Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как воспитывались «птенцы дворянских гнезд»

Историки до сих пор спорят о происхождении русского дворянства, да и облик его трудно назвать однородным. Тем не менее, взгляды на воспитание у родителей-дворян по большей части совпадали.


Фотобанк Лори

Сегодня мы обладаем скудными сведениями о том, как жили представители древних дворян. Зато о жизни дворянских семей в XVIII - начале XX веков, благодаря художественной и мемуарной литературе, вполне можем составить себе представление. Какими  же  методами представители российской элиты надеялись воспитать себе достойную смену?

«От самых колыбельных дней…»

Большинство дворянских семей, несмотря на высокую детскую смертность в те времена, были многодетными, и каждый выживший ребенок считался в них Божьим даром. Новорожденный сразу же передавался на руки кормилице, во всяком случае, так было до середины XIX века, пока кормление грудью считалось неприемлемым для благородных дам. Кормилицу выбирали из крепостных, отдавая предпочтение наиболее румяной и полногрудой из них. Кроме нее, при малыше, как правило, была нянька (также из крепостных) или бонна (из-за границы), в зависимости от состоятельности и предпочтений родителей. 

Иногда няню-иностранку приглашали из сугубо гигиенических соображений. Вот что вспоминал известный географ-путешественник П.П. Семенов-Тян-Шанский о деревенских нянях своего детства: «Не нравилась им в особенности та чистота и опрятность, которых от них неустанно требовала моя мать
Это интересно!

После отлучения малыша от груди няня часто становилась для него самым близким другом. Привязывались дети и к боннам-иностранкам, правда, это случалось значительно реже.

«Привычки милой старины»: отцы и дети

В дворянской семье существовала четкая иерархия, на верхней ступени которой стоял отец, а на нижней – ребенок. Отцы часто работали в своих кабинетах, по традиции расположенных как можно дальше от шумных детских, периодически совершали поездки, занимались делами поместья. С детьми главы семейств виделись редко, и это в значительной степени способствовало поддержанию их авторитета: многие дети перед отцами буквально благоговели.

 

Фотобанк Лори

Родители же не только не «сюсюкали» с детьми, но и намеренно сдерживали себя в  проявлении чувств – так было принято. Как писал граф В. А. Соллогуб, «жизнь наша текла отдельно от жизни родителей. Нас водили здороваться и прощаться, благодарить за обед, причем мы целовали руки родителей, держались почтительно и никогда не смели говорить «ты» ни отцу, ни матери. В то время любви к детям не пересаливали».

Дисциплина была строгая, детей не баловали. Даже находиться за столом вместе с родителями позволялось не всем и не всегда. А уж если кому и давалась такая привилегия, то сидеть приходилось в дальнем конце стола, не произнося ни звука. Так, вопрос Наташи Ростовой «Мама! Какое пирожное будет?», заданный ею во время званого обеда, – пример совершенно неприличной выходки, которую ей, тем не менее, по доброте душевной простили.

Отношение дворян к телесным наказаниям в целом можно назвать хладнокровным. Многие родители прибегали к порке для искоренения в своих чадах «злонравия». Не гнушался подобными методами и А.С. Пушкин. Его сестра в одном из писем сообщала: «Александр порет своего мальчишку, которому всего два года; Машу он тоже бьет, впрочем, он нежный отец». Примерно со второй половины XIX века, вслед за общим прогрессом педагогической мысли, отношение к детям в дворянской среде сменилось на более лояльное.

«Да будет он отца достоин»: воспитание мальчиков

Мальчики оставались на попечении нянек примерно до пятилетнего возраста, а затем отдавались на поруки «дядькам». Это значило, что теперь они должны были получать исключительно мужское воспитание, а матерям следовало прекращать «портить» будущих мужчин излишними ласками.

 

Фотобанк Лори

«Любить Отечество свое и верою ему служить» – таков был девиз каждого дворянина, и, конечно, он являлся основной установкой в воспитании мальчиков. С юных лет их старались приучать к физическим нагрузкам, к ранним подъемам и четкому режиму, – готовили к  военной службе. «Матушка была еще мною брюхата, как уже я был записан в Семеновский полк сержантом», – иронично пишет А.С. Пушкин от лица главного героя «Капитанской дочки», но и в этой шутке присутствует доля правды.

Мальчикам прививалось понятие о чести дворянина. Долг чести обязывал их быть храбрыми, честными, великодушными, безупречно воспитанными и образованными. «Кому много дано, с того много и спросится», – считали родители, а потому их сыновья должны были уметь подавлять в себе эгоистические порывы и сильные эмоции, скрывать от посторонних глаз огорчения, превозмогать страх и боль. Любые чувства они обязаны были выражать в сдержанной и корректной форме.

Умение владеть собой – одно из главных качеств, которые должен был воспитать в себе будущий дворянин. А чтобы мальчику проще было привыкнуть к постоянному самоконтролю, с отроческого возраста он был под неусыпным присмотром гувернера. Роль дядьки отходила при этом на второй план.
Это интересно!

Как мальчиков, так и девочек воспитывали в православной вере, с которой представления о нравственности, долге и чести были связаны неразрывно.  

«Младое, чистое, небесное созданье»: воспитание девочек

С малых лет девочки всегда должны были быть опрятными, следить за собственным выражением лица, походкой и осанкой. Приобретению «аристократической» осанки, которая считалась не только «визитной карточкой» дворянок, но и залогом здоровья, придавалось огромное значение. Осанку выправляли при помощи специальных упражнений, регулярно заставляли девочек лежать плашмя на полу, на многих из них надевали корсет. Главное – манера правильно держать себя должна была войти в привычку. За этим строго следили гувернантки, не позволяя своим подопечным расслабиться ни на минуту. Физически девочек не изнеживали, напротив, старались закаливать и всячески укреплять их организмы.

 

Фотобанк Лори

Повседневная одежда барышень чаще всего была скромной, наряжаться было принято лишь по особым случаям. «Жить в приятном довольстве, избегая пустой роскоши и великолепия», – такой была установка на будущее, таким был и образ жизни, в котором росло большинство дворянских девочек. Вращаясь среди женщин, девицы постепенно овладевали тонкостями ведения хозяйства, получали наставления относительно будущей семейной жизни, постигали искусство нравиться, приобретали изысканные манеры. Одним из самых важных качеств юной дворянки считалась способность держаться без высокомерия со всеми людьми, независимо от их положения.

Большое значение для девицы имела ее репутация, которая, разумеется, должна была быть безупречной. О нравственных качествах девушки заботились с особым тщанием: с детства ей внушали о целомудрии, скромности и послушании. Барышня не могла одна выходить на улицу и появляться в общественных местах – только в сопровождении гувернантки, лакея или родственников. А для того чтобы она имела возможность привыкнуть к светской жизни и научилась преодолевать стеснительность, родители посещали с ней детские балы. К 16-17 годам девушек уже начинали «вывозить» по-настоящему, а в скором времени большинство из них выходили замуж.

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь»: образование

Грамоте детей начинали учить не позже, чем в пять лет. Сначала малыш осваивал кириллицу, а затем должен был научиться читать по складам, что часто было для него стрессом: «аз», «буки», «веди» и прочие буквы складывались в слова с большим трудом.

 

Фотобанк Лори

Читать учились по часослову и Псалтыри, так как эти книги были практически в каждом доме, причем их содержанию также придавалось большое значение. Д.И. Фонвизин вспоминал: «Читая церковные книги, ознакомился я с славянским языком, без чего российского языка и знать невозможно». Во второй половине XIX века старинный способ освоения грамоты был вытеснен новым, привычным для нас звуковым.

Параллельно происходило обучение детей танцам, чтобы будущие дворяне могли владеть своим телом, держать себя уверенно и непринужденно. Учителя танцев – танцмейстеры – были очень требовательными, и для многих детей, особенно мальчиков, уроки хореографии превращались в тяжкую повинность.
Это интересно!

Гувернантки и гувернеры постоянно находились рядом с детьми лет с 7-10, «методом погружения» обучая их иностранному языку, азам математики и «изящных» наук. Для дальнейшего образования в дом приглашали учителей. Такое обучение, правда, обходилось недешево, и часть предметов старались преподавать сами родители. Интересно, что к русскому языку после первоначального освоения грамоты не возвращались: считалось, что он «встанет на место» самостоятельно. Надо сказать, что в случае с образованными юношами так и происходило, а вот девушки часто так и не овладевали родной речью. Типичной представительницей таких барышень была пушкинская Татьяна: «Она по-русски плохо знала, журналов наших не читала, и выражалася с трудом на языке своем родном».

Дворянское воспитание подарило нам таких гениев и знатоков русской души как А. Пушкин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, Л. Толстой, Н. Карамзин, М. Салтыков-Щедрин, А. Толстой, Н. Некрасов, Н. Гумилев, А. Ахматова, И. Бунин, М. Зощенко, В. Набоков и др.
Это интересно!

При соответствующих возможностях родителей, девицы и молодые люди могли получать образование в лицеях, кадетских корпусах, университетах и институтах благородных девиц, самым известным из которых был Смольный. Последние, по сути, представляли собой социальный эксперимент, результатам которого по сей день даются очень разные оценки. Однако несмотря на спартанские условия содержания учениц Смольного и других «монастырей», жизнь многих бывших институток сложилась весьма благополучно, а о годах юности они вспоминали с теплом и благодарностью.

Также читайте о том, как воспитывались крестьянские и купеческие дети.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
125
Татьяна Березина
Нашим бы нуворишам,этим новоявленным "хозяевам жизни" хоть раз в жизни прочитать такую статью.А то "кому много дано",тому,получается, и ВСЁ позволено.
СсылкаПожаловаться
Чеширский КоТ
В ответ на комментарий от Татьяна Березина
Татьяна Березина
Нашим бы нуворишам,этим новоявленным "хозяевам жизни" хоть раз в жизни прочитать такую статью.А то "кому много дано",тому,получается, и ВСЁ позволено.
СсылкаПожаловаться
Боже даже в этой статье только завистливые и глупые комментарии. Это все что вы вынесли *для себя* из этой информации :))). Вам бы тоже не мешало подправить СВОЕ воспитание и быть хоть немного смиреннее. Гуд Лак!
СсылкаПожаловаться
Александра Вертгейм
Вообще-то, птенцы дворянских гнезд воспитывались по-разному. От "гнезда" зависело.
"...В целях выработки в мальчике командных навыков мамаша на лужайку сгоняла крестьянских детей, а барчук длинным прутом немилосердно бил тех, кто плохо перед ним маршировал. Насколько обычной была описанная картина, подтверждает множество свидетельств очевидцев и даже невольных участников. Крепостной человек Ф. Бобков вспоминал о развлечении господ, когда они приезжали в усадьбу: «Помню, как барыня, сидя на подоконнике, курила трубку и смеялась, глядя на игру сына, который сделал из нас лошадок и подгонял хлыстом…». (Б.Ю. Тарасов «Россия крепостная. История народного рабства»)
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Анна ИвановаНормально ли платить старшему ребёнку за помощь с младшим?
Поспорили с подругой. У меня есть старшая дочь 15 лет, и малыш 1 год. Мы со старшей дочерью договорились, что она будет иногда сидеть и гулять с малышом, а я ей буду за это платить. Дочь очень довольна, с радостью берёт на себя это, хотя до этого не допроситься было. За помощь по дому и учёбу не приплачиваю, это её прямые обязанности, а вот заниматься малышом - не её обязанность. Подруга считает такую ситуацию неправильной, говорит, что дочь скоро привыкнет и за всё будет плату требовать. А вы как думаете? 
486
АнонимКак правильно поступить ?
Есть мужчина ,женатый уже десять лет вторым браком .У него дочь ,сейчас ей 24 .Отношения с женой отца всегда были хорошие ,гостила сколько хотела ,помогали материально .Сейчас дочь выходит замуж и просит у отца достаточно крупную сумму на свадьбу .
455
MariettaИ я про наследство
Всем добрый день! Прочитала тему про наследство девушки, отца и новую семью. И у мне захотелось узнать у знающих людей как может быть в данной ситуации. Была семья: мама, папа, сын. Папа был военным, получил квартиру,еще в 90-е. После совершеннолетия сына квартира была приватизирована только на отца. Когда сыну было 22 года отец уходит к другой женщине, развод оформлен. Женится на другой женщине и признает своим её сына (сын действительно его, там роман длинною в лет 15). Сейчас все счастливы с новыми супругами. Бывшая жена осталась жить в той квартире которую муж получил. Имущество не делили, он так и остался единственным собственником. Вот меня интересует вопрос наследования этой квартиры в случае ухода из жизни хозяина. Сын второй понятно, что будет наследником. А вот новая жене положено 50% или нет? Имущество по факту в другой семье было нажито. А бывшей жене вообще что-то положено? Срок исковой давности по разделу имущества давно прошёл, развод был в 2010 году. Вот, что интересно, когда муж продавал машину и гараж (уже после развода) нужно было нотариальное согласие от бывшей жены.
207
ЛучистаяНа отдых с годовалым ребенком.
Девочки! Хотелось бы услышать ваших советов по поводу отдыха с годовалым ребенком. Хотим заранее забронировать жилье на лето, чтобы увезти дочку из холода на солнышко в теплые края. 
Кто, где отдыхал? Буду благодарна всем вашим рассказам и советам!
158
АврораЗаворотнюк
Кто-нибудь! Объясните мне.. это реально пиар??
145
АнонимПоборы в школе
Пишу анонимно на всякий случай. Хочу спросить, боритесь ли вы с поборами в школе, а если да, то как именно. С нас постоянно собирают деньги то на рабочие тетради, но на новые учебники, так как сменилась программа, а учебники школа не успела (?) закупить. То на ремонт спортзала. То на шторы. То на кулер. То на проектор. Сумма набегает не маленькая. Понимаю что это все идет на моего же ребенка, но в новостях постоянно читаю чуть ли не президента заявления, что образование у нас бесплатное и обо всех случаях вымогательства денег с родителей надо писать в соответствующие инстанции - в гороно или в прокуратуру. А я, если честно, побздёхиваю. Потому что непонятно как потом это скажется на моем ребенке. Родители у нас в чатике поголовно все ЗААА поборы, и никто не хочет жаловаться. Одна мама демонстративно отказалась сдавать на всё, и ее из чатика исключили. Но ее ребенок нормально учится и тетради ему как-то нашлись, и учебник тоже, хоть за них деньги и не сдавали. Что-то я не могу понять, как мне быть.

А с вас деньги принудительно собирают? Если у кого-то есть такой опыт, поделитесь им пожалуйста.
128
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru