заставить российских школьников выглядеть одинаково были и раньше. Сейчас Роскачество и Минпромторг решили взяться за «ключевой элемент» школьного образования. Хотя они намерены контролировать лишь качество материала и безопасность отдельных элементов одежды (пуговиц, рюшей и т.д.), наша «родительская» общественность не на шутку взволнована.

У родителей сильно различаются бюджеты

Когда я учился, моя мама тратила уйму денег перед первым сентября. Как-то родительский комитет решил, что у нас школьная форма будет такой: у мальчиков — зеленые брюки и зеленые пиджаки. И мы искали эту самую форму. Тогда это стоило около 6 тыс. рублей. Сейчас в такие деньги не уложиться.

По закону, школа может утвердить общие стандарты формы. Например, фасон, но без какой-либо конкретики. Во что дети должны быть одеты, обычно решается на родительском собрании.

Конечно, мамы и папы хотят, чтобы у их ребенка было все самое лучшее — и здесь самая большая сложность. Ведь если дети учатся в обычной школе, вполне может быть так, что у родителей в одном классе бюджеты различаются в пять, а то и в десять раз. Соответственно, деньги, которые они согласны потратить на ребенка, сильно разнятся.

Все это выливается в ненависть друг к другу и вопросы о том, зачем нужна такая форма, если она обедняет семьи.

На успеваемость влияет не форма, а самочувствие

Принято считать, что ребенок, одетый в форму, привыкает к дисциплине, учится лучше и в будущем ему легче будет влиться в офисную работу. Разберем по порядку.

Единственное, чем офисный стиль помогает установить дисциплину в классе, — он сковывает движения. Больше никаких различий нет. Если ребенок хочет беситься и рушить все вокруг, он это сделает даже в костюме химзащиты или скафандре. Форма его точно не остановит.

lori-0002843052-bigwww
Источник: lori.ru

Мы любим говорить детям: «Твоя работа — учиться». Вот я работаю учителем и, чтобы написать конспект урока, мне не нужна особая форма. Я напишу его одинаково успешно что в костюме-тройке, что в военной форме, что в спортивных штанах. На возможные ошибки повлияет лишь физическое состояние.

Неудачно подобранная форма, наоборот, может тормозить успеваемость — и тогда на какой-нибудь контрольной ваш ребенок будет думать не о формуле дискриминанта, а о том, как он потеет в своем пиджаке.

Что касается подготовки к офисной работе — оглянитесь вокруг. Все ваши коллеги ходят в одном и том же? А если в школе еще и учителя будут ругать детей за снятые на уроке пиджаки, то это приведет лишь к ненависти — к учителям и к офисной работе.

Во время моего обучения нас как раз так «пинали». А когда я уже сам работал, ни один директор не смог меня заставить надеть пиджак.

Нужно дать детям представление, как одеваться

Когда я начал работать в школе, заметил одну интересную закономерность: до пятого-шестого класса дети поголовно ходят в форме в ее классическом виде. А дальше начинаются сложности, которые называют «возрастными особенностями».

Во-первых, дети начинают самовыражаться — в том числе через внешний вид. Здесь нужно ответить самим себе — хотим мы, чтобы все были в одном и том же, или чтобы дети понимали, как одеваться в целом.

Нужно сделать выбор между казармой и разумом. К сожалению, многие школы выбирают первый пункт и отправляют детей домой в качестве наказания за неподобающий внешний вид.

По опыту скажу: наиболее продуктивны не те дети, которые исполняют «хотелки» администрации, а те, которые одеты удобно для себя.

Кроме того, если школа делает слишком большой акцент на форме, это повод задуматься. Возможно, это все, что в ней контролируется и исполняется. Ни в одной школе, где есть результаты и достижения, трикотажные изделия не выходят на первый план.

Поэтому, если стандартизация формы остановится только на контроле качества ткани и исключении опасных элементов одежды, то это прекрасно — но не стоит перегибать палку. Форма должна учить детей подбирать одежду под определенный стандарт, чтобы, будучи уже взрослыми, они могли одеваться на свой вкус и при этом оставаться в рамках некоторого дресс-кода.

Читайте также: