Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как воспитывают детей японцы: возьмем все лучшее

Японцы и китайцы известны миру своей удивительной целеустремленностью и успешностью, так что многие родители неспроста и всерьез задумываются, не начать ли воспитывать своих детей по азиатским принципам. Аналитический психолог Жанна Сергеева о том, что нам и вправду стоит взять на вооружение.


Фото: Legion-Media.Ru


Начнем наше путешествие с Японии. В первую очередь родителю, который заинтересовался японским стилем воспитания, приходит в голову классическое: «До пяти лет ребенок - король, с пяти до пятнадцати - раб, после - равный». Но было бы очень неправильно понять эту фразу буквально. На самом деле, все и так, и не так.

Раннее детство. В японском языке существует слово «амаэ», «желанная зависимость»: именно так развиваются отношения между мамой и малышом. Мать разговаривает с ребенком, как со взрослым, рассказывает ему о том, что происходит вокруг и почти не расстается с ним - желание отдать малыша в ясли общество не очень одобряет.

Еще, маленькому японцу мало что запрещается - можно и шуметь, и валяться в лужах, и все вокруг будут только умиляться. Если ребенок попытается сломать стул, мама мягко скажет: «Стульчик будет плакать». Японские дети рано начинают говорить и редко плачут - у них нет повода, потому что родители никогда не повышают на них голос, не говоря уже о телесных наказаниях.

Что можно перенять. Умение спокойно и подробно отвечать на бесчисленные вопросы ребенка, способность разрешать безвредные шалости, и готовность прибраться или заплатить, если малыш что-то испортил - вместо крика.

Учеба. Главной целью японского воспитания является сотрудничество. В детских учреждениях все регулярно поют хором, а в школе детей никогда не оставляют на второй год и не разделяют на одаренных и отстающих. Учителя собирают их в группы, в каждой из которых оказываются дети с разными способностями и лидерскими качествами: таким образом все в этой группе чему-то учатся друг у друга путем наблюдения.

Этот вид обучения характерен для Японии - маленьких детей мамы учат что-то делать на своем примере: женщина, например, собирает конструктор, а ребенок смотрит и повторяет. Для сравнения - американские мамы предпочитают объяснить каждый этап, но не показывать.

Что можно перенять. Дети хорошо учатся с помощью подражания - поэтому им можно привить умение учиться, наблюдая за родителями или друзьями. Еще хорошо не приклеивать ярлыки «отличник» или «отстающий»: ровное отношение к учебе ребенка полезнее нервного.

Общение со взрослыми. Кроме чувства коллектива, в школе прививается и чувство иерархии. У каждого первоклассника есть куратор-старшеклассник, которого надо слушаться в силу его старшинства - так же надо слушаться и старших братьев и сестер.

Как и стремление к коллективизму, соблюдение иерархии возникло в давние времена, когда члены японской общины работали на рисовых полях, и нужно было трудиться вместе и под чьим-то руководством. Кстати, именно тогда, наверное, и возникла поговорка о пятилетнем «рабе» - такие дети могли работать вместе со взрослыми, потому что в этом возрасте ребенок становится более уверенным, ловким, охотно общается со взрослыми и не менее охотно им помогает.

Что можно перенять. Уважение к старшим «по умолчанию» для современной России не очень характерно - о нем надо будет говорить, когда ребенок подрастет. А вот в пятилетнем возрасте ему желательно позволять помогать маме - мыть пол, посуду, что-то стирать. И не ругать, если он сделал это плохо.

Красота. Японцы с большим уважением и трепетом относятся к природе и культуре - даже в самых небогатых семьях всегда есть какая-нибудь картина на стене и горшок с цветком. Природными красотами наслаждаются - в Японии существуют такие понятия, как «любование цветами», «любование луной», «любование снегом». Традиция понимать, чувствовать красоту передается из поколения в поколение, и детей приучают к этому с раннего возраста.

Что можно перенять. Умение обращать внимание малыша на то, как расцветают цветы, как играет солнце на сугробах, на красивую картину или музыку - таким образом ребенок становится внимательным к миру, учится чувствовать и любить жизнь: а люди, любящие жизнь, добиваются большего.

А как на ваш взгляд, полезная система воспитания? Стоит попробовать?

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
94
event horizon
В ответ на комментарий от Happy Mother Of Two
Happy Mother Of Two
Японские обычаи - это варварство. У них до сих пор харакири встречается, причем каждый такой случай встречает молчаливое одобрение большинства японцев - вот, мол, молодец, как поступил, по-нашему, по-японски.
СсылкаПожаловаться
Закусывайте, хотя бы через раз. Натуральное варварство - выносить безапелляционные суждения о традициях, обычаях и нравах другой страны когда сами Вы в них - "ни в зуб ногой". Уважающие себя люди, с целью избежать унижения и позора для себя и семьи в стрессовых ситуациях, стреляются или накладывают руки на себя разными способами, это случается в разных странах. В этом смысле сеппуку (харакири) ничем не выделяется. Кстати, в наши дни японцы чаще всего сводят счёты с жизнью не вспарывая живот сталью, а бросаясь под поезд.
СсылкаПожаловаться
event horizon
Классический пример о том, когда человек, не зная сути вещей, берётся рассуждать о ней, обманывая народ и пытаясь прослыть специалистом. Не нужно "перенимать опыт Японии". Хотя бы по той причине, что японские социальные работники сами в конце семидесятых-начале восьмидесятых ездили по миру. Будучи откомандированными для того, чтобы перенять наиболее эффективный опыт детского дошкольного воспитания. Об этом мне лично говорил человек, который в те времена работал в представительстве Интуриста, сопровождал таких японцев в поездках по СССР. Американскую модель те отвергли сразу, поскольку она, по словам японцев, формировала индивидуалистов. Японцы тогда вырвались в лидеры в области электроники и автомобильной промышленности. Им были нужны послушные и исполнительные, грамотные работники. Маленький человек должен был расти в коллективе для того, чтобы быть готовым вступить во взрослый коллектив. По этой причине они конспектировали всё, что касалось работы детских дошкольных учреждений и начальной школы. Они много переняли у советской образовательной системы. Автор, найдите себе другое поле для измышлений и не пишите больше такой лживой околесицы. Не валяются японские дети в лужах, с одобрениям мам, аки свиньи. Читая подобную ересь, я скорее представлю в луже Вас.
СсылкаПожаловаться
edelveis75
Моя подруга была в Японии 1 год. Была поражена когда видела мам с малышами только из роддома в спорткомплексе. Все ухоженные,приятные не истерят. Вежливые и без бытовых нервных истерий))) Возможно у них есть проблемы и в личной жизни ,но также есть возможность в любом статусе следить за собой даже после родов сразу.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
*****Родительский комитет или неужели все так ужасно.....
15 марта был назначен утренник -празднование 8 марта, моя просьба к заведующей перенести утренник на празднование до 8 марта не увенчался успехом, т к праздновать утренник именно 15 марта желает муз. руководитель. 
Итак: утренник-песни не выучена ни одна, поет только муз руководитель и при этом вопит на воспитателей и детей,в присутствии приглашенных.
При хореографическом исполнении танцев сплошная куча детей, пришли мамы , бабушки, кроме первых рядов детей других детей нельзя увидеть, т к муз руководитель просто не в состоянии организовать детей и постараться их расставить хотя бы в шахматном порядке и периодически менять первые ряды на последние.
Песни, исполняемые детьми про-"бабушка печет оладушки в инстаграмме"-это что вообще? На большее мозгов не хватило? У нас что в дошкольном образовании больше нет приличных песен, кроме как об отключении интернета и инстаграммов? Это мы таким образом стараемся привить детям какие то ценности в жизни?
Танец "Журавли" просто позор, причем после него надо срочно девочек переодеть в другие платья в жутко тесном коридоре, где вообще для этого нет места, дети нервничают, банты слетают, замки на платьях ломаются-это кому такое надо было? Мамам,которые пришли смотреть на своих детей и хлопать? 
Настолько все бестолково, неорганизованно, халатно, для галочки.
На утренник приходят бабушки, пожилые люди, скамеек нет, стульев нет, внуков не разглядеть в толпе, бедные стоят вдоль стенки....это праздник, организованный муз.руководителем???? Это позор и отстой. На месте заведующей я бы пересмотрела компетентность музыкального работника в сторону замены. Таких непрофессионалов нельзя допускать в детские учреждения. До этой дамы, был прекрасный руководитель, чуткий, ответственный, прекрасно разбирался в музыке, умела аккомпанировать, а эта дама кроме как скачать с интернета на большее просто не хватает ни воспитания, ни профессионализма.
Итог: Нет ни видео утренника, т к снять видео не представляется возможным,если только в отражении в зеркальной стене зала, не увидела своего ребенка совсем, и не только я, испорченное настроение и просто хамское отношение музыкального работника, когда ее спросили, чем мотивировано такое ужасное представление и какая расстановка детей. Она взбесилась, что все ее хвалят ,а тут подошли с вопросом и недовольством, она плевала мне на платье, когда отвечала,что заслужил ваш ребенок, там и стоит, взаду-значит взаду. Моя пелена упала и я чудом сдержалась,чтобы не дать ей в морду.
Страшно подумать какой будет выпускной. 
А теперь мамашка из род. комитета мне сегодня вернула все деньги ,сданные на выпускной и объяснила тем, что это решение род комитета в связи с ситуацией на последнем утреннике. Т. е на выпускном все будут стоять и запускать шары, а моя должна просто стоять? Всех снимает фотограф, а моя будет стоять?
Посоветуйте, что делать и как отреагировать на ситуацию?
498
Все будет офигенноО неработающих женах
Всем добрый день. Мой муж часто ставит мне в пример жён своих друзей, которые когда-то уволились с работ во время первого декрета и до сих сидят дома, рожают детей, занимаются бытом, детьми, мужьями.... И вот одна я такая строптивая все рвусь на работу, норовлю рассовать детей по садам/школам и бежать строить карьеру. Немного о них, жёнах друзей. Одна экономист, сидит дома, дочке 3 года, работу не ищет, ждёт второго ребёнка. Муж молодец, крутится, содержит. Вторая медик, работу она конечно не бросила, но переходит из одного декрета в другой, рожая с интервалом в 4 года, их уже трое. Тоже муж содержит всех один. При этом наверняка их не заставляют отчитываться за каждую потраченную на себя копейку, как меня, все хорошо одеты, ездят на своих авто. В общем, сидят и в ус не дуют. А вот мой коллега пашет на 2 работах, стонет, конечно, что тяжело, но жену на работу не гонит. Она тоже уволилась после второго декрета, занимается детьми, собой, собачкой, ходит на тренинги разные.
Вот и муж мой уверен, что я тоже так могу, сидеть на обеспечении, не думать ни о чем кроме семьи. А у меня крыша едет. Я люблю работу, люблю с людьми общаться, я на работе отдыхала от семейных забот. И заработок. Согласитесь, лучше заработать своё на свои нужды, а не сидеть с протянутой рукой. Не семейная я баба, наверно.
314
AcinonyxНЕпятница!!!
Всем привет! Не могу в шапку темы загрузить фото, потому без неё.
287
мама кошкаСитуация в школе. Я в шоке.
Девочки,случилась у нас в школе такая ситуация.Дочка ходит в 3 класс и сегодня после продленки когда я забрала ее домой,уже дома она мне пожаловалась что в школе 2 мальчика ее на продленки зажимали и пытались снять трусы.Дело было в 5 вечера и она и эти мальчики остались в классе в троем. Учитель в это время мыла соседний класс.Дочка попыталась дать им отпор и ударила веником.Мальчики побежали к учителю и пожаловались что она их ударила,она рассказала почему она так делала но умолчала что задирали юбку.Призналась мне уже дома,сказала что учителю такое говорить постеснялась.Я сразу позвонила педагогу,объяснила ситуацию и попросила провести беседу с мальчиками.Она конечно была очень удивлена,заверила что это без внимание не останется.Я в шоке,мальчишки то в 3 класс ходят.В мое время они еще в этом возрасти в машинки играют,а сейчас кошмар.Не знаю как себя в этой ситуации вести и как объяснить дочки что о током надо сразу рассказывать.Она начинает краснеть и говорит что ей стыдно но стыдно то должно быть не ей а мальчишкам за такие поступки.
241
Tatiana Volodina ответственность школы
На уроке физкультуры в 3 классе мальчик  силой дернул за руки сына, произошло смещение 5 шейного позвоночника. 3 дня ребенок пролежал в больнице на растяжке с гирями, на 4 день  прямо из больницы я приехала в школу , считая что виноват учитель физкультуры. Комиссия по ТБ в составе с инженером по технике безопасности  , учителем по физ-ре и классным руководителем обвиняет во всем ребенка. Я пыталась выяснить, почему  учитель по физ-ре не запретила во время урока  подходить и дергать за руки сидящего на скамейке одноклассника. Учитель говорит, что не видела происходящего, тюк. стояла спиной. Школа винит во всем моего ребенка. Школа образцово- показательная, директор имеет неограниченные связи, что делать?
231
Инна ОлейникРабота в удовольствие.
Нравится ли вам ваша работа, получаете удовольствие от того, чем занимаетесь?
Большую часть времени проводим на работе, поэтому это важно .
Я бухгалтер, понимаю, что занимаюсь нелюбимым делом. 
149
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru