Половой вопрос: когда рассказывать детям «про это»

Пару десятилетий назад дети искренне верили, что их нашли в капусте, купили в магазине, или принес аист. С приходом сексуальной революции взгляд на половое воспитание подрастающего поколения радикально переменился.

Depositphotos_25762363_s.jpg
Источник: Migration

Первая попытка ввести уроки сексуального просвещения в российских школах предпринималась в 90-х годах прошлого столетия. Однако эксперимент провалился: педагоги и медики, которые жили в стране, где «секса не было», были психологически не готовы поднимать такие интимные темы. Да и учащиеся, кроме стыда и неудобства, ничего на этих занятиях не получали.

Я со своей старшей с 7 лет эти темы обсуждала. Дело ведь не только в физиологии, но и взаимоотношениях мужчины и женщины, так что секс и любовь и семья - это все вместе. А младшей (6 лет разницы) уже старшая в свое время.

В 2012 году Россия подписала Конвенцию Совета Европы по защите детей от сексуальной эксплуатации и насилия. Одним из ключевых моментов этого документа является обязанность государства «принимать необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя».

Министр образования и науки Дмитрий Ливанов, апеллируя к данному закону, вновь поднял вопрос о введении в образовательную программу уроков сексуального воспитания учащихся. Однако у этой идеи тотчас нашлось немало противников. Причем среди них оказались не только родители, но и видные политики, общественные деятели. Против школьных уроков о половом воспитании выступил и Уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов. Он считает, что преждевременно и неграмотно преподнесенная информация об аспектах сексуальной жизни человека – не что иное, как пропаганда разврата. Омбудсмен даже направил в адрес главы минобразования официальное письмо, в котором предложил внедрить занятия по этике и психологии семейной жизни как альтернативу.

А пока чиновники спорят и дискутируют, современные дети уже пожинают плоды сексуальной революции. Телевидение изобилует интимными кадрами, в книжных магазинах издания с откровенными сценами «про это» часто стоят на самых видных местах, при желании ребенок может найти любую информацию сексуального характера в интернете. Все это приводит к тому, что интерес к теме «что там у нас ниже пояса» в детях просыпается чрезвычайно рано. Более того – стимулирует эту заинтересованность само общество. Мамы, выросшие на «бесполых» Машах и Мишах, бывают больше собственных детей шокированы современной куклой Ваней – оказывается, кукол-«мальчиков» в наши дни изготавливают с явными половыми признаками.

Конечно, современные дети уже не верят в аистов и супермаркеты с новорожденными. И, наверное, говорить с ними о сексе, если в их голове возникают вопросы об этой стороне человеческой жизни, нужно. Однако, учитывая деликатность вопроса, очень важно определиться с возрастом, в котором ребенку нужно говорить о сексе, с формой подачи этой информации, и, наконец, с тем, кто именно должен заниматься половым воспитанием подрастающего поколения – родители или школа.

В поисках ответа на последний вопрос нельзя не учитывать опыт других стран. Пожалуй, наиболее ярким примером того, как внедрение уроков сексуального воспитания привело к печальным последствиям, является Германия. В этой стране уроки полового воспитания начинают преподавать с 4 класса, а в некоторых образовательных учреждениях даже с 1 класса. Занятия являются обязательными. Более того, никого не интересует, согласны ли родители на то, что их детям будут рассказывать о сексе в столь юном возрасте.

В процессе занятий преподаватели говорят малышам и о Камасутре, и об однополой любви, и о транссексуалах. Итог: у многих детей диагностируются психические расстройства, известны случаи, когда школьники теряли сознание прямо на уроках, потому что им демонстрировали слишком откровенные картинки.

Почему слово «секс» нельзя использовать? По ТВ его используют, дети все равно слышат.

Родители 10-летней школьницы Луизы Мартенс были осуждены за то, что их дочь отказалась ходить на уроки сексуального воспитания. Девочка жаловалась на плохое самочувствие на этих уроках, и родители позволили ей пропустить занятия. Администрация образовательного учреждения наложила на родителей штраф, однако они отказались его оплачивать из принципиальных соображений. Конфликт дошел до суда, где отца и мать Луизы Мартенс приговорили к одному дню тюремного заключения. Мужчина уже провел сутки в тюрьме, а меру наказания для его супруги пока отложили ввиду позднего срока беременности.

История о семье Мартенс облетела всю Германию, возмущенные родители решили бороться против принудительных уроков по сексуальному просвещению детей, и вышли на митинг, который состоялся в Кельне в январе 2014 года и собрал тысячи неравнодушных людей. «Детям нужна любовь, а не секс!», «Просыпайтесь!» – кричали митингующие.

К сожалению, пока этот вопрос в Германии остается нерешенным. Как, впрочем, и в России: уроки полового воспитания должны были ввести в 2013 году, но дело затормозилось из-за резко отрицательной реакции общества. Появится ли этот предмет в расписании в новом учебном году – пока неизвестно.

В народе говорят, что каждый должен заниматься своим делом. Школа должна давать ребенку знания, основной базис по гуманитарным и точным наукам, а родители – заниматься морально-нравственным воспитанием. Только в этом случае возможно подойти к столь деликатной теме индивидуально: один малыш может начать задавать вопросы «про это» в 5 лет, другого эта тема не будет интересовать до 10 лет. Совершенно точно можно сказать только одно: не нужно «бежать впереди паровоза» и стимулировать детский интерес к сексуальным отношениям.