Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Воспитание творческой личности или муштра?

Успех воспитания зависит от того, насколько успешно родители смогут балансировать между требованиями, муштрой и предоставлением творческой свободы, которая необходима, чтобы талант ребенка раскрылся в полной мере. Давайте вместе попробуем понять, от чего зависит этот баланс.


Фото Legion-Media.ru
Для того и существуют родители, которые должны ребенку объяснить, что айкидо – это не только красивая форма, соревнования и движения, а огромный труд. Ты готов к таким нагрузкам? А то можно менять секции каждый год.
жанна бульковнаПользователь «Дети Mail.Ru»

В жизни каждого родителя наступает момент, когда он понимает, что его ребенок – не вундеркинд с врожденным набором знаний и природными талантами. У разных родителей это происходит по-разному. Кто-то видит, как его сына, у которого отличные перспективы в большом спорте, обгоняет новичок. Кто-то, гордый сценическим талантом ребенка, благодаря которому тот выучил «У Лукоморья» всего за полчаса, сталкивается с другим маленьким талантом, который наизусть рассказывает всего Пушкина, причем с любого места, даже стоя на голове и чуть ли не жонглируя апельсинами.

Когда развеиваются иллюзии, родители решаются на радикальные меры и начинают вкладывать силы и деньги в развитие таланта ребенка. В этот момент, к сожалению, и совершаются самые большие ошибки. Дело в том, что родитель, как правило, сразу ждет какого-то выдающегося результата, демонстрации успеха и явного превосходства своего ребенка над другими. Если же ребенок не демонстрирует успеха, родитель начинает разочаровываться и нещадно критиковать свое чадо.

Критика – это самый верный способ заставить ребенка закрыться в себе и навсегда забыть о своем таланте. То есть, по сути, все происходит в точности наоборот. Участие родителя в развитии талантов ребенка приводит к тому, что маленький человек под тяжестью родительской критики и неодобрения навсегда утрачивает способность к предмету, который раньше любил.

Смотри, как у Пети получается. А ты почему так не можешь?»
«Ты меня позоришь!»
«Ты совсем не стараешься!
Эти три примера – три вида критики: сравнение с лучшими результатами других, оскорбление всей семьи и персональное оскорбление усилий самого ребенка. Согласитесь, что противостоять такому напору негатива маленькому человеку совсем непросто.

Но как же тогда корректировать поведение ребенка, если его нельзя критиковать? Неужели бросать его расти, как траву – что вырастет, то и вырастет? В поисках ответа я отправился читать японскую литературу по воспитанию детей. Оказывается, в стране восходящего солнца считается, что до четырех лет ребенок царь и бог, – то есть, ему разрешается буквально все, и все взрослые должны подчиняться его капризам.

От четырех до шести лет ребенок – старший слуга во дворце, он выполняет часть поручений, и его не сильно критикуют (попробуй, покритикуй старшего слугу – он и суп отравить может, и самураев подговорить на мятеж). А вот с шести лет для ребенка начинается обычная жизнь младшего слуги в доме, полная обязательств, за проступки он может получать жестокие наказания. 

Не всем быть каратистами и борцами. Есть еще и ученые, и инженеры... Надо смотреть по способностям. Не ломать характер, а развивать талант.
Александра КоролеваПользователь «Дети Mail.Ru»

Для японцев это кажется логичным, ведь ребенок получает максимум радости и счастья от жизни в раннем возрасте для того, чтобы быть готовым к строгой муштре в будущем.

Я бы не стал воспринимать японскую педагогическую практику буквально. В конце концов, у них мышление более образное, и большая склонность к метафорам. Но основная идея может быть сформулирована следующим образом: на ребенка нельзя нагружать больше ответственности, чем он может принять. То есть, маленький ребенок никак не может быть ответственен за «позор семьи», или за то, что «у кого-то получается лучше», или за то, что он «мало старается». 

Кстати, мало старается ребенок, скорее всего, потому что ему не интересны его занятия. За увлеченность предметом отвечают педагоги и родители. Возможно, ребенок не получил необходимую информацию для того, чтобы быть успешным. Может быть, ему нужны дополнительные занятия? Или он просто голоден, мало гулял, и ему сейчас совсем не до игры на фортепиано?

Что же, все-таки, делать, если ребенок старается, но показывает плохой результат? Надо ли ставить его в жесткие рамки и начинать муштру или, может быть, стоит попробовать развить в нем творческий интерес к занятию? Для меня ответ очевиден – если что-то у ребенка не получается, то его надо хвалить! Хотя бы за те старания, которые ребенок прикладывает для выполнения задачи. Вы, может быть, забываете, как тяжело вставать после падения? Тогда вспомните, как тяжело искать новую работу после увольнения, и вы поймете, что примерно испытывает маленький человечек, у которого не получается сделать что-то лучше всех.

Только после того, как вы похвалите ребенка, можно в серьезной форме обсудить с ним результаты его творчества. Здесь многие родители начинают «сюсюкать», предполагая, что с ребенком надо разговаривать на каком-то детском языке, иначе он их не поймет. Однако это не так, дети в состоянии понимать гораздо более сложные вещи, чем вам кажется. Надо просто найти подход. Для этого не забывайте хвалить детей, когда у них что-то не получается.   

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
12
Наталия Назарова
Наталия Назарова-
В раннем детстве надо пробовать развивать ребенка в разных направлениях.Безусловно,это должен делать специалист,а родители выступают здесь добрыми помощниками.
СсылкаПожаловаться
Посторонним В
В ответ на комментарий от Наталья
Наталья
Да всё это желание, чтобы твой ребёнок был лучше всех - это собственные комплексы родителей, их нереализованные планы. И тут уже о самом ребёнке никто не думает, чего он сам хочет. Надо ли ему быть лучше всех. Это не стремление и не желание самого ребёнка. Ребёнку надо, чтобы из него не жилы тянули и не предметом тщеславия родителей делали, а чтоб его любили. А если вы ребёнка любите, повторяю - именно любите, вы сами увидите, что ему больше нравится, к чему душа у него лежит. И не нужно будет никого муштровать.
СсылкаПожаловаться
Наталья, полностью с Вами согласна! Но к сожалению большинство родителей сами решают, чем нужно заниматься их ребенку. Мотивируя тем, что ребенок дошкольного возраста сам не знает, что ему нужно. Но это так глупо. Мной лично уже давно проверено, что ребенок может сам определится чем он хочет заниматься, но это в нем нужно постоянно поддерживать. А именно поддержку дела многие родители не выдерживают, не они же выбрали занятие для своего ребенка.
СсылкаПожаловаться
Vadim Tigunov
В ответ на комментарий от Ольга
Ольга
Увы,до сих пор не могу простить своего отца за то,что заставлял ходить в музыкальную школу.Все друзья и подруги гуляли на улице,а я сидела за фортепиано.А я всегда мечтала танцевать,но нет-музыка.Он искалечил мне жизнь,из-за него убежала замуж в 18 лет за первого,кто позвал.Любите своих-это главнее всего!
СсылкаПожаловаться
...то же самое с английским языком и мамой....
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru