Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как научить ребенка английскому?

Многие мамы задаются вопросом, когда и как начинать учить ребенка иностранному языку и стоит ли делать это в раннем возрасте? Воспользуемся удачным опытом одной из мам.


Фотобанк Лори

Я поклонница раннего развития ребенка, но не фанатичная его сторонница. Я считаю, что первые годы жизни крохи, когда его мозг усваивает огромные объемы информации, – самые продуктивные для получения основ многих знаний. Но получены они должны быть только в игре, и ни в коем случае не из-под палки. К сожалению, наряду с впечатляющими результатами раннего развития можно видеть и грустные примеры.

Есть дети, посещающие множество кружков, секций и «развивашек» исключительно потому, что маме хочется высвободить для себя побольше времени. Есть и загнанные до неврастении жертвы тщеславия родителей, стремящихся впихнуть в детскую головку школьный курс сразу по нескольким предметам. Безусловно, четырехлетка, рассказывающий наизусть лермонтовское «Бородино», вызывает неизменное умиление на семейных торжествах, но кому понадобится эта зазубренная в детстве поэма, если ею подменили гораздо более важные вещи?

Дети-билингвы: обычные дети из необычной семьи

Много лет назад случай свел меня с чудесной интернациональной семьей из Питера. Русская мама, папа-немец и две очаровательные дочки, одинаково хорошо владеющие сразу двумя языками. Старшей тогда было пять, младшей – два, говорили обе свободно и чисто, без малейшего акцента. Как? Очень просто. В семье было заведено, что мама говорит с детьми только на русском, папа – только на немецком.

Помню, младшая дочка, иногда начинавшая фразу по-русски, а заканчивавшая ее по-немецки, о чем-то попросила маму, на что та терпеливо и спокойно попросила повторить то же самое по-русски. Малышка сформулировала свою просьбу на «мамином» языке и получила желаемое. Старшая девочка уже не путала ничего и владела двумя языками одинаково свободно.

Если ребенок из смешанной семьи способен без ущерба для здоровья с рождения освоить сразу два языка, то что мешает попробовать то же самое русскоязычным родителям? Почему я считаю необходимым начинать так рано, не дожидаясь школы? Ведь там, к сожалению, далеко не всегда изучение проходит гладко: чужой язык, незнакомые буквы и звуки далеко не у каждого ребенка складываются в ладные слова и фразы. И мы отмахиваемся: «Нет способностей к языкам». А на самом деле – просто поздно начали учить.

Подруга занимается с детками на дому и говорит, что не раньше 4 лет надо браться за английский. Просто если ребенок не чисто говорит на русском, лучше подождать. Неправильное произношение может быть из-за другой фонетики.
Анастасия СавенковаПользователь «Mail Дети»

В младенчестве ситуация совершенно другая. Язык не кажется чужим, кроха вообще не успевает задуматься о том, что ему что-то незнакомо и непонятно. Он просто впитывает поток информации, поступающей к нему, и, если в этом потоке родных и иностранных слов примерно поровну, он впитает и те и другие. А потом, соприкоснувшись с этим языком в школе, воспримет его уже как своего доброго знакомого.

Языковая среда дома

К моменту рождения дочки я была вооружена собственным знанием английского, вынесенным из школы с углубленным его изучением. На самом деле, не так уж много. Это сейчас, поездив за границу, я говорю по-английски без усилий, а тогда, 13 лет назад, мне приходилось подбирать слова и мямлить (благо перед младенцем краснеть бессмысленно). Кроме этого у меня была стопка еще советских книжек с английскими стишками, песенками и рассказами – не очень красочных, не самых лучших, но для меня и это было сокровищем. О методике Хелен Дорон в 2001 году в Харькове ничего известно не было, она пришла к нам на несколько лет позже. Поэтому все, что я делала с дочкой, основывалось на чистой интуиции и энтузиазме.

Чем же отличается мир ребенка-билингва? Наличием в нем одновременно двух языков. Что мешает сделать то же самое у нас дома? По большому счету, ничего. И я стала создавать частичную языковую среду. Говорить с дочкой только по-английски я не собиралась – муж почти все время работал и полноценно выполнять функции русскоязычного родителя не смог бы. Значит, оба языка ложились на меня.

Проще всего заполнить мир ребенка английским языком через песни и стихи. Ритмичные звуки и простые мелодии незаметно впитываются детским подсознанием и находят в нем отклик. Тем более, что только такая литература и была мне доступна тогда: смешные стихотворения про Робина-Бобина и трех котят, потерявших перчатки, известные нам в переводах Маршака, мы пели и читали с младенчества. Русские колыбельные чередовались с английскими, «Сорока-ворона» с «One little Pig went to market» (игра с ножкой, подобная игре с пальчиками рук в «Сороке-вороне»). Предметы в комнате я называла попеременно на английском и русском языках, а позднее постепенно научила дочку и бытовым фразам, которые она подхватывала и повторяла с радостным азартом. Мы НЕ учили английский язык, а соприкасались с ним – ненавязчиво и аккуратно.

Фотобанк Лори

Неожиданная польза секонд-хендов

Конечно же, имеющихся книжек вскоре стало не хватать. Тут мне на помощь неожиданно пришли магазины секонд-хенд. Случайно зайдя в один из них, я вышла с роскошной книгой на английском языке про жизнь на ферме. Стоила она сущие копейки: оказалось, в таких магазинах книги, как и одежда, обычно продаются на вес. Следующие пару лет я неустанно собирала свою библиотеку, изучая «секонды» по всему городу. За деньги, вполне доступные для семьи студентки, молодого специалиста и их маленькой дочки, дома накопилась подборка великолепных английских книг для всех возрастов.

Единственное, о чем важно помнить: все вещи из секонд-хенда обрабатываются парами формалина для дезинфекции. И если одежду можно просто постирать, то с книгами это не получится. Я протирала все, что можно (обложки, иногда листы, если они были достаточно толстыми) влажной салфеткой и давала новой книжке хотя бы сутки проветриться на балконе, периодически перелистывая страницы.

Года в полтора мы уже «читали». Малышка садилась ко мне на колени, мы выбирали самую яркую и интересную книжку со шрифтом покрупнее и я читала, а дочка смотрела картинки. И, сама того не замечая, следила за моим пальцем, скользящим по строчке, иногда повторяла слова, и, как ни странно, понимала практически все, о чем говорилось в книжке. Я ликовала: придуманная мной система работает!

«Король Лев» на языке оригинала

Тем временем выяснилось, что кроме книг в секонд-хендах можно найти еще видеокассеты и DVD. Так дома появились первые мультики: классика Диснея на языке оригинала. Дочка с наслаждением смотрела яркие мультфильмы и совершенно естественно воспринимала то, что герои говорят не по-русски.

Сейчас, конечно, возможностей для такого просмотра больше. Многие лицензионные DVD имеют, помимо дубляжа, оригинальные аудиодорожки, да и в интернете можно просмотреть или скачать мультики и кино на иностранном языке. Важен принцип: сразу же показывать видео на английском, не делая «русской поблажки», – малыш сам во всем отлично разберется. Не знаю, является ли это поводом для гордости, но моя дочка действительно ни разу в жизни не видела ни «Белоснежку», ни «Ледниковый период», ни «Короля Льва» в русском переводе, зато отдельные эпизоды англоязычных версий знает наизусть.

У моих друзей на английском и немецком говорит только мама, а в окружении нет никого, кто бы хоть два слова мог связать на языке. Подруга просто говорит с детьми на английском, ну и мульты, песенки, сказки читают и т. д. У нее детки свободно говорят на английском на бытовом уровне еще с садика, а в школе уже просто словарный запас пополняют и грамматику зубрят.
Солнечная ДевочкаПользователь «Mail Дети»

У современного видеоконтента есть и опция субтитров на нескольких языках. Но нужны ли они? Они полезны, но только не для самых маленьких – малыши могут устают от мелькания слов на экране. А вот школьнику хорошо чередовать просмотр с субтитрами и без них. Во всем есть свои плюсы: русские титры позволяют расширить словарный запас, ведь отдельным сложным словам на экране дается мгновенный перевод. Английские титры учат чтению, правописанию и правильному произношению написанного. Отсутствие титров концентрирует внимание ребенка на восприятии на слух.

Зачем все это?

Результат проделанной работы я могу оценивать адекватно – все-таки дочке уже тринадцать. Для нее английский язык – как родной. Свободно говорит, читает, пишет на нем, пробует себя в репетиторстве: делится знаниями с младшими братьями и сестрами своих друзей, да и одноклассникам всегда готова помочь. Кстати, немецкий язык, «пристегнутый» уже в почти сознательные 6 лет, пошел не так легко: началась школа, да и блаженный ранний возраст уже прошел. Тем не менее, по-немецки она говорит тоже практически свободно – и тоже благодаря книгам, фильмам и песням. Сейчас вот норвежский взялась учить: уже совершенно сознательно, как взрослый человек, просто потому что интересно.

Многие мамы опасаются, что ребенок, «подкованный» до школы, на уроках будет скучать – это не про английский. В школе мы учим его грамматику: то, чем я сознательно не занималась, ведь мы лишь соприкасались с языком, подсознательно впитывали его. Я только хотела, чтобы иностранный язык стал для дочки привычным, чтобы в школу она пришла с богатым словарным запасом и хорошим (насколько это возможно) произношением. Все это мне удалось, причем без напряжения, пассивно и с удовольствием.

Немного практических рекомендаций

• Занятия должны приносить и вам, и малышу удовольствие. Не заставляйте заниматься через силу в первую очередь себя, не говоря уже о ребенке. Никакой зубрежки стихов или песен – нескольких повторов достаточно, чтобы нужные слова и фразы малыш запомнил сам.

• Не торопитесь. У каждого ребенка свой ритм и свои способности. Кто-то идеально воспринимает все на слух, кому-то нужно пощупать или увидеть. Никогда не пытайтесь ориентироваться в деле обучения иностранному языку на кого бы то ни было – ваш ребенок идет по собственному пути, а не по дороге Васи из соседнего подъезда.

• Не доводите малыша до усталости. Мультик для трехлетнего ребёнка, на каком бы языке он ни шел, не должен длиться больше 10-15 минут. Затем концентрация внимания падает, а малыш устает.

И напоследок самое важное правило: не пытайтесь учить язык в общепринятом понимании этого слова. Вы не натаскиваете ребенка и не занимаетесь, вы играете, поете песни, смотрите мультики, знакомитесь с языком, подсознательно впитываете его. И все! Вы сами удивитесь, откуда ваше чадо знает так много. Важно не просто вложить в малыша какие-либо знания. Главное – предоставить ребенку источник этих знаний и научить его добывать их самостоятельно.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
107
Enzhe Saydasheva
В ответ на комментарий от татьяна архипова История переписки2
татьяна архипова
Как русский человек живущий в беларуси))) точно могу вам сказать: для понимания более менее белорусского знания русского мало! Увы, русские мои друзья понимают белорусский на десять процентов))) польский я понимаю хорошо - но толькл потому что знаю белорусский, старославянский и латынь))) с одним русским поляка не поймешь, факт!)))
СсылкаПожаловаться
Я бы даже сказала, что ключем к славянским языкам больше белорусский является, нежели русский. Просто для самой себя я не делаю особо различий между русским и белорусским в плане того, благодаря чему мне иные славянские языки понятны. Но если говорить с точки зрения людей нерусскоязычных и вообще не славяноязычных, то знание русского может стать сушественным подспорьем для изучения или понимания других славянских языков
СсылкаПожаловаться
татьяна архипова
В ответ на комментарий от Enzhe Saydasheva
Enzhe Saydasheva
Мы забыли о примерах детей-билингв в своей стране. Причем иногда и трилингв) Да-да, Россия-то многонациональная страна. В Татарстане множество смешанных браков, где уже не одно поколение людей с детства - минимум билингвы (одинаково говорят на татарском и русском), а в некоторых районах, где в одной деревне или соседских живут и русские, и татары, и чуваши или мордва, или еще какая нация, так вообще на трех-четырех: с детства в своей семье родной язык осваивают, а при общении со сверстниками - языки своих соседей. Аналогично, полагаю, в любом национальном регионе РФ. Так что примеров билингвизма множество рядом с нами и очень давно. На вопрос, зачем это, если ребенок, вырастая, будет, к примеру, математиком или бухгалтером, отвечу, что во-первых, это образует больше нейронных связей в головном мозге, за счет чего все процессы, весь обмен информацией у этого человека быстрее и проще происходит (он может переключаться без заминок с языка на язык). Это способствует лучшему развитию, чем бы человек не планировал заниматься. Во-вторых, расширение кругозора и умение устанавливать контакт и находить общий язык с теми людьми, культура и язык которых отличается. Например, русский, будучи славянским языком, открывает возможности для понимания белорусского, украинского, польского, чешского. С татарским языком люди легче изъясняются с турками, азербайджанцами, казахами, узбеками. Фино-угорские языки - тот же финский. Вы спросите, причем тут знание этих языков к знанию языков романо-германской и латинской групп. Просто с каждым языком вам легче учить новый, проще запоминать как лексику, так и все правила, ну и фонетика легче дается. Сама с раннего детства говорю на русском, белорусском и татарском. В шесть лет заинтересовалась английским, украинский тоже сам как-то пришел (от соседских детей), в 12 лет добавился польский, школу заканчивала на английском и турецком, сейчас ради интереса учу немецкий и итальянский. Хотя работаю юристом по внутреннему российскому праву
СсылкаПожаловаться
Как русский человек живущий в беларуси))) точно могу вам сказать: для понимания более менее белорусского знания русского мало! Увы, русские мои друзья понимают белорусский на десять процентов))) польский я понимаю хорошо - но толькл потому что знаю белорусский, старославянский и латынь))) с одним русским поляка не поймешь, факт!)))
СсылкаПожаловаться
Lusi Rosenkranz
В ответ на комментарий от Не просто Олег История переписки12
Не просто Олег
Где же такие врачи работают?
СсылкаПожаловаться
В России. Про дорожные карты не слышали?
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
НудятинаДенежная мотивация ребенка

Всем привет!
Девочки, хотела спросить у вас, что вы думаете на счет мотивации ребенка к труду или учебе деньгами. 
Вчера поспорили на эту тему с мужем. 
Родственница рассказала, что платит сыну (10 лет) за то, что он читает Гарри Поттера. Вознаграждение за каждую прочитанную в установленные сроки книгу. Не уложился в срок, вознаграждение меньше. Прочитал быстрее - больше. Ну суть, думаю, ясна. Ребенок копит себе на приставку.
Муж говорит, что никогда бы так делать не стал. Он уверен, что это развивает в ребенке меркантильность, он тогда, мол, ничего бесплатно делать не станет. Вероятность существует.
Я не так категорична. Думала на эту тему, вот и кажется, что есть в таком подходе некое рациональное зерно. Ведь если ребенок не любит читать, то для него это труд, работа. Вот он как бы за работу получает зарплату. Т.е. можно уже как-то подвести базу, что деньги просто так никому не достаются, а только за труд. И на хотелки свои нужно заработать, как умеет пока. Что мама с папой тоже на работе делают то, что должны, а не только то, что хотят. Целеустремленность опять же. Ради своего желания иметь приставку, он занимается полезным делом, которое ему не сильно по душе. Хотя тоже дорожка скользкая. 
Что вы думаете по этому поводу? Может опыт у кого-то есть.

416
Tetyana NekrasovaКакие люди вас раздражают?

(Не спится...))
Ответ: «Вообще никакие» не принимается. Он до поры-до времени, пока эти люди не достанут вас вконец))
Меня доводят до белого каления люди, которые будучи абсолютно незнакомы с вопросом, доказывают «свою» точку зрения. Люди неумные. Неспособные мыслить. Неспособные понимать.

Знакома я с людьми, которые не имеют «вышки», закончили свои восемь классов и потом как-то и где-то получили технические знания и навыки (Таких в постсоветском пространстве много)
Есть такие, кто получил высшее образование на бумажке. Хотя, мог и сам, но так сложилось.
Знаю многих честно закончивших престижные вузы.
С ними со всеми одинаково приятно вести беседу. С моими знакомыми, по крайней мере.

И есть те, кто, опираясь на свое образование... «Я три года учил! Я знаю!» (пофиг, что оно в другой абсолютно области и... Здесь и на маляра тоже три года учатся), лезут в спор))
Ну, если так хорошо все знаешь, и уверен в своих знаниях — зачем тогда спрашивать?!
Пущай, рухнет все на бошки твоих посетителей. Я же отвечать не буду. Отвечать ты будешь, но и я вину за собой буду ощущать.

Я старюсь не спорить. Пытаюсь убеждать не делать глупостей. Экономия — копейки. Но, блин, такая усталость и безысходность накатывает, что хочется бросить все и пойти на биржу труда. И отучиться на малера. И общаться с белыми стенами, которые молчат)) Или уехать обратно в Россию-Украину и общаться хотя бы на родном языке, чтобы и послать со вкусом можно было))

Тема просто поболтать-пожаловаться)) Думала, до февраля на работе полный штиль будет. Нет, нашлись вредители))

P.S. Пролистала все наши каталоги по нормам. Низя так делать, как он хочет...

348
ТориМои роды в Африке. Плюс поболтать о новостях

Всем привет!
Обещала написать отчёт, но сказать хочется так много, что не уверена, смогу ли описать всё.

Итак. Начну с главного: 1 декабря 2018 года, в 6.15 утра я родила третьего малыша - девочку. 50 см, 3350 гр. (Самая крупная из моих деток!)
Через неделю, по местному обычаю, позвали имама - дать малышке имя. (То, что мы с мужем выбрали, но хранили в тайне даже от старших деток). Был праздник, пришли соседи и родня. Малышку обрили наголо. (Что мне было очень трудно пережить!)
Зовут кроху Марьем Антонина. Для меня - Тонечка, Тося.

(Так как пишу урывками и с телефона - подробности в коментариях).

289
Алёна Т.Достойное поведение любящих мужчин)

Посмотрела вчера фильм "Женщины" , вспомнила современный - "Стиляги". Вот и возникли мысли о достойном поведении мужчины, который любит женщину.

В "Женщинах" рассказана ситуация, когда городскому парню понравилась деревенская девушка, у которой ребенок. Узнал, обсудили, только маме это не понравилось.

Вторая ситуация в Стилягах веселее. Девушки только добился, а тут выясняется, что она беременна и не от него. Парень готов взять на себя ответственность за нее и ребёнка, дама предлагает расписаться только после родов. Рожает негритенка..

Понятно, что впервом фильме пропаганда нормального отношения к матерям-одиночкам. Но вот по жизни сейчас. Любишь - согласен на все, как есть? У каждого был выбор прекратить отношения с девушками. Как вы оцениваете их поступки в каждом случае? Хотели бы, чтобы ваши сыновья были похожи на этих героев?

272
Валерия КуминоваВязаные вещи для детей. Будет ли спрос?

Здравствуйте! Хочу купить вязальную машину и помимо вещей для себя, вязать детские вещи на продажу. Хочется узнать мнения на этот счет: стали бы вы покупать вязаные вещи при условии хорошей натуральной пряжи и качественного исполнения? Что бы стали покупать? Что именно - очень интересный для меня вопрос, вплоть до того, какие цвета предпочтительнее. Разброс пряжи огромный: от льна до кашемира, изделий тоже: от нарядных комплектов на выписку с вышивкой и прочими украшениями, до банального термобелья из мериноса. Что бы вы стали брать (и стали бы вообще) своим детям? 

220
Карпова КарповаКамушки вместо конфет

Вчера сослуживица принесла прекрасную историю из собственного прошлого. Мы-то думали, что папе в одно лицо сожрать детский новогодний подарок - это уже дно, но нет. Это ещё было не оно.
Ее бывший муж мало того что съел все шоколадные конфеты из красиво упакованного детского новогоднего подарка, который мама принесла с работы, чтобы 31 декабря положить под ёлочку. Он еще и всё обратно красиво запаковал. А в фантики вместо конфет подложил камушки, несколько старых стёрок и куски пластилина. 

Когда счастливый ребенок пяти лет от роду подарок под ёлочкой нашел, и развернул самую красивую конфету, и нашел внутри камень, а потом второй и третий, и начал рыдать, папа ему нравоучительно сказал: а это потому, что Дед Мороз конфеты приносит только хорошим мальчикам. А плохим он приносит камушки. Вот сколько раз в прошедшем году ты хулиганил - столько камней он тебе и принес.

И еще потом гордился этим поступком и всем рассказывал, какой он крутой педагог-воспитатель.

Для тех, кто переживает за мою сослуживицу - она с этим чмом развелась вскоре после случая с камнями. Это оказалось последней каплей.

171
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети