«Моцарт», «Сальери» или просто музыкант?

Психолог Владимир Леви в одной из своих книг цитирует дневник родителей о своем сыне. «Неужели посредственность?» – пишет расстроенный отец. Запись, оставленная мамой вскрывает другую боязнь. «Слава богу, не вундеркинд!» – пишет она.

lori-0003655687-bigwww.jpg
Источник: Migration

От каждого по способностям

Многие родители заявляют: «У меня гениальный ребенок!». Они с удовольствием демонстрируют друзьям рисунки сына или дочери, хвастаются его успехами в шахматах, спорте, математике, или музыке.

Достижения ребенка становятся предметом гордости родителей. Но, к сожалению, не всегда они имеют представление о том, как общаться с талантливым и одаренным малышом. И еще чаще не осознают, что незаурядные способности, тем не менее, следует развивать. К примеру, они с умиротворением слушают, как чудесно ребенок поет, но даже не подумают записать его в музыкальную школу, считая, что «музыка – это не профессия, а хобби для души, на которое не стоит тратить чересчур много времени и денег».

Важно не перехваливать изначально детей и развивать талант ненавязчиво.

Однако вернемся к маме и папе, чей родительский опыт описывал Владимир Леви. Очевидно, что женщина опасается, что в случае одаренности, ее ребенка ждут годы метаний, разочарований, тяжелого, часто неблагодарного труда. В связи с этим, она, сама себе в том не сознаваясь, начинает ограничивать внутренний потенциал малыша, не дает возможности развивать ему свой талант дальше. В итоге, она воспитает ребенка обычным, среднестатистическим, как у всех. Именно таким детям и родителям, кстати, посвящена книга психолога Элис Миллер «Драма одаренного ребенка».

Поведение отца, расстроенного «посредственностью» наследника, оказывается диаметрально противоположным. В погоне за мечтой о ребенке-вундеркинде он, вероятно, замучает малыша кружками, спецшколами, репетиторами и т.д. Постоянные изнуряющие занятия в какой-то момент могут отбить у ребенка всякое желание учиться вообще, даже если у него действительно наблюдались способности в определенной сфере деятельности.

Помогать, но не давить

Уровень способностей ребенка и, собственно, перспективы помогут определить школьные учителя и специалисты в той области, где дети демонстрируют неплохие результаты. Прислушиваться к экспертному мнению важно, даже если в душе вы с ним не согласны. Помните, что это в интересах ребенка: в процессе занятий способный будет вынужден соперничать с одаренным и не факт, что это противостояние не сломит первого. Скорее всего, он получит серьезный удар по самолюбию и может страдать так же, как слушавший музыку Моцарта Сальери.

Впрочем, даже если родителям сказали, что ребенок одарен, не стоит идеализировать возможности ребенка и уходить с работы, чтобы посвятить жизнь развитию его дара. Безусловно, мама и папа должны всячески поддерживать малыша. Но очень важно, чтобы от него не требовали непременного успеха. В первую очередь, ребенок должен получать эмоциональное удовольствие от занятий.

«Он взрослее меня»

Иногда родители начинают с рождения делать из детей гениев. Часто это заканчивается трагедией.

Общаясь с собственными детьми, которых высшие силы наградили каким-либо талантом, порой родители чувствуют себя растерянными: ребенок с раннего возраста знает, в какой сфере он хочет развиваться, и упортно идет к своей цели, иногда жертвуя уроками в школе.

Учитывая самостоятельность ребенка, взрослые часто смотрят на его занятия «сквозь пальцы», предоставляя ему возможность строить свою судьбу. Ведь он выглядит таким сосредоточенным, погруженным в себя – словом, взрослым. На самом деле это не так. Несмотря на свое дарование, ребенок нуждается в родительской поддержке и внимании. Наставления мамы и папы должны быть для него светом маяка, указывающим правильный путь. Они должны научить ребенка жить со своим даром.

Кроме того, важно контролировать занятость малыша: работать на износ неправильно. У ребенка должно быть время на отдых.

Жанна Сергеева
Аналитический психолог