Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Воспитание творческой личности или муштра?

Успех воспитания зависит от того, насколько успешно родители смогут балансировать между требованиями, муштрой и предоставлением творческой свободы, которая необходима, чтобы талант ребенка раскрылся в полной мере. Давайте вместе попробуем понять, от чего зависит этот баланс.


Фото Legion-Media.ru
Для того и существуют родители, которые должны ребенку объяснить, что айкидо – это не только красивая форма, соревнования и движения, а огромный труд. Ты готов к таким нагрузкам? А то можно менять секции каждый год.
жанна бульковнаПользователь «Дети Mail.ru»

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает, что его ребенок – не вундеркинд с врожденным набором знаний и природными талантами. У разных родителей это происходит по-разному. Кто-то видит, как его сына, у которого отличные перспективы в большом спорте, обгоняет новичок. Кто-то, гордый сценическим талантом ребенка, благодаря которому тот выучил «У Лукоморья» всего за полчаса, сталкивается с другим маленьким талантом, который наизусть рассказывает всего Пушкина, причем с любого места, даже стоя на голове и чуть ли не жонглируя апельсинами.

Когда развеиваются иллюзии, родители решаются на радикальные меры и начинают вкладывать силы и деньги в развитие таланта ребенка. В этот момент, к сожалению, и совершаются самые большие ошибки. Дело в том, что родитель, как правило, сразу ждет какого-то выдающегося результата, демонстрации успеха и явного превосходства своего ребенка над другими. Если же ребенок не демонстрирует успеха, родитель начинает разочаровываться и нещадно критиковать свое чадо.

Критика – это самый верный способ заставить ребенка закрыться в себе и навсегда забыть о своем таланте. То есть, по сути, все происходит в точности наоборот. Участие родителя в развитии талантов ребенка приводит к тому, что маленький человек под тяжестью родительской критики и неодобрения навсегда утрачивает способность к предмету, который раньше любил.

Смотри, как у Пети получается. А ты почему так не можешь?»
«Ты меня позоришь!»
«Ты совсем не стараешься!
Эти три примера – три вида критики: сравнение с лучшими результатами других, оскорбление всей семьи и персональное оскорбление усилий самого ребенка. Согласитесь, что противостоять такому напору негатива маленькому человеку совсем непросто.

Но как же тогда корректировать поведение ребенка, если его нельзя критиковать? Неужели бросать его расти, как траву – что вырастет, то и вырастет? В поисках ответа я отправился читать японскую литературу по воспитанию детей. Оказывается, в стране восходящего солнца считается, что до четырех лет ребенок царь и бог, – то есть, ему разрешается буквально все, и все взрослые должны подчиняться его капризам.

От четырех до шести лет ребенок – старший слуга во дворце, он выполняет часть поручений, и его не сильно критикуют (попробуй, покритикуй старшего слугу – он и суп отравить может, и самураев подговорить на мятеж). А вот с шести лет для ребенка начинается обычная жизнь младшего слуги в доме, полная обязательств, за проступки он может получать жестокие наказания. 

Не всем быть каратистами и борцами. Есть еще и ученые, и инженеры... Надо смотреть по способностям. Не ломать характер, а развивать талант.
Александра КоролеваПользователь «Дети Mail.ru»

Для японцев это кажется логичным, ведь ребенок получает максимум радости и счастья от жизни в раннем возрасте для того, чтобы быть готовым к строгой муштре в будущем.

Я бы не стал воспринимать японскую педагогическую практику буквально. В конце концов, у них мышление более образное, и большая склонность к метафорам. Но основная идея может быть сформулирована следующим образом: на ребенка нельзя нагружать больше ответственности, чем он может принять. То есть, маленький ребенок никак не может быть ответственен за «позор семьи», или за то, что «у кого-то получается лучше», или за то, что он «мало старается». 

Кстати, мало старается ребенок, скорее всего, потому что ему не интересны его занятия. За увлеченность предметом отвечают педагоги и родители. Возможно, ребенок не получил необходимую информацию для того, чтобы быть успешным. Может быть, ему нужны дополнительные занятия? Или он просто голоден, мало гулял, и ему сейчас совсем не до игры на фортепиано?

Что же, все-таки, делать, если ребенок старается, но показывает плохой результат? Надо ли ставить его в жесткие рамки и начинать муштру или, может быть, стоит попробовать развить в нем творческий интерес к занятию? Для меня ответ очевиден – если что-то у ребенка не получается, то его надо хвалить! Хотя бы за те старания, которые ребенок прикладывает для выполнения задачи. Вы, может быть, забываете, как тяжело вставать после падения? Тогда вспомните, как тяжело искать новую работу после увольнения, и вы поймете, что примерно испытывает маленький человечек, у которого не получается сделать что-то лучше всех.

Только после того, как вы похвалите ребенка, можно в серьезной форме обсудить с ним результаты его творчества. Здесь многие родители начинают «сюсюкать», предполагая, что с ребенком надо разговаривать на каком-то детском языке, иначе он их не поймет. Однако это не так, дети в состоянии понимать гораздо более сложные вещи, чем вам кажется. Надо просто найти подход. Для этого не забывайте хвалить детей, когда у них что-то не получается.   

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
12
ТАНЯ ТРИФОНОВА
Не знаю как можно хвалить за плохие результаты, ребенок сразу почувствует фальшь ,как это будет выглядеть : " Ты молодец, но сделал все хреново". Малыша , конечно, можно похвалить и за каляку-маляку, но по мере взросления основной задачей родителей становится не похвала, а поддержка( нельзя всегда и во всем быть лучшим),помощь в достижении результата и самое главное, что ребенок должен заниматься только тем, что ЕМУ нравится, а не родители решили, что у него в этом талант.Была курьезная ситуация, когда моя у дочери в театральной школе был день первокурсника, как бы знакомство родителей, преподавателей, детей. Каждый ребенок должен был показать номер - прочитать стих или сценку какую-нибудь придумать, может спеть или станцевать, в общем показать свои таланты. Вышел мальчик 10 лет, запинаясь,э-экая, мучительно вспоминая слова, с горем пополам ,промумукал стих, при этом вел себя не сконфужено, а с гордо поднятой головой и чувством собственного достоинства. Его мама смотрела на него с широко открытыми глазами полными восторга, кричала" браво" и "молодец", громче всех хлопала, хотя другие поаплодировали только из жалости и для поддержки. Видимо парень привык, что его во всем хвалят, так что всегда ведет себя как неоцененный, непонятый обывателями талант, не признанный гений, всех всегда и во всем критикует, если что-то у него не получается, то партнер виноват, ведь он то идеален. Не любят его ребята, не приятный перехваленный, самовлюбленный тип растет. Так что с похвалой тоже надо быть осторожнее.
СсылкаПожаловаться
Алина Агеева
В ответ на комментарий от ТАНЯ ТРИФОНОВА
ТАНЯ ТРИФОНОВА
Не знаю как можно хвалить за плохие результаты, ребенок сразу почувствует фальшь ,как это будет выглядеть : " Ты молодец, но сделал все хреново". Малыша , конечно, можно похвалить и за каляку-маляку, но по мере взросления основной задачей родителей становится не похвала, а поддержка( нельзя всегда и во всем быть лучшим),помощь в достижении результата и самое главное, что ребенок должен заниматься только тем, что ЕМУ нравится, а не родители решили, что у него в этом талант.Была курьезная ситуация, когда моя у дочери в театральной школе был день первокурсника, как бы знакомство родителей, преподавателей, детей. Каждый ребенок должен был показать номер - прочитать стих или сценку какую-нибудь придумать, может спеть или станцевать, в общем показать свои таланты. Вышел мальчик 10 лет, запинаясь,э-экая, мучительно вспоминая слова, с горем пополам ,промумукал стих, при этом вел себя не сконфужено, а с гордо поднятой головой и чувством собственного достоинства. Его мама смотрела на него с широко открытыми глазами полными восторга, кричала" браво" и "молодец", громче всех хлопала, хотя другие поаплодировали только из жалости и для поддержки. Видимо парень привык, что его во всем хвалят, так что всегда ведет себя как неоцененный, непонятый обывателями талант, не признанный гений, всех всегда и во всем критикует, если что-то у него не получается, то партнер виноват, ведь он то идеален. Не любят его ребята, не приятный перехваленный, самовлюбленный тип растет. Так что с похвалой тоже надо быть осторожнее.
СсылкаПожаловаться
согласна. сейчас вот чаще встречаются такие "перехвалённые", ничего из себя не представляющие, но с самомнением до небес
СсылкаПожаловаться
Екатерина
В ответ на комментарий от ТАНЯ ТРИФОНОВА
ТАНЯ ТРИФОНОВА
Не знаю как можно хвалить за плохие результаты, ребенок сразу почувствует фальшь ,как это будет выглядеть : " Ты молодец, но сделал все хреново". Малыша , конечно, можно похвалить и за каляку-маляку, но по мере взросления основной задачей родителей становится не похвала, а поддержка( нельзя всегда и во всем быть лучшим),помощь в достижении результата и самое главное, что ребенок должен заниматься только тем, что ЕМУ нравится, а не родители решили, что у него в этом талант.Была курьезная ситуация, когда моя у дочери в театральной школе был день первокурсника, как бы знакомство родителей, преподавателей, детей. Каждый ребенок должен был показать номер - прочитать стих или сценку какую-нибудь придумать, может спеть или станцевать, в общем показать свои таланты. Вышел мальчик 10 лет, запинаясь,э-экая, мучительно вспоминая слова, с горем пополам ,промумукал стих, при этом вел себя не сконфужено, а с гордо поднятой головой и чувством собственного достоинства. Его мама смотрела на него с широко открытыми глазами полными восторга, кричала" браво" и "молодец", громче всех хлопала, хотя другие поаплодировали только из жалости и для поддержки. Видимо парень привык, что его во всем хвалят, так что всегда ведет себя как неоцененный, непонятый обывателями талант, не признанный гений, всех всегда и во всем критикует, если что-то у него не получается, то партнер виноват, ведь он то идеален. Не любят его ребята, не приятный перехваленный, самовлюбленный тип растет. Так что с похвалой тоже надо быть осторожнее.
СсылкаПожаловаться
вы не дочитали статью. она не исключает критику, она исключает ее в чистом виде. если ребенок что-то сделал, то это уже достойно похвалы само по себе.если ребенок плохо рассказал стих, то его все равно нужно похвалить за то, что он его выучил, не побоялся публики и рассказал. а потом провести работу над ошибками, покритиковать. объяснить ребенку, как сделать лучше.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
марина Наказания в советское время
Здравствуйте, кто-нибудь помнит,какие наказания были в советское время в детских садах?я вроде помню,что ставили раздетыми перед всей группой,но точно не могу вспомнить, может кто-то такое же помнит?
Спасибо за ответы.
179
Вера РодинаИ вновь стишки
Народ насочинял много новых стишков пирожков, порошков, даже новые формы двустиший появились. Хочу порадовать вас ими.
Но для начала хочу поблагодарить участницу форума Светлану Котову. У меня проблема - если упаду, то встать без посторонней помощи не могу, сил не хватет. И она дала мне совет, который пригодился мне сегодня ночью - забираться на кровать, упираясь локтями, а не ладонями. Сработало! Огромное спасибо Светлане Котовой! 
А теперь к стишкам!
145
АсаляЗаслужила ли такого отношения???
Здравствуйте, дорогие читатели. Пишу высказаться, а может кто и поможет каким то советом. 
Потому что мой супруг говорит что я вообще «[ удалено модератором  ] не делаю»......
Именно так.......
Мне посоветоваться не с кем, ну не маме же выговариваться. 
Мне 35, мужу 33. У нас двое детей, старшему 14(от моего первого брака), второму 5(инвалидность аутизм). Муж работает, я занимаюсь детьми. Живем у моей мамы,где так же проживает мой брат,  так как снимать дорого и эти деньги уходят на детей. Муж зарабатывает 70000, перечисления алименты на старшего 9500 и инвалидность 12000 + мне как не работающая мама 10000. Итого бюджет 101500. На детей в месяц на занятия уходят 53840(занятия и проезд). 30000 уходит на питание, 5000 за квартплату. Телефон и памперсы . В общем с зарплаты у нас остаётся всего 14500, которые расходятся как «вода сквозь пальцы», одежда детям, лекарства если болеем и тд.  Я не работаю, но бюджетом, делами по дому, покупками, документами, детьми, лечением детей и супругом, хождением по врачам и педагогам занимаюсь я. Встаю раньше всех сначала кормлю и провожаю мужа, потом старшего сына, потом младшего собираю и еду в дет сад и позже всех ложусь, пока младший не уснёт. С младшим по понедельникам езжу в Москву на электричке, в дет сад тоже я(занятия в группе кратковременно пребывания, где родители и дети(все с инвалидностью)вместе)
Во вторник после дет сада на занятия час езды на такси(иначе никак), в четверг и в субботу к педагогам(логопед, нейропсихолог). Мой супруг ездит на работу на электричке, приезжает поздно в 8:30, ест принимает душ и ложится спать, кроме этого он больше ничего не делает. По дому все поломки делает мой брат. Так я вам расписала все наши обязанности. К чему я это пишу , к тому что мой супруг мне при всех размолвках говорит, что я «  [ удалено модератором  ]    не делаю», а это он к тому что я не занимаюсь с ребёнком дома, так как ребёнок тяжелый и я должна и обязана была стать педагогом и заниматься с ним дома. Мне все педагоги дают задания на дом и я их выполняю, просто мой супруг их не видит, так как они бывают разные и это не всегда занятия сидя за столом. 
А по выходным, мне тоже хочется отдохнуть, не смотря на то что я и по выходным не вижу отдыха, так как домашние дела никуда не исчезают. А ещё подай и принеси, да и дитё вечно что то натворит и надо убирать, то есть его в принципе одного оставлять нельзя. К чему я это все написала, да к тому что супруг как только речь заходит за то что я морально и физически вымотана, да в принципе при любой какой то размолвке говорит, что я ничего не делаю. Если денег не хватает, говорит выходи на работу, хотя сам знает, что это не осуществимо. Считает, что можно спокойно найти няню которая будет так же как я заниматься сыном, возить его везде, давать лекарства, правильно вести себя когда у него истерики. Что я спокойно могу найти работу на 50, из них 30 на няню...остальные типа заработала. 
Живем в МО, зарплата средняя здесь 30, он за 70 ездит в Москву, причём 70 начал получать только недавно.....Как ему донести, что тем чем я занимаюсь это не « [ удалено модератором  ]   » это тяжелый труд, не скончаемый труд и моральный и физический. Отдохнуть я могу только сидя в ванной, а он ездит к брату с ночёвкой. Про отдых на море и речи не может быть, мужа одевает в основном его мама(помогает нам). У него язва, панкреатит, что требует подхода в питании и лекарствах и ухаживании. Он не любит когда, если он что то попросит это не выполняется, не дай бог мне забыть купить лекарство, если он болеет....оценивается что будто бы мне плевать на его состояние. Если он попросил меня ему постелить, а я не могу, так как на сковороде что то жариться например(ну то есть все и тут же не бросила), то идут обиды, что опять мне на него наплевать. Секс у нас тоже редко, в основном из за того что он раньше меня ложится, а я все вожусь с ребёнком, в остальных случаях либо у него что то болит(а это не редко) либо у меня или пмс. По его словам выходит, все проблемы во мне. У меня к нему нет претензий, я уже привыкла что он вот такой ленивый дома......но когда он мне говорит что я  [ удалено модератором  ]   не делаю, то я конечно начинаю защищаться. Слово за слово и мы ссоримся. 
118
S@nniНеприятная ситуация
Доброго всем времени суток. 
Ситуация произошла в подготовительной группе, возраст детей 6-7 лет. До нас добралось увлечение Скрепышами (игрушки, который дают за покупку в одном из сетевых магазинов). У многих ребят собрались коллекции. Они их приносили в сад, менялись дарили их, все были довольны. Но в один из дней у нескольких ребят одновременно пропали все скрепыши. По горячим следам воспитатель, в присутствии ребят и родителей, нашла все пропавшие скрепыши в шкафчике одного мальчика.  Вроде пропажа нашлась, вопрос раздувать не стали. Но ведь это воровство. 
И как к этому относится? Дети называют мальчика вором, воспитатели ситуацию не замечают. Так самое интересное всегда носили игрушки, причем более дорогие. Ничего не пропадало.
116
SirensHelp, please.
Девочки доброй ночи, утра!
Проблема такая, дочке 2.11, уже вот 3 года на носу, весь год нормально спала ттт, но сегодня ночью дала жару, подремлет 5 минут и крутится, крутится на кровати,а у меня сон чуткий и я из-за нее не могу уснуть ((( она крутится кровать скрипит. Ночами не ест, ходит в садик, вчера ходила в сад,днем там поспала ну это час - полтора дневного сна, еще и погуляли часа два, должна была устать, но блин не спит, хотя спать хочет зевает всё, а у меня уже нервы сдали за сегодня за ночь(((
Что делать? У кого было такое?
88
Светлана АрестОцените ремонт и дайте совет
В гостиной хочу сделать камин, дизайнер советует глянцевый вишневый или черный, я хотела из красного кирпича, как стены. Не хочу испортить комнату, как по вашему лучше будет? И как вообще сам ремонт? Делали очень долго и дорого, надеюсь не зря)
75
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru