Как учатся по сингапурской методике в московских школах

Можно ходить по классу и болтать с соседом по парте прямо во время урока. Можно искать ответ на вопрос учителя в интернете. Можно отвечать сразу за нескольких одноклассников. Сингапурская методика обучения становится все популярнее в школах Москвы и Подмосковья. В чем ее суть и какие преимущества она дает детям? Рассказывают учителя.
8585
Источник: Фото автора

1. Работа с учителем — на третьем месте

Сингапурская методика пришла в российские школы из Юго-Восточной Азии и передается «из уст в уста». Ее главная идея – ученики на уроке должны в первую очередь взаимодействовать друг с другом, затем – с материалом и только на третьем месте – работа с учителем.

Модель «ученик-учитель», когда ребенок только воспринимает информацию и должен ее запомнить, не сможет воспитать успешного в современном мире человека, уверены сторонники сингапурской методики.

Главный прием учителя – поделить класс на группы по 4, максимум по 5 человек. Парты в классе расставляют так, чтобы каждая группа сидела по кругу. Во время урока ученики работают в команде, добывают, обсуждают и закрепляют полученные знания.

Школьники проверяют друг у друга домашнее задание. Часто именно так и начинается урок – с обмена тетрадками. Дети вместе ищут информацию по теме урока, обсуждают, спорят. В качестве проверки знаний учитель может вызвать к доске представителей группы: они выступают перед всем классом, представляя мнение своего маленького исследовательского коллектива на суд общественности.

2. Поднятые руки и вызовы к доске — в прошлом

Еще один прием сингапурской методики: необходимость выполнять те или иные функции передается от ученика к ученику по цепочке. Так поднятые руки и вызовы к доске желающих отсидеться уходят в прошлое.

Идет обсуждение заданного учителем вопроса. Один из учеников представляет все аргументы, высказанные в его группе (или паре) всему классу.

Некоторые задания предполагают идейное разделение на группы, в зависимости от мнений учеников. Например, тема урока «Серебряный век». Каждой группе дается свое направление – футуризм, акмеизм, символизм. Школьники их обсуждают, затем группы перемешиваются и делятся полученными знаниями друг с другом. От друзей или одноклассников дети лучше воспринимают информацию, улавливают самое важное и значимое.

«С внедрением сингапурских технологий в образовательный процесс в глазах учеников на уроке появился азарт. Дети – самая гибкая аудитория, они легко приняли перемены. Учителя же столкнулись с некоторыми трудностями. Педагог должен был встать на одну ступеньку с ребенком, перестать быть просто рассказчиком и носителем информации, принять позицию наставника и помощника», – рассказала и. о. замдиректора школы No2117, учитель русского языка и литературы Ксения Шлямова.

3. Дети ищут ответы не в учебниках, а в интернете

На уроках по сингапурской системе часто школьники роются не в учебнике, а в интернете. Все источники информации признаются ценными.

«Первая цель методики – развитие коммуникативных навыков, работа в группе, умение сотрудничать, – объяснила учитель русского и литературы школы No1368 Светлана Растворова. – Вторая цель – развитие исследовательских навыков, ведь задача не разжевать знания и в рот положить, а научить школьников их добывать. Так развивается критическое мышление: дети сами осознают материал и подходят к нему критически».

Для жизни в мире, в котором принимаемые решения зависят от скорости и точности работы с информацией, и готовит школьников сингапурская система.

1212
Источник: Фото автора

4. Ученики разговаривают и ходят по классу

От традиционных занятий сингапурские уроки отличает большая свобода. Ученики постоянно разговаривают между собой, часто встают и ходят по классу. Учитель не командует, а наблюдает и направляет, дает темы.

Только на первый взгляд нагрузка учителя при таком формате снижается: в действительности от него требуется больше гибкости, умения слышать и импровизировать, подстраиваться и идти вслед за мыслью ребенка. Новая система, как отмечают учителя, напоминает приемы, существовавшие еще в советской школе.

«Все новое – это хорошо забытое старое, раньше это называлось "групповая работа", – поделилась учитель географии школы No1354 «Вектор» Наталья Кручинина. – Но сейчас дети немного другие. Раньше они были более усидчивые, и меньше было источников информации».

5. Отстающие тянутся за сильными

Учителя разных предметов по-разному видят особенности системы. Так, по мнению учителя географии, сингапурская методика может стать практически единственной для уроков в старших классах, а вот младшим школьникам все равно часть материала нужно тщательно объяснять по классической системе. А учитель английского языка школы No1788 Кирилл Малышев считает, что «сингапур» больше подходит для младших школьников. «Это игровая методика», – поясняет он.

Полезными оказываются уроки по сингапурской методике на литературе в 9 и 11 классах, отмечает учитель школы No1368 Светлана Растворова. «Когда дети обсуждают, восприятие текста в итоге оказывается гораздо более осмысленным, и это хорошо для литературы, в том числе и для экзаменов», – считает учитель.

Хотя все равно остаются темы, которые педагоги предпочитают проходить по традиционной системе – с объяснением учителя всему классу у доски. Также никто не отменял классические контрольные, проверочные, домашние задания и оценки.

Все учителя отмечают, что сингапурская методика эффективно работает для отстающих детей. В группе их слушают, они тянутся за сильными учениками. В традиционной же системе такие ученики часто не получают должного внимания, которым их просто не может обеспечить учитель.

«Общение – это важный навык, и хорошо, когда он тоже отрабатывается в учебном процессе, – считает мама ученицы 6 класса Кристины. – На работе тоже придется быть в постоянном контакте с людьми, чем раньше к этому начнешь привыкать, тем лучше».

Автор: Елизавета Шевченко

Фото: пресс-служба школ No2117 и No1368