Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

Самые знаменитые лицеисты

Лицейское образование сложилось в России более 200 лет назад, когда 19 октября 1811 года открылся Царскосельский лицей. Учебное заведение давало детям энциклопедическое образование, которое приравнивалось к университетскому. В результате лицеисты добивались успеха и в искусстве, и в науке, и в военном деле, и на государственной службе. Во Всероссийский день лицеиста мы решили вспомнить самых знаменитых воспитанников лицея.   


1. Александр Пушкин: «успехи в русском не столько тверды, сколько блистательны»

Илья Репин. «Александр Сергеевич Пушкин читает свою поэму перед Гавриилом Державиным на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года» (1911).

Первый выпуск Царскосельского лицея оказался самым звездным за всю историю учебного заведения. За соседними партами сидели Александр Горчаков, Антон Дельвиг, Вильгельм Кюхельбекер, Иван Пущин, Модест Корф, Алексей Илличевский. Но больше других прославился хорошо известный всем без исключения школьникам Александр Пушкин.

Однокашники прозвали его «Француз» и «Егоза» – за хорошее знание иностранного языка и непоседливость. Учеба давалась будущему гению российской поэзии непросто. Говорили, что у Александра слезы наворачивались на глаза, когда преподаватель математики выводил на доске ряды примеров.

Гораздо лучше обстояло дело с гуманитарными науками. «Успехи его в латинском хороши; в русском не столько тверды, сколько блистательны», – резюмировал один из педагогов. В итоге среди выпускников Пушкин оказался четвертым с конца списка, продемонстрировав успехи только в российской и французской словесности и в фехтовании.

И хотя шестилетнее обучение в стенах Царскосельского лицея поэт называл «годами заточения», впоследствии он тепло вспоминал и педагогов, и друзей, и многочисленные шалости лицеистов.  Им посвящены многие стихотворения Пушкина: «Была пора: наш праздник молодой…», «Чем чаще празднует Лицей», «Воспоминания в Царском селе», «19 октября» и многие другие.   

2. Федор Матюшкин: «волн и бурь любимое дитя»

Федор Матюшкин

Одним из лучших друзей Пушкина по лицею стал Федор Матюшкин, будущий адмирал и полярный исследователь. С первых же месяцев обучения он проявлял поразительные способности к географии и истории. И хотя мальчик ни разу не бывал на корабле, он грезил морем.

Отчасти в необъяснимой тяге Федора к путешествиям «повинен» юный Пушкин. Друзья часто сидели вместе на берегу пруда и мечтали о дальних странах. А красноречия будущему «солнцу русской поэзии» было не занимать.

От товарищей будущий адмирал получил прозвище «Плыть хочется». «Волн и бурь любимое дитя», говорил о нем Пушкин.

Вскоре после окончания лицея Матюшкин добился, чтобы его взяли в кругосветное плавание, а позже участвовал в экспедиции Фердинанда Врангеля. Три года кропотливой работы в Арктике превратились в линию океанского берега на российских картах. А один из открытых мысов назвали в честь Федора – «мысом Матюшкина».

3. Михаил Салтыков-Щедрин: «мрачный лицеист»

Михаил Салтыков-Щедрин. Фотография конца 1850-х гг.

В 1843 году лицей переехал из Царского села в Санкт-Петербург и стал называться Императорским Александровским. Михаил Салтыков (в будущем – известный писатель-сатирик Михаил Салтыков-Щедрин) оказался в числе первых выпускников обновленного учебного заведения.

С пушкинской поры многое изменилось в лицее. Например, когда-то здесь были запрещены телесные наказания. Однако в воспоминаниях будущего писателя лицей предстает «полувоенным интернатом», где лицеистов ставили в угол, лишали обеда, пороли розгами, сажали в карцер и даже исключали из учебного заведения. И фамилия Салтыкова нередко упоминалась в числе провинившихся учеников.

Причем часто мальчика наказывали из-за стихов, за невнимательность. Лавры Пушкина не давали покоя лицеистам, почти в каждом курсе находился тот, кто мечтал стать прославленным поэтом. Салтыков тоже увлекся стихами и грезил о литературной славе.

