В России обнаружен древнейший случай дисграфии

На ежегодной лекции лингвист Андрей Анатольевич Зализняк заявил, что в 2017 году были найдена берестяная грамота, в которой по-настоящему много орфографических ошибок. Зализняк предложил этому объяснение: грамоту писал древнерусский дисграфик.

Всего было изучено несколько документов, относящихся к XIV веку, две из них – домонгольские – датируются XII столетием.

Данная грамота уникальна по количеству ошибок, написанных против правил. Она содержит список имен, составленных непонятно для чего. Это некий образец деловой документации. Но написан он взрослым человеком. Других таких писем нет. Есть те, в которых есть ошибки и описки, но не в таком количестве.
Алексей Гиппиус
лингвист, член-корреспондент РАН

Отметим, что в данный момент в мире насчитывается от 5 до 15 процентов людей с дислексией (нарушение способности к овладению навыком чтения) и дисграфией (нарушение письменной речи). Саму проблему стали изучать порядка 100 лет назад. Выявить детей, страдающих подобными отклонениями, обычно можно не ранее второго класса школы, хотя предпосылки к дислексии и дисграфии, безусловно, могут появиться и раньше, отметила в беседе с «Дети Mail.Ru» Ольга Романова, нейропсихолог психологического клуба «Сердечко», член Ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов.

Контент недоступен
С того времени, как вы будете учить ребенка буквам, чтению и письму, обратите внимание на следующие нюансы: зеркалит ли он при письме, насколько быстро схватывает и запоминает, есть ли вообще проблемы с ориентацией в пространстве. Но даже если эти моменты уже проявились, я бы не стала категорично утверждать, что у ребенка дислексия или дисграфия. Каждый ребенок развивается в своих индивидуальных рамках, и у кого-то структуры мозга созревают раньше, а у кого-то позже. Скажем так, если на начало третьего класса при условии регулярных занятий у школьника есть проблемы, это повод обратиться к специалистам.
Ольга Романова
член Ассоциации нейропсихологов и психотерапевтов, нейропсихолог психологического клуба «Сердечко»

Эксперт рассказала, что стоит обратить внимание на такие проблемы: совершение множества глупых ошибок (хотя ребенок знает правило), регулярный пропуск букв в слове, написание слов с середины строки, выход за поля, проблемы с чтением, низкая скорость чтения, невозможность пересказать даже маленький абзац.

«Для корректировки этой проблемы есть различные упражнения, направленные на развитие внимания, памяти и мышления. Нужно показать ребенка нейропсихологу, неврологу и логопеду. Нужно выяснить все детали, вплоть до того, как проходили роды и беременность у матери. Потому что и это тоже может дать осложнение на созревание мозга», – говорит Ольга Романова.

В разных странах к проблеме дисграфии и дислексии относятся по-разному. Светлана Коноваленко, кандидат психологических наук, логопед, педагог-психолог рассказала «Дети Mail.Ru», что помогать ребенку нужно обязательно: «На Западе ко многому относятся проще. Вот не говорит у них ребенок в 4 года, и это норма. Но это же не значит, что проблем не возникнет».

Логопед объясняет, что о дисграфии и дислексии можно говорить не раньше конца первого – начала второго класса. «Дело в том, что до этого мы не имеем письма как такового. Часто обе эти проблемы идут вместе с дискалькуляцией, то есть с нарушением счета. Обычно у ребенка еще до школы начинаются проблемы с речью, если это есть у вашего ребенка, то он находится как раз в группе риска по дисграфии и дислексии».

Очень важно, чтобы ребенок был мотивирован и понимал, зачем ему нужно решать проблемы, связанные с дисграфией и дислексией. Если ребенок поймет, для чего ему эти занятия, то соберется и будет стараться. Но, как правило, ребенку до 12 лет все равно нужен контроль взрослого.

Специалисты считают, что работать надо на предупреждение. Есть определенные занятия, упражнения. Их знают нейропсихологи, логопеды, неврологи, дефектологи. Считается, что корректировать письменную речь нужно до пятого класса. Однако решать такие проблемы можно и позже (в 12-13-14 и дальше).
Светлана Коноваленко
кандидат психологических наук, логопед, педагог-психолог