В школу привела врачебная ошибка
Моя последняя должность до прихода в школу – директор по развитию бизнеса. Решение сменить профессию пришло ко мне, пока лежала с новорожденным сыном в реанимации. Врачи допустили ошибку, из-за которой мы выписались только через месяц, и я к тому моменту стала другим человеком.
Ко мне пришло осознание ценности этой жизни, я хотела делать что-то очень важное не только для своего ребенка, но и для других детей. Я поняла, что в людей надо еще со школы закладывать те основы, которые не позволят им подойти к своей работе халатно, допускать ошибки, с которыми я, например, столкнулась в роддоме.
Так я оказалась в школе, хотя бизнес совсем не оставила — открыла детский центр «Роботоник». Название пришло мне в голову в декрете, тогда это был просто образ забавного щенка. А сейчас в нашем центре семь направлений, в том числе программирование и роботехника, плюс продленка. К нам ходят целыми семьями. И сына Платона я в шутку называю «клубным ребенком», потому что он практически растет в «Роботонике».
Разница между частной и государственной школами колоссальная
Я жила в Москве и сначала работала в частной школе. Параллельно училась на различных курсах, так что у меня было четкое понимание того, как преподавать язык. Затем мы переехали в Переславль-Залесский, и здесь я преподаю в государственной школе. Разница между этими структурами оказалась колоссальной.
Госшкола – всё же классический институт. Педагоги здесь хоть и открыты к инновациям, но пока они очень робко и с опаской принимают все изменения. В частной школе учителя, как правило, открыты всему новому и современному.
Что касается меня, мне очень повезло с директором, который позволяет мне строить уроки так, как я считаю нужным. Так что я даю детям те знания, которые хочу дать.
Дети – тонкие психологи
На первых порах главной трудностью была мотивация учеников, налаживание коммуникации. Те, кто помладше, быстрее идут на контакт. Я нетривиальный учитель: веду себя современно, им это интересно. Однако более взрослые ученики не понимают, зачем браться за иностранный язык в девятом классе. К тому же все дети из разных семей, и кто-то не мотивирован заниматься моим предметом в принципе. Они рассуждают так: «Зачем мне нужен английский язык, если я не буду использовать его в работе?»
Все трудности прекратились, когда я нашла в каждом ребенке какую-то изюминку, за которую можно его полюбить. До мелочей: «У тебя классный почерк», «Ты очень красиво говоришь» — да что угодно. Я старалась узнать каждого ребенка поближе и говорила, за что люблю этого человека. И постепенно у них появилось желание учиться.
Дети – тонкие психологи: если ты к ним с душой относишься, они тоже будут стараться не подвести тебя. Хотя, на самом деле, конечно, они это делают и стараются для себя.
Любимчиков у меня нет, но мне нравится, когда появляются проблемные дети. Я люблю преодолевать это и поворачивать к себе такого ребенка.
Дипломатический клуб родился почти случайно
Переславль – город небольшой. С одной стороны, это хорошо: дети здесь очень добрые, открытые и благодарные, впитывают все, что даешь им. Но есть и отрицательная сторона: здесь нет мест, кроме кружков, куда можно пойти после школы, чтобы развиваться и расширять свой кругозор.
Помимо преподавания английского языка я организовала на базе школы городской дипломатический клуб. Благодаря его работе многие дети здесь увидели: что-то есть и за пределами их города — за тем потолком, который они сами себе нарисовали.
Дипломатический клуб родился почти случайно. Я подготовила детей принять участие в игре «Один день из жизни посольства». Мы представляли Великобританию, говорили на английском языке и поразили заместителя председателя ассоциации дипломатов России. Он также – лидер молодежного движения «Дипломаты будущего», и предложил открыть в нашей школе клуб, который бы участвовал в проектах этого движения.
Сначала нас было восемь человек, а сейчас – 60. Присоединиться может любой школьник. У клуба даже есть свой президент, обычно старшеклассник. Мы регулярно посещаем МГИМО (университетские субботы), участвуем в мероприятиях движения, а в конце учебного года члены клуба получают бонус – бесплатную поездку в лагерь «Океан».
Язык нужно учить не ради языка
Сейчас в школе я в основном веду углубленные классы с 9 по 11. Отличие моих уроков – интерактивность и возможность детей взаимодействовать друг с другом, акцент на развитие навыков говорения. Вообще для изучения языков авторитарная позиция учителя не годится: дети из-за этого стесняются говорить в каких-то ситуациях, у них формируется языковой барьер. У себя в классе я разрешаю ученикам говорить друг с другом.
Я стараюсь делать свои уроки не столько уроками английского, сколько уроками по разным темам. Например, на конкурсном уроке с Грозненскими одиннадцатиклассниками мы обсуждали традицию запускать в небо на праздники воздушные шарики. Не многие знают, но некоторые птицы и животные погибают, съедая их, по ошибке принимая за медуз.
Я стараюсь расширить кругозор школьников, чтобы они задумались о вещах, находящихся за рамками нашего предмета. Язык нужно учить не ради языка, а использовать как средство коммуникации, способ обсуждения интересных и важных тем.
Я привлекаю привычную для современных подростков систему рейтингов и баллов из онлайн-игр. Ребята зарабатывают баллы, которые затем «превращаются» в отметки. Я увлекалась созданием настольных игр и использовала этот опыт для геймификации обучения.
Телефоны достаем на каждом уроке
На уроках я использую и проектор, и экран, и цифровую доску, и даже телефоны прошу достать. Иногда соцсети привлекаем к работе. В общем, гаджеты интегрированы в учебный процесс.
Хотя, на мой взгляд, не надо с этим перебарщивать. Не обязательно каждый урок включать эту интерактивную доску или показывать слайды. Все надо делать дозировано.
При этом телефоны мы достаем на каждом уроке: ищем перевод слов и тексты какие-нибудь. Домашние задания я отправляю ребятам в соцсетях.
Или могу попросить их что-то заполнить: реальную анкету или заявку на английском языке на сайте, а потом сделать скриншот и прислать мне. Учебная активность должна быть настоящей, а не чем-то, что останется только в рамках урока.
Формат родительских собраний изжил себя
Как педагог я добрая, строгая и веселая – люблю пошутить. Дети знают, что я добрая, но становлюсь строгой, когда они что-то не то делают на уроке, а потом сама же над этим шучу – и все успокаиваются, обстановка разряжается.
Я уверена, что учитель должен быть доступен для своих учеников. Это не значит, что каждый из них пишет мне в личку, когда ему вздумается. Я завела в соцсетях беседы для каждой подгруппы английского языка, и любой может задать в них свой вопрос, например, по домашнему заданию. Скорее всего, ему раньше меня ответит кто-нибудь из одноклассников, и мне не нужно даже вмешиваться, они сами все решают и обсуждают. В крайнем случае вмешиваюсь я.
Если грамотно к этому подойти, то соцсети позволяют очень оперативно решать многие вопросы. Я даже с родителями работаю в основном онлайн.
На мой взгляд, формат родительских собраний – сейчас абсолютно ненужная история, он изжил себя. Зачем классному руководителю и родителям собираться по текущим вопросам, если все можно быстро решить и обсудить дистанционно?
У нас уже есть электронный журнал. Было бы здорово интегрировать на эту платформу свой мессенджер для решения школьных вопросов, чтобы избавиться от флуда в родительских чатах.
Всем учителям нужны электронные помощники
Мое педагогическое кредо – слова Джона Дьюи: «Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить сегодня так, как учили этому вчера». Сегодня надо учить детей так, чтобы им было интересно, чтобы это было современно, и чтобы это действительно пригодилось им в жизни.
Еще в 2012 году появился робот, который может проверять школьные сочинения не хуже учителя русского языка. У меня и моих коллег очень много текучки, бумажной работы, которая зачастую не позволяет учителям проявлять творческий подход, поскольку приходится много времени тратить на проверку тетрадей, заполнение журналов, отчетов и так далее. Вот бы в будущем такие электронные помощники появились во всех школах и для всех предметников.
Читайте также: