Людмила Петрановская: «Трехлетки еще не умеют делать что-то назло»

«Ребенка как подменили», – говорят об этом непростом периоде родители. В чем причина кризиса трех лет и как с ним справляться, рассказывает психолог Людмила Петрановская.

Людмила Петрановская
Людмила ПетрановскаяИсточник: Migration

Кризис может начаться раньше или пройти за пару недель

На самом деле, кризис трех лет может начаться в два года и продлиться до четырех. А у кого-то он умещается в несколько эпизодов, и в течение нескольких недель все прекращается. Все зависит от нервной системы ребенка.

Особенность кризиса этого периода в том, что тот ребенок, к которому родители привыкли, которого они понимают и знают, вдруг становится совершенно незнакомым. Он начинает реагировать на все иначе.

Важно понимать, что развитие ребенка не происходит плавно. Спокойные периоды «накопления» чередуются с периодами кризиса, чтобы помочь нам выйти на новый уровень. Эти изменения происходят как на психологическом, так и на физиологическом уровне.

Трехлетка чувствует себя таким же взрослым, как родители

В три года ребенок перестает быть «круглым и милым», он вытягивается, у него меняются пропорции тела. К трем годам он превращается в достаточно самостоятельного человека, который может сам что-то взять, поесть и одеться, выразить свои желания словами. Ребенок обретает автономию и думает, что теперь он на равных со взрослыми.

Ребенок обретает автономию и думает, что теперь он на равных со взрослыми.

Психологи проводили интересный эксперимент: спрашивали детей разного возраста, большие они или маленькие. Все трехлетки говорили, что они большие, а вот пятилетки заявляли, что они еще маленькие. Все потому, что ребенок в три года искренне верит, что если он берет ведерко и возит там палкой, то он точно так же варит суп, как и мама. А в пять лет дети уже могут сравнивать.

Ребенок не может отвлечься и не расстраиваться

Проблема в том, что у него ребенка еще не сформировалась эмоциональная регуляция. Когда его захватывает какая-то эмоция или желание, он не может с этим справиться: отвлечься и не расстраиваться.

У родителей на руках оказывается маленький домашний вулкан, который если начинает извергаться, то уже не может остановиться. Никогда не угадаешь, в какой момент он взорвется.

В это время ребенок уже начинает мыслить на перспективу: захотел пить и пошел на кухню, по дороге представил, как мама возьмет желтую чашку и нальет ему туда воды. А мама взяла белую чашку и налила ему молоко или сок. Трехлетка сложил целую картинку, и все должно быть именно так, как он себе представил.

Дети еще не умеют что-то делать назло

Трехлетке совсем не до взрослых, когда с ним случается такой эмоциональный шквал. Более того, он еще не умеет смотреть на ситуацию глазами других и понимать, как можно сделать что-то назло. Такая способность развивается у детей к пяти годам.

Ребенок капризничает несознательно. Очень важно, чтобы в процессе своих переживаний родители не забывали, что это просто негативная сторона очень важных позитивных изменений, происходит становление его личности, его воли.

Сохраняйте спокойствие и не нервничайте

Кризис трех лет не имеет никакого отношения к тому, как вы воспитываете ребенка, это просто возрастная особенность. Важно помнить: он не будет так капризничать всегда, не надо пугать себя этими фантазиями. Сохраняйте спокойствие и не нервничайте – так будет лучше и для вас, и для ребенка.

В ситуации столкновения с волей родителей важно, какой урок вынесет ребенок из этого опыта. Нет ничего хорошего в том, чтобы постоянно уступать, «лишь бы только не расстроился». Он должен научиться разрешать конфликты, понять, что в жизни случаются ситуации, когда мнения людей не совпадают.

Спор не должен быть важнее отношений

Еще одна крайность, когда родители пытаются прекратить капризы ребенка насилием. Какой вывод он может сделать из этой ситуации? Что можно быть грубым, бестактным, жестоким.

Когда родители идут на жесткую конфронтацию с ребенком, они дают ему понять, что этот спор важнее их отношений. Дети чувствуют угрозу привязанности.

Взрослые люди умеют взаимодействовать друг с другом, несмотря на разницу во мнениях или взглядах. Хотите ли вы вырастить человека, у которого вызывает ужас мысль заявить о своих желаниях или правах?

Задача трехлетки – научиться отстаивать свое мнение, сохраняя отношения. Это та модель поведения, которую родители должны привить ребенку. Нельзя воевать с ним и ругать за то, чего он хочет.

Если нужно в чем-то отказать – не забывайте сделать это с заботой.

Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».