Каким было материнство на Руси более 500 лет назад

Рассказываем, как складывались семейные отношения, что разрешали беременным и чем заканчивались споры об опеке в X-XV веках.
Алексей Венецианов – «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)» (1830-е гг.)
Алексей Венецианов – «Первые шаги (Крестьянка с ребенком)» (1830-е гг.)Источник: Migration

Источников, по которым можно судить о том, каким было материнство тысячу лет тому назад, до нас дошло не очень много. Остались законодательные сборники и поучительные книги о том, какими должны быть семейные отношения. Но пытаться воссоздать картину материнства на таком материале – примерно то же самое, что судить о современной семье, опираясь на уголовный и гражданский кодексы и учебники педагогики.

Вот почему так важны сведения, случайно оказавшиеся на страницах летописей и берестяных грамотах, в житиях и фольклорных произведениях. В таких источниках исследователи и находят интересные факты о материнстве в X-XV веках.

Факт 1. Закон — на стороне матери

На Руси женщина могла быть единственным управляющим имуществом, в том числе недвижимостью, и единственным опекуном детей. Более того, мать имела право решать, кому какая доля наследства достанется.

В конце XIII века даже если женщина не состояла с мужчиной в законном браке, она могла вести с ним тяжбу, чтобы получить часть имущества, необходимую для содержания их общих детей. Более того, по закону мать имела право на содержание от выросших детей. Закон защищал женщину, если сын или пасынок пытался выгнать ее из дома или поднимал на нее руку.

Факт 2. Вместо отчества ребенок мог получить матерство

Существовала традиция давать некоторым детям не только отчество, но и матерство. Например, Василько Маринич (XII в.) – сын княгини Марии Владимировны, внук Владимира Мономаха. Мономах выдал дочь за бежавшего на Русь самозванца, который выдавал себя за сына византийского императора. Очевидно, называя юношу по матерству, летописец желал указать материнский род как несомненно знатный на Руси.

Факт 3. «Семеро по лавкам» — скорее исключение

Многодетность в те времена была и необходимостью, и труднодостижимой мечтой. Дело в том, что детская и младенческая смертность оставалась очень высокой. Женщины рожали едва ли не каждый год, но в семье выживали, по разным подсчетам, 1-2 или 2-4 ребенка. И до XVII века семья с тремя детьми считалась большой.

Карл Лемох – «Новое знакомство» (1885)
Карл Лемох – «Новое знакомство» (1885)Источник: Migration

Факт 4. За аборт — епитимья

Несмотря на то, что многодетное материнство считалось идеалом, женщины не всегда хотели рожать. Сохранились известия об «извержении плода», аборте, который на протяжении столетий оставался единственным средством избежать появления ребенка.

Женщинам приходилось обращаться к знахаркам, которые составляли нужное зелье: в лечебниках подобных средств нет. Священники выспрашивали, прибегала ли женщина к такой процедуре и – сколько раз. Наказание назначали в зависимости от срока прерванной беременности.

Сохранился пример: «аще зарод еще» – пять лет епитимьи, «аще образ есть» – семь лет, «аще живое» – пятнадцать лет поста и покаяний. Женщину не наказывали, если выкидыш происходил в результате домашних побоев.

Факт 5. После родов — на 40 дней в баню

Церковь освобождала беременных от земных поклонов и непосильной работы. Но, конечно, крестьянке приходилось работать независимо от того, беременна она или нет.

После родов женщина считалась «нечистой» 40 дней, так что ее старались содержать отдельно от семьи. В некоторых случаях она жила в той же бане, где рожала. Церковные нормы исключали в этот период интимную близость между супругами, и это помогало матери восстановить здоровье.

Факт 6. Мать — оплот нравственности

В церковной литературе X-XV веков немало благостных речей о святости материнского слова и мудрости материнского воспитания. Главной заботой матери было здоровье ребенка, об этом писались и лечебники, и травники.

Алексей Венецианов – «На жатве. Лето» (1827 г.)
Алексей Венецианов – «На жатве. Лето» (1827 г.)Источник: Migration

Мать отвечала и за нравственное развитие детей. Именно она должна была вложить в ребенка высокие моральные ценности. Даже на страницах литературных произведений мать никогда не унижается до трусости и не толкает дочь или сына на неблаговидный поступок, например, ради сохранения жизни ценой позора. Высокодуховные образы матерей сохранились в фольклоре, в светской и в духовной литературе.

Факт 7. Воспитание детей было стихийным

Поучительное чтение о том, как должна вести себя мать, было доступно узкому кругу женщин знатного происхождения. Воспитание детей простого народа, крестьян и простых горожан, происходило, как считают исследователи, «стихийно», «само собой», и теми методами, которые были удобны взрослым.

Фото на обложке: Freepik

Читайте также: