Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиВКонтактеИгрыЗнакомстваНовостиПоискОблакоVK ComboВсе проекты

Пять парадоксов родительского воспитания

Мотивы поведения родителей порой настолько запутанны и непонятны, что даже Эркюль Пуаро с Шерлоком Холмсом оказались бы в замешательстве. Понимая запросы своих детей, родители часто эти самые запросы игнорируют.

Парадокс No 1.
Игнорировать потребность ребенка во внимании

Часто вижу такую картину: на площадке, в детском саду или в гостях стоят мама и ребенок (чаще всего я наблюдала такое именно с мамами), малышу явно плохо, скучно, грустно или что-то еще, и он начинает, как может, привлекать к себе внимание. Казалось бы, что стоит удовлетворить потребность ребенка? Но мама говорит: «Ах, это он просто привлекает к себе внимание. Не надо на него внимание обращать!»

На мой взгляд, это все равно, как если бы ребенок хотел пить или есть, и мы, зная об этом, сказали: «Ах, он просто проголодался, не обращайте на него внимания».

Печально, что подобные высказывания я слышала и от педагогов, которые работают с детьми в садах и школах.

Потребность во внимании, в понимании того, что тебя видят и признают – одна из базовых потребностей ребенка. И удовлетворять ее нужно с самого детства, иначе, став взрослым, такой человек будет обречен искать способы (не всегда, кстати, законные) к себе это внимание привлекать.

Вниманием ребенка нельзя избаловать. Избаловать можно непоследовательностью своих требований, неумением доводить эти требования до конца и потаканием всем прихотям и капризам ребенка. Потребность во внимании к этому не относится.

Парадокс No 2.
Делать из ребенка равного себе

Это одна из самых «странных» вещей, которые делают родители, когда на маленького ребенка возлагается почти такая же ответственность, как на взрослого человека. К ребенку приходят за поддержкой, за заботой. И это с ног на голову переворачивает привычную для его восприятия картину мира. Ведь это он должен просить поддержки и защиты у папы с мамой, а не наоборот.

Однажды я стала случайной свидетельницей следующего разговора: женщина высказывала собеседнику: «Ты меня не ценишь, не уважаешь, я для тебя пустое место, ты обо мне не заботишься». Я решила, что это какие-то семейные разборки. И только потом увидела, с кем разговаривала женщина, – это был грустный мальчик лет 10-12.

Да, детей нужно учить заботиться и помогать маме с папой. Но необходимо помнить о том, что помогать взрослым и быть с ними наравне – не одно и то же.

Парадокс No 3.
Ждать, что ребенок сам все поймет

Родители часто откладывают воспитание на потом. «Вырастет, научится делиться игрушками / убирать за собой в комнате / быть нам за все благодарным / выстраивать взаимоотношения с людьми». Все на потом. А когда – потом-то?

Наивно полагать, что в какой-то момент ребенок проснется и скажет: «Так, родители, мне уже 18 / 25 / 30 лет, «потом» наступило, и теперь я буду жить не так, как вы меня все эти годы учили, а так как мне нужно. Я все понял».

На самом деле любые большие изменения начинаются с маленьких ежедневных действий. Чтобы выучить иностранный язык, нужно заниматься каждый день. Чтобы сесть на шпагат, необходимо почти каждый день растягиваться. И так – во всем.

Парадокс No 4.
Не учитывать особенности детского возраста

С одной стороны, родители понимают, что у них на руках – совсем еще маленький человечек. Что к нему нужен какой-то особый подход: кровать ему покупается отдельная, одежда нужного размера. Но, с другой стороны, очень важные именно для детского возраста вещи игнорируются. «Я свою шестимесячную дочь кормлю сосисками, – радостно восклицает знакомая, – и у нее все в порядке». А как должно быть не в порядке? Съел ребенок сосиску и отравился?

Дело ведь не в том, какую систему питания вы выбрали для своего ребенка, а в том, учитывает ли она его «детскость», его особые потребности.

«Мы не соблюдаем режим дня, – хвалятся другие знакомые, – ребенок спит, когда захочет». А то, как именно это влияет на ребенка, они не задумываются.

Парадокс No 5.
Отрицать достижения педагогики, психологии и медицины

Это очень странно: вроде бы все родители хотят, чтобы их дети были сильными, здоровыми, умными и счастливыми, но при этом советы психологов, педагогов, врачей часто воспринимаются как что-то неправильное или даже опасное: знаем мы этих специалистов!

«Я мать, – говорила моя подруга. Меня интуиция никогда не подводит. Я сама знаю, как мне своих детей лечить, растить и воспитывать».

Ни в коем случае не берусь отрицать важность и значимость маминого чутья. Я сама и психолог, и мама. Главное, чтобы мамина интуиция и желание быть во всем правой и самой умной оставляло возможность прислушаться к специалистам – психологам, педагогам, педиатрам, логопедам.

Воспитание детей – это, наверное, самое сложное на свете. В умении быть грамотным, чутким, «правильным» родителем невозможно достичь какого-то потолка, финала. Мы растем и развиваемся вместе с детьми – как будто идем вверх по бесконечной лестнице. И каждое новое знание, осознание каждого нашего промаха помогает подняться еще на одну ступеньку.

Комментарии
49
Vика~Vиктория
Всё в точку, всё правильно!
СсылкаПожаловаться
Ирина
режим дня - это основа воспитания.
СсылкаПожаловаться
Ирина
хорошая статья. побольше таких, а то все о каких-то непонятных "знаменитостях" пишут...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас