Воспитание творческой личности или муштра?

Успех воспитания зависит от того, насколько успешно родители смогут балансировать между требованиями, муштрой и предоставлением творческой свободы, которая необходима, чтобы талант ребенка раскрылся в полной мере. Давайте вместе попробуем понять, от чего зависит этот баланс.
Многодетный отец
Depositphotos_14517285_s800.jpg
Источник: Фото Legion-Media.ru
Для того и существуют родители, которые должны ребенку объяснить, что айкидо – это не только красивая форма, соревнования и движения, а огромный труд. Ты готов к таким нагрузкам? А то можно менять секции каждый год.

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает, что его ребенок – не вундеркинд с врожденным набором знаний и природными талантами. У разных родителей это происходит по-разному. Кто-то видит, как его сына, у которого отличные перспективы в большом спорте, обгоняет новичок. Кто-то, гордый сценическим талантом ребенка, благодаря которому тот выучил «У Лукоморья» всего за полчаса, сталкивается с другим маленьким талантом, который наизусть рассказывает всего Пушкина, причем с любого места, даже стоя на голове и чуть ли не жонглируя апельсинами.

Когда развеиваются иллюзии, родители решаются на радикальные меры и начинают вкладывать силы и деньги в развитие таланта ребенка. В этот момент, к сожалению, и совершаются самые большие ошибки. Дело в том, что родитель, как правило, сразу ждет какого-то выдающегося результата, демонстрации успеха и явного превосходства своего ребенка над другими. Если же ребенок не демонстрирует успеха, родитель начинает разочаровываться и нещадно критиковать свое чадо.

Критика – это самый верный способ заставить ребенка закрыться в себе и навсегда забыть о своем таланте. То есть, по сути, все происходит в точности наоборот. Участие родителя в развитии талантов ребенка приводит к тому, что маленький человек под тяжестью родительской критики и неодобрения навсегда утрачивает способность к предмету, который раньше любил.

Смотри, как у Пети получается. А ты почему так не можешь?»
«Ты меня позоришь!»
«Ты совсем не стараешься!
Эти три примера – три вида критики: сравнение с лучшими результатами других, оскорбление всей семьи и персональное оскорбление усилий самого ребенка. Согласитесь, что противостоять такому напору негатива маленькому человеку совсем непросто.

Но как же тогда корректировать поведение ребенка, если его нельзя критиковать? Неужели бросать его расти, как траву – что вырастет, то и вырастет? В поисках ответа я отправился читать японскую литературу по воспитанию детей. Оказывается, в стране восходящего солнца считается, что до четырех лет ребенок царь и бог, – то есть, ему разрешается буквально все, и все взрослые должны подчиняться его капризам.

От четырех до шести лет ребенок – старший слуга во дворце, он выполняет часть поручений, и его не сильно критикуют (попробуй, покритикуй старшего слугу – он и суп отравить может, и самураев подговорить на мятеж). А вот с шести лет для ребенка начинается обычная жизнь младшего слуги в доме, полная обязательств, за проступки он может получать жестокие наказания.

Не всем быть каратистами и борцами. Есть еще и ученые, и инженеры... Надо смотреть по способностям. Не ломать характер, а развивать талант.

Для японцев это кажется логичным, ведь ребенок получает максимум радости и счастья от жизни в раннем возрасте для того, чтобы быть готовым к строгой муштре в будущем.

Я бы не стал воспринимать японскую педагогическую практику буквально. В конце концов, у них мышление более образное, и большая склонность к метафорам. Но основная идея может быть сформулирована следующим образом: на ребенка нельзя нагружать больше ответственности, чем он может принять. То есть, маленький ребенок никак не может быть ответственен за «позор семьи», или за то, что «у кого-то получается лучше», или за то, что он «мало старается».

Кстати, мало старается ребенок, скорее всего, потому что ему не интересны его занятия. За увлеченность предметом отвечают педагоги и родители. Возможно, ребенок не получил необходимую информацию для того, чтобы быть успешным. Может быть, ему нужны дополнительные занятия? Или он просто голоден, мало гулял, и ему сейчас совсем не до игры на фортепиано?

Что же, все-таки, делать, если ребенок старается, но показывает плохой результат? Надо ли ставить его в жесткие рамки и начинать муштру или, может быть, стоит попробовать развить в нем творческий интерес к занятию? Для меня ответ очевиден – если что-то у ребенка не получается, то его надо хвалить! Хотя бы за те старания, которые ребенок прикладывает для выполнения задачи. Вы, может быть, забываете, как тяжело вставать после падения? Тогда вспомните, как тяжело искать новую работу после увольнения, и вы поймете, что примерно испытывает маленький человечек, у которого не получается сделать что-то лучше всех.

Только после того, как вы похвалите ребенка, можно в серьезной форме обсудить с ним результаты его творчества. Здесь многие родители начинают «сюсюкать», предполагая, что с ребенком надо разговаривать на каком-то детском языке, иначе он их не поймет. Однако это не так, дети в состоянии понимать гораздо более сложные вещи, чем вам кажется. Надо просто найти подход. Для этого не забывайте хвалить детей, когда у них что-то не получается.