1. Исида кормит Гора, Древний Египет
Образ богини Исиды воплощает в себе египетский идеал женственности и материнства. Скульптор запечатлел Исиду, кормящую своего сына Гора, на котором – головной убор фараона.
Здесь сошлись две темы: с одной стороны, кормящая мать – это Великая Матерь, Кормилица, богиня плодородия. С другой, в Древнем Египте фараоны при жизни отождествлялись с богом Гором, считались детьми Исиды и законными наследниками отца Гора Осириса. Мифология и земная жизнь в сознании древних египтян были нераздельны.
2. Церковь Св. Марии в Трастевере, XIII века
Эта мозаика находится на фасаде римской церкви с большой историей. Первый храм на этом месте построили еще в III веке. Современное здание датируется XII веком, а сама мозаика – XIII веком. Ученые до сих пор спорят о том, что за женщины изображены вокруг Марии.
Первое известное изображение кормящей Богоматери находится в римских катакомбах и относится ко II-IV вв. Однако возник этот тип изображений на Ближнем Востоке. Считается, что иконография кормящей Девы – Virgo lactans – пришла в Европу через Италию, в Италию – через Византию, а в Византию – через христианизированный Ближний Восток из Египта, где зародилась под влиянием – в том числе – изображений кормящей Исиды.
Иконография Virgo lactans становится популярной в Европе с XIII века, так что мозаика Трастевере – один из самых ранних образцов.
3. Мадонна с младенцем, конец XIV века
Эту вырезанную из кости статуэтку можно принять за изображение простой женщины, кормящей ребенка, и – неспроста. С XI-XII веков в Европе распространяется особое почитание Девы Марии, разрабатывается учение о Божией Матери. Это находит отражение в искусстве: образы Мадонны множатся и в миниатюре, и в скульптуре, и в живописи.
Видов изображений много: Мария предстает то в роскошных одеяниях, то в окружении святых, порой одна, но почти всегда с младенцем на руках. Иконография Virgo lactans (Млекопитательница) разнообразна и связана с целым рядом богословских идей и их толкований, из которых мы обратим внимание только на одно.
Спаситель вскормлен молоком земной матери: это рассказ о том, что объединяет Марию и Христа со всем человечеством. Поэтому Деву часто изображали в простых одеждах, занятой делом, которое было уделом простых женщин, которого избегали аристократки, – кормлением.
4. Леонардо да Винчи — «Мадонна Литта», 1490-е годы
Одно из самых известных изображений кормящей Девы принадлежит кисти Леонардо (хотя часть искусствоведов оспаривают его авторство). Литта – это фамилия миланских аристократов, которые владели картиной до 1865 года, когда герцог Литта продал ее Эрмитажу. Первоначальное название – «Мадонна с младенцем».
На красном платье Мадонны два разреза на груди, благодаря им можно кормить ребенка, не снимая одежду. В левой руке малыш держит щегла – это символ страданий, которые ему предстоят.
Тридентский собор 1545-1563 годов осудил показ наготы в религиозной живописи, особенно в образах святых, и изображения Virgo lactans постепенно исчезают.
5. Питер Франс де Греббер — «Мать и дитя» (1622 год)
В XVII веке в Голландии было распространено протестантство, однако в начале столетия в Гарлеме оставалась сильная группа католиков, и де Греббер выполнял много работ по их заказам. Так, в 1632 году он написал картину «Мадонна с Христом». Мария держит сына на коленях, но не кормит его, она полностью одета, и младенец тоже немного прикрыт – так работало постановление Собора.
Кормящая мать стала предметом светских изображений, как на ранней картине де Греббера «Мать и дитя». Композиция напоминает изображения кормящей Мадонны: похож поворот головы матери, взгляд ребенка устремлен на зрителя, открыта одна грудь. Однако художник подает сценку как бытовую: одной рукой мать поддерживает ребенка, а в другой держит книжку – ей хочется читать.
6. Питер Франс де Греббер — «Аллегория милосердия», 1622 год
Другой способ изобразить кормление грудью и не нарушить церковные правила – написать картину на аллегорический сюжет. Кормящая женщина – обычная аллегория милосердия.
7. Алонсо Кано — «Видение Святого Бернара», 1657-1660 годы
Перед нами – одно из редких исключений в изображении нагой груди Богоматери после Тридентского собора. На картине запечатлен тот момент, когда Дева откликнулась на молитвы Бернара Клервосского (1090-1153).
Бернар – важная фигура в истории Церкви. Он считал Деву первой помощницей и защитницей людей во всех делах и часто молился ей, прославлял ее в проповедях и трактатах, за что даже получил прозвище «Трубадур Девы Марии».
Легенда повествует, что однажды (ок. 1146 г.) Бернар молился перед статуей Девы и попросил: «Яви себя матерью». Статуя ожила, из ее груди брызнуло молоко и попало на губы Бернара. По другой легенде, молоко попало Бернару на лицо и исцелило больной глаз. Изображения на этот сюжет встречаются в средневековом искусстве и в Испании эпохи барокко.
8. Шарль Бобрюн или его школа — «Дофин Людовик XIV и его кормилица Лонге де ла Жиродьер», ок. 1640 года
Неожиданный портрет: дама в роскошном придворном платье, но – с голой грудью и младенцем на руках. Это – Элизабет Ансель, в замужестве – Лонге де ла Жиродьер, первая кормилица будущего «короля-солнца».
При выборе кормилицы смотрели на то, чтобы она была здорова, чистоплотна, добронравна, но в итоге Элизабет победила не своими хорошими качествами, а благодаря дальним и запутанным связям при дворе – через родню родни и знакомых дальних знакомых бывших королевских фавориток.
Известно, что у младенца Луи был на редкость хороший аппетит, кормилицы не справлялись. После Элизабет их у него было еще восемь.
9. Йозеф Франц Данхаузер — «Материнская любовь», 1839 год
Полотно называется «Материнская любовь», но на самом деле австрийский художник написал портрет вполне конкретной матери – своей жены с их первым ребенком, сыном Йозефом.
10. Мэри Кэссетт — «Луиза кормит грудью», 1898 год
Вынашивание, рождение ребенка и кормление грудью – это женский опыт, и, конечно, женщины-художницы не обошли его стороной в своем творчестве. Мэри Кэссетт часто писала матерей с детьми, и эта пастель с изображением кормящей женщины особенно интересна.
В отличие от многих художников Мэри подробно прописывает не мать, а младенца. Мы почти не видим выражения лица женщины, но зато можем любоваться ребенком – его распахнутыми глазами, хохолком надо лбом и маленькой ножкой. Кэссетт обращает внимание зрителя на то же, на что устремлено внимание матери, – на младенца.
11. Пабло Пикассо — «Материнство», 1905 год
Пикассо неоднократно писал матерей с детьми. Эта картина относится к так называемому «розовому периоду» в его творчестве, как и знаменитые «Семья акробатов с обезьяной» и «Девочка на шаре». Лицо у мамы спокойное, оно может даже показаться строгим. Но благодаря теплым розовым тонам от полотна веет нежностью, а вся картина выражает замкнутую связь, ни на что не похожую близость матери и малыша у ее груди.