Одноклассники называли Михаила «поэтом» и «умником». А родные добавили еще одно прозвище – «мрачный лицеист», ведь на его угрюмом лице невозможно было поймать улыбку. Видимо, уже тогда будущий сатирик начал копить материал для своих будущих фельетонов и книг.

4. Вячеслав Шварц: историк и художник

Вячеслав Шварц. Автопортрет (1869).

Будущий основоположник историко-бытового жанра в русской живописи очень рано проявил интерес к рисованию, хотя способности у него были ко многим предметам. Например, в 10 лет он уже хорошо объяснялся на французском, немецком и английском языках, а впоследствии выучил итальянский и арабский.

В лицее Вячеслав сразу обратил на себя внимание учителя рисования и очень продвинулся под его руководством. Хорошая память часто спасала мальчика. На большинстве занятий он рисовал – вместо того чтобы записывать урок, однако оставался лучшим учеником в классе. Курс он окончил с золотой медалью.

После выпуска Шварц занимался в Академии художеств на отделении батальной живописи и одновременно посещал лекции историка Николая Костомарова в Петербургском университете. На стыке увлечения историей и живописью и родился его особый стиль.

На полотнах Шварца с глубоким знанием и вниманием к деталям показана бытовая допетровская Русь: «Сцена из домашней жизни русских царей», «Стрелец XVI века», «Плач Ярославны», «Посольский приказ в Можайском уезде». Он стремился раскрыть своеобразие житейского уклада исторических лиц, уделял особое внимание деталям: даже узор на скатерти имел значение. После картины «Вербное воскресенье при Алексее Михайловиче» ему дали звание академика.

5. Василий Сафонов: наши в Карнеги-холле

Николай Бодаревский. «Портрет В.И. Сафонова» (1883).

Дирижер, пианист, сподвижник Петра Чайковского, учитель целой плеяды выдающихся музыкантов XX века также окончил лицей. Сафонова наверняка ждало большое будущее в канцелярии Комитета министров, куда его зачислили после выпуска, но Василий, несмотря на протесты отца, подал в отставку и стал преподавать пение в родном лицее.

Санкт-Петербургскую консерваторию Сафонов окончил экстерном за 7 месяцев с золотой медалью. Через несколько лет Сафонов стал преподавателем, а после – директором Московской консерватории. Благодаря ему учебное заведение обзавелось новым зданием и Большим концертным залом.

Сафонов несколько лет руководил Нью-Йоркским филармоническим оркестром, регулярно выступая в Карнеги-холле, возглавлял Национальную консерваторию Америки. Благодаря ему на Западе впервые прозвучали многие сочинения российских композиторов.

В своем пособии по игре на фортепиано «Новая формула» Сафонов призывал студентов «честно служить благородному искусству музыки». И даже здесь слышатся отголоски лицейского девиза: «Для общей пользы».

Читайте также: Как обучали детей российские императоры.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
3
Капитан Джек Воробей
Интересная статья)) Только вот о лицеистах пушкинского выпуска можно было бы чуть подробнее))
СсылкаПожаловаться
Анна Попова
Статья не понравилось. Фактически пишут только о тех лицеистах, которые на пошли по той стезе, ради которых их готовили. Лицей создавался не для подготовки поэтов или художников, а для подготовки грамотных управленцев. И много лет это учебное заведение справлялось с этой задачей. Да, Пушкин - великий поэт, но служил он плохо. В этом плане Салтыков-Щедрин был более удачным выпускником. Он много лет занимал руководящие должности, служил в разных губерниях. Совсем не сказали про тех, кто действительно оправдал, предназначение этого учебного заведения. например, в 1823 году лицей закончил Дмитрий Николаевич Замятнин. В 1866 году он стал Министром Юстиции и лично много сделал для реализации судебной реформы 1864 г. Благодаря ему страна получила новый суд.
СсылкаПожаловаться
Инна Кульбацкая
Из всех перечисленных больше всего знаю первых-Пушкин,Пущин,Кюхельбекер(Кюхля).А вот что Салтыков-Щедрин закончил это заведение впервые.И вообще для такого лицея маловато знаменитостей.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимЛюбовь к Родине
Как вы рассказываете своему ребенку о любви к Родине? Нужно ли воспитывать ребенка патриотом?

Муж при 6-летней дочери может позволить такие выражения,как "Рашка", "совок", постоянно спорю с ним. Говорю,что так нельзя. С дочкой люблю ходить по краеведческим музеям, читаем книги о Руси, обычаях, историю России.

У ребенка интерес, просит новой и новой информации. Смотрим с ней старые фильмы о ВОВ. Очень любит Гусарскую балладу. А тут папа с такими словами...
373
АнонимЧто делать, если нравятся двое мужчин одновременно?
Жила я себе спокойно с сожителем, уже более 5-ти лет вместе, быт уже налажен, жизнь тихая и спокойная, без ссор и эмоций. Каждый будний день проходит по уже "накатанному" графику: после работы вместе ужинаем, общаемся, потом разбегаемся каждый "в свой угол", занимаемся своими делами. По выходным, в основном, каждый занят своими делами. Есть общие интересы, общие друзья, детей нет. Человек неидеальный, но в целом, неплохой, совсем неплохой. Перспективы дальнейшего развития отношений очень туманные: жениться он категорически против, однако не против (на словах) завести ребенка, но когда заходит речь о том, какой станет наша жизнь при наличии общего ребенка - никто из нас никаких конкретных представлений об этом не имеет, видимо, никто из нас не представляет совместную жизнь с общим ребенком.
До недавнего времени я была уверена, что у меня в личной жизни всё стабильно, жизнь устроена, никого себе не искала, ни с кем не знакомилась специально. 
Стоит указать возраст: мне 35 лет, моему сожителю - 36.
Но... впоследствии нескольких следующих друг за другом событий, в мой день рождения, в моё 35-ти летие, происходит знакомство с новым человеком. Первое впечатление: "Моя мечта, где ж ты был раньше..." - это самая первая мысль, которая промелькнула в моей голове в момент знакомства. Но стабильные отношения с сожителем я разрывать не собиралась, поэтому свою симпатию к этому новому знакомому от обоих я тщательно скрывала и держала всё под контролем. Общение с новым знакомым продолжилось, сначала только дружеское без попыток приблизится друг к другу. Когда я поняла, что ситуация начинает выходить из-под контроля, и я, и он хотим видеть друг друга чаще, я уехала с сожителем в отпуск в надежде забыть своего друга. Даже отключила интернет на несколько дней, чтобы не общаться с ним. Но забыть не смогла. Сожителю рассказала об этом (между нами секретов нет), он не принял это всерьез, однако, по возвращению, когда из аэропорта я сразу поехала на встречу с этим другом, до сожителя всё же дошло...
И теперь я оказалась между двух огней. Оба (и сожитель и новый избранник) знают друг о друге и всё более настойчиво просят сделать выбор (каждый, конечно, в свою пользу). Сама ощущаю себя не в своей тарелке: живу с одним, а встречаюсь с другим. К слову, сексуальных отношений нет ни с одним из них: сожителю в близости отказываю, а нового избранника настолько близко к себе не подпускаю.
Я метаюсь и не знаю, в чью пользу сделать выбор. Мне нравятся оба. Перспективы дальнейшего развития отношений (семья и дети) с новым избранником также туманны, мне кажется, мы столкнемся с большим количеством проблем и притирка будет очень нелегкой.
Т.е., по моему мнению, создать семью что с сожителем, что с новым избранником, поможет только чудо. 
Сожитель уверяет, что готов изменить в себе всё, что мне в нем не нравилось, быть таким, каким я хотела бы его видеть, лишь бы выбор был в его пользу. Но я в кардинальные изменения не верю, люди в таком возрасте не меняются.
Нового избранника я слишком мало знаю. Он тоже мне вешает лапшу на уши о счастливом совместном будущем. По умолчанию в лапшу не верю, но пока прошло не так много времени, чтобы лапша преобразовалась в реальные действия. Нужно хотя бы полгода, чтобы хоть в какой-то мере понять, что за человек, а такого времени на раздумья нет. Оба ждут моего выбора.
Новому избраннику, как и сожителю, 36 лет. Оба имеют 2 высших образования.
У сожителя доход поболее, однако у нас раздельный бюджет и ни копейки его денег я не вижу, всё и везде за себя оплачиваю сама, даже подарки сожитель не делает. В ресторане счет всегда раздельный (каждый сам оплачивает то, что заказал).
У избранника, как мне кажется, доход поменее, чем у сожителя, однако мне нравится его тяга к работе, работает много и с удовольствием. В ресторанах за меня платит (у него не возникает мысли о раздельном счете), небольшие приятные подарочки дарит.
У сожителя есть своя квартира, однако меня в свою квартиру жить не зовет (его квартира только для него), живем в моей квартире.
У избранника своей квартиры в нашем городе нет, снимает, но по его словам хочет купить квартиру, чтобы обосноваться здесь надолго (насколько это соответствует реальности и его финансовым возможностям - не знаю).
По каким критериям делать выбор, если нравятся оба? Долго тянуть это "подвешенное" состояние не получится.
176
БуКак пережить несправедливость?
Напишу очень коротко.
Расстались с отцом ребёнка по моей инициативе,  встречам дочки и её отца не мешала.

Сначала был один суд, потом второй суд о порядке общения дочки с отцом. Последний суд был год назад и этот суд был «вишенкой на торте».
В ходе судебного процесса была проведена психологическая судебная экспертиза, которая выявила, что дочке лучше жить со мной, я ею интересуюсь. Её отец саму дочку подавляет, и не интересуется тем, что действительно интересно дочке.

Также мною были приложены фото доказательства нарушения решения первого суда отцом ребенка. Также органы опеки составили акт условий жилья отца ребёнка , где написали, что квартира двухкомнатная и принадлежит ему. Я запросила выписку егрн, где было написано, что квартира принадлежит его сожительнице и квартира однокомнатная. Знаю, что в этой квартире они проживают втроём - отец моей дочки, сожительница и её десятилетний сын.

Все эти документы судом изучены не были, аппеляцию оставили не удовлетворения. Но суть в том, что я после решения суда узнаю, что судья, который вёл это дело, - наркоман и сбил людей у нас в городе (всю вину скинули на его водителя).

После всего этого, вот почти уже год, мне тошно. Я потеряла тонус. Набрала 17 кг (едой я не заедала, наоборот , когда стресс - есть не могу), начала болеть адски левая сторона тела, пошла к лучшему в городе психологу-психиатру-психотерапевту. Пропила 3 месяца антидепрессанты - хоть девая сторона отошла. Понимаю, что нужно ещё к психологу, сейчас в поисках.

Понимаю, что если сама не вытяну себя - никто меня не вытянет. Вопрос только - КАК? Как себя вытянуть?
148
БаловАННАяДиплом ради диплома
Чего греха таить, реальность такова, что многие дипломы имеются ради самого диплома. Я сейчас говорю о высшем образовании, которое всегда приветствуется, а в части профессий просто необходимо. Но вот соответствие "трудовой" специальности и того, какая специальность указана в дипломе не всегда, увы, совпадает. Безусловно, есть, например, медицинские специальности, где с дипломом энергетика хирургом не стать нивжисть.
Безусловно, есть профстандарты, но для коммерческих организаций они не указ.
В общем, к чему это я... А просто к некой справке, условной статистике, как много тех, кто работает совсем в другой сфере, не там, "на кого" учился.
И сыграл ли ваш диплом какую-то роль в трудоустройстве. А если диплом не соответствовал новой профессии, учились ли ещё, уже по специальности?
135
ЮлиЯ ЮлиЯчто делать с "добром"?
тут еще проблема , по крайней мере для меня
нужны советы, что делать с "добром", а именно хрусталь, 2 сервиза, фужеры всякие наборы,2 шерстяных ковра, выкинуть уже и успокоиться, отдать даром с самовывозом

Мама переживает, что я выкидываю, 1 сервиз и часть фужеров и хрусталя благополучно скончались, когда упал ночью навесной шкаф, но есть еще
Маме не отдать, своего добра полно
Осталось ли такое "добро" у вас, используете в быту или стоит , пылиться
128
Хатуль Маданбабушка в 28?
Малахова смотрю, девы.. В шоке я. Девочке 13, она беременна. Ну ладно, нас уже не удивишь 13-летними мамами, в 11 рожала дева из Капотни.
Но отцу ребенка 10 лет и по словам соседей он курит, пьёт, нюхает, жуёт...
ДЕСЯТЬ лет!
Чего я не понимаю, как это возможно? 
121
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru