Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как обучали детей российские императоры

«Царских путей к геометрии нет!» – заявил гениальный математик Евклид в ответ на просьбу греческого царевича Птолемея научить его геометрии, причем – побыстрее и попроще. Этого же правила придерживалась династия Романовых при воспитании наследников.


До глобальных преобразований Российской империи, начатых Петром Великим, всех знатных детей (и не только царского рода) опекали вопреки всяческому здравому смыслу. В допетровской Руси младенцев до года даже не выносили на улицу – считалось, что свежий воздух может навредить малышу. Иностранцы изумлялись: «Стены и полы (в детской) для сбережения тепла обиты сукном, колыбель тоже подбита сукном или мехом, и в ней на пуховых перинках и подушках, под меховым одеялом находится плотно спеленутый младенец». Кроме того, при малейшем капризе чаду тут же давали соску из нажеванного нянькой пряника, завернутого в тряпицу. Этот пряник зачастую сдабривали сладкой водкой или маковым настоем – «для успокоения дитяти». И только в пять лет мальчиков отлучали от мамок и нянек, передавая их на воспитание «дядькам».

Петр I Алексеевич, прозванный Великий, первый Император Всероссийский. | Фото: wikimedia commons

Петру I повезло: его отец, царь Алексей Михайлович, прозванный в народе «Тишайший», оказался прогрессивным отцом, и провел крутую реформу внутри собственной семьи. Своему сыну он отменил «сладкие прянички», зато придумал ходунки – легкие кресла на колесиках. И будущий Петр Великий начал бойко передвигаться уже в полгода. Но из-за ранней кончины отца и внутригосударственных склок систематического образования он так и не получил. Всю свою жизнь Петр Алексеевич писал с грубыми грамматическими ошибками – в отличие от старшей сестры, царевны Софьи Алексеевны. Та, наоборот, была одной из самых образованных женщин своего времени, однако проиграла младшему брату гонку за власть. 

Зато царь-реформатор, как губка, впитывал каждое новое знание, которое считал полезным государству. По сути, Петр был талантливым самоучкой и гениальным топ-менеджером, потому что умел разглядеть и оценить любой талант, и направить его на пользу Отечества. Случай беспрецедентный для того времени – в молодости Петр I ездил тайком за границу в качестве самого обычного подмастерья, в Европе выучился строить корабли, осваивал артиллерийское дело; изучал станки; точные науки; зубрил иностранные языки и многое-многое другое – русский царь «нового формата» мог даже вырвать больной зуб. Он, помимо прочего, играючи собирал вокруг себя таких же одаренных людей, но все его дети – и от первого, и от второго брака, – также не получили классического образования. 

Павел I и Елизавета Петровна

Историки сходятся в одном – первым наследником российского престола, получившим воспитание и образование с учетом новых реалий, стал император Павел I. Но это было бы невозможным без двойственного тандема. Такого, как у императрицы Елизаветы, младшей дочери Петра I, и Павла I. Маленькому Павлу Елизавета приходилась теткой по отцу – но сейчас речь не идет о сложных родственных взаимоотношениях семейства Романовых. Важно другое: Елизавета, хотя и не была – в полном смысле этого слова – образованной женщиной, прекрасно осознавала, насколько важно дать Империи монарха с европейским образованием и независимым образом мышления. Она приставила к цесаревичу талантливых наставников – Семена Андреевича Порошина, известного в те годы писателя, Федора Дмитриевича Бехтеева, видного дипломата, Никиту Ивановича Панина, тоже дипломата и государственного деятеля. 

В первую очередь учителя должны были внушить Павлу очевидный факт: он не простой мальчик, а наследник великого престола, не имеющий права на пустые капризы и своеволие.

Павел Петрович, Император Всероссийский, великий магистр Мальтийского ордена, сын Петра III Федоровича и Екатерины II Алексеевны. | Фото: wikimedia commons

Будущему императору прививали любовь к русскому народу и умению снисходительно относиться к человеческим слабостям, но самому строго следовать по пути добродетели. Все эти тезисы, подробно изложенные в дневниках писателя Порошина, и послужили толчком для дальнейшего развития русской педагогической мысли. 

Александр I и Екатерина II

Екатерина Великая (урожденная София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская), немка по происхождению, сделала все для того, чтобы заслужить право называться великой российской императрицей. Она не только поддерживала отечественную науку и производство, не только выиграла огромное количество военных и дипломатических сражений на международной арене, не только прославила себя, как одаренный мыслитель, но и сделала все для того, чтобы воспитать из своего внука – Александра – будущего победителя Наполеона. 

Для Александра I и его брата Константина бабушка разработала целую педагогическую систему, которая стала продолжением идей Елизаветы Петровны. Прежде всего, Екатерина ценила в воспитании разумность и систематизацию: «Кто не имеет ни добродетели, ни учтивости, ни поведения доброго, ни знания людей и вещей, тот не будет никогда человек, достойный почтения», – писала Екатерина. И отмечала: «Страхом научить нельзя, ибо в душу, страхом занятую, не более вложить можно учения, как на дрожащей бумаге написать». Главное же достоинство в наследниках престола она видела «в общем благоволении к роду человеческому». 

Екатерина II Алексеевна Великая, императрица Всероссийская. | Фото: wikimedia commons

При этом Екатерина Великая была строга и неукоснительно требовала соблюдений своих правил от учителей наследников – даже от светлейшего князя Николая Ивановича Салтыкова, видного государственного деятеля того времени. Например, детские капризы и ложь приравнивались Екатериной к болезни, которая требует немедленного лечения. Дети вставали в 6 часов утра и уже в 7 принимались за уроки. В 9 шли здороваться с бабушкой. В 10 утра начинались классы (занятия с преподавателем). И так – до самого вечера: к примеру, с 17:00 до 19:00 мальчики занимались фронтовым учением, фехтованием, гимнастикой, танцами и пр. В переписке Екатерины II с известным немецким писателем Гримом четко обозначено: «Я намерена воспитывать Александра как можно проще. Я буду очень заботиться, чтобы из него не сделали хорошенькой куклы». И бабушке это удалось – ее любимый внук Александр в итоге переиграл Наполеона, перед которым склонилась вся Европа. 

Александр II и поэт Жуковский

Этот император вошел в мировую историю как инициатор реформ, достойных Петра Великого. Его называли Освободителем – в связи с отменой им крепостного права (манифест от 19 февраля 1861 года), и победой в русско-турецкой войне (1877-1878 гг). А погиб Александр Николаевич нелепо и трагически: в результате теракта, ответственность за которую взяла на себя революционная организация «Народная воля». 

Александр II Николаевич, Император Всероссийский, Царь Польский и Великий князь Финляндский из династии Романовых. Старший сын императорской четы Николая Павловича и Александры Федоровны. | Фото: wikimedia commons

С девяти лет Александр обучался под руководством поэта В. А. Жуковского. Тот составил глубоко продуманный «план учения», согласно которому нужно было сделать будущего императора человеком гуманным, просвещенным и всесторонне образованным. Домашние занятия дополнялись «зевательными» поездками. Из них особенно отмечено путешествие царевича по России и Западной Сибири в 1837 году, где будущий император увидел многое из того, что было неизвестно золотой молодежи того времени. Кроме того, уже в 23 года авторитарный отец знакомит Александра с разными отраслями государственного управления и даже поручает ему общее руководство делами – на время своих отъездов из столицы. И Александр уже в юные годы проявляет себя как талантливый управленец.

«Самое первое место для нас, где мы учимся правде, честности, любви – это наш дом», – сказала Александра Федоровна, последняя русская императрица. Еще одна немка по происхождению, она стала последней русской царицей, воспитавшей для российского престола пятерых наследников, не каждому из которых суждено было дожить до совершеннолетия. Кто знает, какую роль могли бы сыграть ее дети в судьбах Отечества, но история не знает сослагательного наклонения.

Сейчас принцами и принцессами мы называем состоятельных избалованных детей, которые не в состоянии позаботиться о себе. А в семье Романовых все было иначе: 
– «царский путь» был вымощен холодом и физической работой; 
– детей воспитывали в страхе божьем, они знали основы Библии:
– детей приучали к физическому труду. У каждого наследника был свой садик, где выращивались овощи или цветы; 
– старшие Романовы установили для детей строгий регламент: ни одной минуты без дела;
– одежда детей была очень простой: младшие донашивали одежду за старшими, как в самых малообеспеченных семьях.

Семья Николая II в 1913 году (слева направо: Мария, Татьяна, Ольга, Александра Федоровна, Николай Александрович, Алексей, Анастасия). | Фото: wikimedia commoms

Кроме того, многодетная семья Романовых (дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия, а также долгожданный сын – цесаревич Алексей Николаевич) питалась самой простой едой. Каши, щи, черный хлеб, которые едят простые солдаты, постоянно присутствовали на императорском столе во время Первой мировой войны. Детей не оберегали от тяжелых впечатлений: так, Алексей вместе с отцом посещал действующую армию и лично награждал отличившихся бойцов. А старшие девочки семейства Романовых служили сестрами милосердия в госпитале. Дома они спали на складных армейских кроватях, которые легко можно было двигать, чтобы зимой оказаться поближе к теплу или даже в комнате брата, рядом с рождественской елкой, а летом – поближе к открытым окнам. Помимо арифметики все дети изучали основы Закона Божия, русский, английский, французский и немецкий языки, а также учились танцам, игре на рояле, хорошим манерам, естественным наукам.

Также читайте о том, как воспитывают современных принцев и принцесс.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
250
Турсунова
Очень грустно читать про последних Романовых княжен. Бедные девочки, в каком-то стеснении жили все детство, не сообразно статусу. А ещё и погибли, бедные
СсылкаПожаловаться
elena aleksandriya
Какие же "гениальные" стояли у престола романовы! Тогда почему же жилось плохо простому народу?!! Хватит врать нам об их, якобы, гениальности!!! Чем больше они работали на врагов Российского народа, тем больше их восхваляли историки-вассалы!
СсылкаПожаловаться
Семёнова Наталья
Елизавета 1 была теткой по матери Павла 1
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
In cloudsКак приобщить мужа к ребенку заново?
Ребенку почти год, и весь год я тащила его на себе. Во дура-то. Оберегала мужа, жалела его, давала ему выспаться. Думала, ну он же работает, устает... В итоге ребенку год, а я выжата как лимон, и мне нужна помощь. Но муж уже не хочет помогать, он привык, что жена и ребенка развлечет, и покушать приготовит, и пол помоет. И кстати на свои женские штучки сама заработает тоже, ребенок же спит целых 2,5 часа в день. 

Знаю, сама виновата. Надо было нагружать. За весь год муж 1 раз покормил ребенка ночью (ИВ), раз 5 уложил спать, утром дал мне поспать 3 раза. Уже месяца 3 пытаюсь привлекать его, но встречаю жесткий отпор. Отмазки супер. Я не выспался, я вчера поздно лег, я устал, у тебя лучше получается, он у меня не уснет. Аргументы "я тоже устала" и "всему можно научиться" не действуют. Ласковые просьбы тоже. Угрозы тоже. 

Меня это положение дел не устраивает категорически, я хочу помощи от мужа. Когда я могла сама все делать, я помощи не просила, давала отдохнуть. Сейчас мне нужна помощь, а он не понимает. 

Все чаще думаю о разводе. Говорят главное пережить первый год ребенка, но вот год почти пережит, и, как раз, сейчас самые ужасные отношения с мужем, мы ругаемся каждые 5 минут. И все потому что, я замучена в край, а он не хочет помогать. Главное в этом предложении - потому что он не хочет. Всегда воспринимала семью, как команду, что мы в одной упряжке, мы оба трудимся во благо. А у нас - один телек смотрит до часу ночи и спит до обеда, а второй в 6 утра пытается полы помыть с ребенком на руках. 

Есть шанс вернуть силы мужа в семью, или время упущено безвозвратно? Возможно ли как-то приобщить мужа к ребенку, если тому уже почти год, или все, сама упустила момент и выход один - развод?
386
ЛошадкаЧто выбрать гостевой дом, апартаменты или отель....( наш юг)
  Мучаюсь уже больше недели.... Вчера забронировали билеты в Адлер с 20 июня по 2 июля. Прибытие рано утром, отъезд поздно вечером. Но об этом потом... Квартира отпадает сразу они очень удалены от моря,  Есть конечно.но там цена  в полтора раза выше.  Гостевой дом...но те которые в мое ценовой категории это 14-17 тыс на 7 дней, совсем бюджетные скромные, но в них есть общая кухня... а это значить можно готовить и немного с.экономить на кафе.( но тут конечно есть неудобства ,они все на 1 вых этажах, это нужно утро с продуктами идти вниз готовить и готовую еду снова поднимать вверх ( если вдруг номер достанется на  3-4 этаже)  Есть даже парочка отелей с завтраками до 20 тыс . но в них нет даже чайника в номере. есть еще апарт-отель... там конечно супер.. и кухня в номере и номера сами получше... но ценник сразу выше на 6-7 тыс... так вот  получается я плачу за присутствие кухни 7 тыс , но покупаю продукты сама.. или же эти 7 тыс отдаю отелю, но за эти деньги я получаю только завтраки ( да  средняя стоимость завтрака  в отеле 250-300 руб ) .....а где есть еще 2 раза в день,с условием что у нас ребенку 4 года...и сколько заложить денег на питание.. в сутки.... развлечения я немного посмотрела цены .. поняла что 10 тыс не хватит, нужно 15 закладывать ( один поход в океанариум 700+700 не знаю сколько  детский наверное 500=1900, еще дельфинарий,вот еще думаю есть ли смысл в аквапарк идти.... , еще подскажите хочу 2 дня оставить на Красную поляну, что  туда-сюда не мотаться все таки 50 км. Вот там я нашла отель с завтраком и ужином за 2000 руб сутки.  там даже обед можно за 450 руб взять. Еще  прибавляю сумму за ранний  и поздний выезд, а  это скорее всего  еще  за 2 суток  нужно  будет отдать...  Расскажите как в по деньгам планируете свой отпуск.... Так ка семьей мы было только в Минске. но это 4 дня , и то  считаю что много потратили ( около 30 тыс но это с билетами и проживанием) На нашем юге не была ни раза ( ну только в детстве)  Когда была не замужем то это только была заграница Но в этот раз мы ее не рассматриваем Есть но...углубляться не буду.  Те кто посчитает  себя  нищебром....  можете считать и проходить мимо... У нас полстраны  такой.... Всем солнышка.... кому не  трудно  жду  советов. 
193
Дочь министра без портфеляМуки совести
Привет всем. Небольшое предисловие: в январе, поддавшись душевному порыву, я взяла щенка из приюта. До этого у нас уже была собака,  я знала какая это ответственность, с ней не было никаких проблем. В моих радужных мечтах, я гуляла со своим чудесным послушным псом, смотрела телевизор поглаживая его за ушком и т.д. и т.п.
 А теперь о проблеме. Сейчас ему 7 месяцев, маленький щенок, превратился в большого крокодила, который сгрыз все стены. На улице он меня абсолютно не слушается, не смотря на помощь кинолога, не перестает ходить в туалет дома, хотя пелёнки уже давно убрали и он ходит на улицу. Я прекрасно осознаю, что это моя проблема - я не могу найти к нему подход, но терпения уже не хватает. И вот я думаю: не портить ему и себе психику и найти новых хозяев или продолжать попытки стать вожаком. 
179
ТориКозлик 2 продолжение
Итак...
Вот только вернулись мы с поликлиники.
Перелом всё же есть. Гипс наложили. Кому интересно, подробности в теме
123
марина Сколько времени на домашние задания?
Здравствуйте,у нас дочке пока 6 лет,в школу через год,но уже тревожит сколько времени нужно на домашние задания.Если не против,напишите,какой класс и сколько уходит на письменные и на устные или все вместе.
Спасибо за ответы
117
Сейлор МунЯ тоже выговориться. Впечатлительным и беременным нельзя читать.
Сразу попрошу админов перекинуть тему, если я ошиблась с разделом.
Все слезы уже выплакала. А выговориться не смогла. При муже держусь, потому что и ему недалеко до нервного срыва. Речь моей свекрови. Но ничего плохого о ней не будет в теме. Наоборот.
В общем, она умирает. Медленно и верно. Очень мучительно. Это продолжается уже несколько месяцев.
Мы всегда с ней дружили. Я называю ее мамой. И это искренне. Родители наши всегда являлись опорой, помогали нам, особенно с детьми. А в последние годы после сильной стрессовой ситуации, после которой и я , и свекровь постоянно болеем, мы сблизились еще больше.
Но в августе прошлого года после долгих обследований у нее все-таки обнаружили опухоль в поджелудочной. Вторая стадия. Удали все как положено: поджелудку, селезенку, часть желудка и кишечника. Желчного давно уже не было. Она долго восстанавливалась. Прошла четыре курса химии. В принципе, в ее случае прогнозы были, если можно так выразиться, не самые плохие. Я надеялась, что еще несколько лет она проживет. Пусть и качество жизни будет не таким, как прежде. Она даже вроде пошла на поправку. Но вдруг снова начала жаловаться на усиливающиеся боли. Появилась постоянная тошнота. Вынужденно перешла снова на жидкую пищу. А потом появилась рвота. И все, что бы она ни съела, выходило обратно. Вот уже два месяца она уже не ест совершенно ничего. Даже смесь. Практически не пьет. Иногда поим из шприца. Но это миллилитры. И понеслось… морфин, морфин, рвота кровью, феназепам…
Всю жизнь она мечтала похудеть. И вот, лежит скелет, обтянутый иссушенной и исколотой уколами кожей. Страдает и умирает от голода. Иногда стонет. Иногда бредит. Иногда мечтает поесть вкусненького. Не разрешает плакать при ней.
А так не хочется отпускать! Ей всего 59. И ни чем я ей помочь не могу. Она просит сделать ей бешеную дозу инсулина. А я мама двух детей. Я не могу взять такой грех на душу. Я уже сама молюсь о том, чтобы она покинула нас. Чтобы больше она не мучилась. На папу больно смотреть. Что будет с ним…
Пишу, плачу. Пока она не видит. Мы дежурим у ее кровати по ночам по очереди. Иначе папа совсем сляжет от недосыпа. Как долго еще ей мучиться?
93
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru