28 октября в Чите у травмпункта найден младенец, испытавший сильный стресс от холода. В тот же день в бэби-бокс в подмосковных Люберцах впервые подкинули ребенка. Почему здоровый и ухоженный малыш славянской внешности оказался вдруг не нужен маме – остается только догадываться.
29 октября в городе Видное Московской области на территории городской больницы был обнаружен еще один младенец. Этот ребенок также в меру здоров и упитан. Вот только мать не дошла до бэби-бокса, бросила его в больнице. Сейчас правоохранительные органы занимаются ее розыском. Эту мамашу ожидает уголовное наказание.
Чуть ранее в Подмосковье были зафиксированы еще два случая оставления младенцев в опасности. Полуторамесячную девочку подкинули к отделу миграционной службы в городе Железнодорожном, а новорожденного мальчика – к детской клинической больнице в Люберцах.
«Окно жизни» или полиэтиленовый пакет и помойка?
Бэби-боксы, или «окна жизни» – безопасные, специально оборудованные места в медицинском учреждении, где можно анонимно оставить новорожденного – появились во многих городах России. Мамаша, оставившая в бэби-боксе дитя, не несет уголовной ответственности, за исключением случаев, когда на ребенке есть следы физического насилия. Если же нерадивая родительница бросает малыша там, где ей взбредет в голову, то ей грозит статья 125 УК РФ «Оставление в опасности». Однако, как мы видим, далеко не каждая женщина, решившая избавиться от собственного малыша, использует для этого бэби-бокс.
Одни рожают, другие воспитывают... есть и такая сторона. Я на 100% могу сказать, что если бы не смогла забеременеть, то с радостью усыновила крошек которым нужны родители. Важно не кто родил, а кто воспитал.
Так может, это совсем не дешевое (от 6 до 10 тысяч евро) изобретение не оправдывает себя? Оправдывает. Хотя бы потому, что подкидышами тут же начинают заниматься медики, полиция и органы опеки. К тому же всегда есть шанс, что «кукушка» одумается, и захочет вернуть ребенка. И она имеет на это право, пока малыша не усыновили другие люди. Кстати, такие случаи уже были – например, в марте одна женщина оставила новорожденную девочку в бэби-боксе Новороссийска. Но затем, оправившись от послеродовой депрессии, одумалась и решила забрать ее.
Как сказал в своем интервью директор Института демографических исследований, кандидат социологических наук Игорь Белобородов: «Опыт тех стран, где данная практика уже давно работает, показывает, что там практически нет случаев убийств матерями новорожденных детей. И как можно ставить на одни весы стоимость аппарата и человеческую жизнь? Даже если все инвестиции вкупе приведут к сохранению хоть одной жизни, они заведомо оправданны».
А вот известный правозащитник Борис Альтшулер на страницах журнала «Огонек» в целом поддержал идею «окон жизни», однако усомнился, что та мать, которая способна выбросить ребенка на помойку, будет искать бэби-бокс: «Это не тот уровень, когда человек будет что-то специально искать, напрягаться».
Немного истории
Бэби-боксы – отнюдь не изобретение современного толерантного общества, как можно было бы подумать. Они существуют со времен Средневековья. Первое «колесо подкидышей», как его тогда назвали, было создано в Италии еще в 1198 году. Папа Римский Инокентий III считал, что подобные приспособления нужны в церковных приютах для того, чтобы матери могли анонимно оставлять младенцев, а не убивать их (особенно часто новорожденных топили в реке Тибр). «Колесо подкидышей» представляло собой вращающееся цилиндрическое устройство, вмонтированное в наружную стену здания. Мать клала ребенка в цилиндр, вращала его, чтобы он оказался внутри церкви, и звонила в колокольчик, оповещая смотрителей.
В Гамбурге (Германия) первый бэби-бокс был установлен в 1709 году в детском приюте. Но уже через 5 лет приспособление убрали, так как количество подброшенных детей оказалось столь велико, что приют не мог их содержать. Во Франции аналоги современных бэби-боксов – «вертушки для подкидышей» – были созданы Св. Викентием де Полем, который в 17 веке организовал в Париже первый детский приют. В 19 веке во Франции их насчитывалось уже 251. Но в 1863 году «вертушки» заменили на приемные отделения, где матери могли либо анонимно отказаться от новорожденных, либо получить консультацию психолога, как сказали бы сейчас.
В Бразилии и Португалии «вертушки для брошенных на произвол судьбы» стали широко использоваться после того, как королева Мария I в 1783 году повелела основать в каждом городе госпиталь для беспризорников. В Британии и Ирландии с 1730 года «вращающееся колесо» было установлено вблизи ворот каждого работного дома, «для того, чтобы в любое время дня и ночи младенец мог бы быть положен в данное устройство и найден смотрителем учреждения».
Несмотря на то, что бэби-боксы на протяжении веков доказали свою эффективность по предотвращению убийств новорожденных, у них и по сей день множество противников. Почему?
Чем бэби-бокс не угодил многим, в том числе и экспертам ООН
Более 15-ти лет назад в европейских странах бэби-боксы обрели вторую жизнь. Видимо, не все так благополучно на просторах ЕС, если общественность активно выступает за их повсеместное внедрение. Однако эта гуманная инициатива неожиданно вызвала резкую критику со стороны ООН.
В конце прошлого года Комитет ООН по правам детей призвал власти европейских стран как можно скорее ликвидировать все «окна жизни». Дескать, бэби-боксы нарушают права детей, которые впоследствии захотят узнать, кто были их биологические родители. Однако сторонники бэби-боксов уверяют, что анонимность - небольшая плата за человеческую жизнь. К тому же в наш век, когда проведение ДНК-тестов становится все более доступной процедурой, этот довод и вовсе не выдерживает никакой критики.
Очень долго судьба бэби-боксов была не ясна и в России. В январе этого года Комитет Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендовал отклонить законопроект о бэби-боксах, подготовленный депутатом Госдумы Еленой Мизулиной, автором многих нашумевших инициатив. Кстати, отрицательный отзыв был более обоснован, чем запреты ООН – в нем говорилось о том, что «отношения, связанные с освобождением лица от уголовной ответственности, регулируются уголовным законодательством», и «необходимо внести соответствующее изменение также и в Уголовный кодекс РФ».
С практикой бэби-боксов, в ее нынешнем варианте, не согласны и многие специалисты. Так, в мае этого года в Новосибирске прошел межрегиональный семинар, в котором участвовали авторитетные эксперты, работающие в отраслях, связанных с родовспоможением. Участники семинара выразили очень неоднозначное отношение к бэби-боксам. И прежде всего они говорили о необходимости масштабной профилактики против отказов от новорожденных среди населения. Сейчас такая работа ведется, но слишком активной ее не назовешь.
Все же, бэби-боксы у нас в стране стали устанавливать. Краснодарский край был первым регионом в России, где они появились. Затем к нему присоединился Пермский край, Курская, Владимирская, Ленинградская и др. области. Пока статистика обнадеживает: по данным православного портала «Милосердие. Ru», за 2011 год в Пермском крае были найдены 7 трупов младенцев. Со времени появления бэби-бокса – ни одного.
Это страшное слово «инфантицид»
Инфантицид – это умышленное лишение жизни младенца, совершенное самой матерью в течение первых суток после родов. Как водится, официальной статистики по этому страшному вопросу в нашей стране не ведется.
Ежемесячно в российскую прессу попадает от девяти до пятнадцати сообщений об инфантициде, но это лишь те преступления, которые оказались раскрытыми. Причем «не смогла объяснить» произошедшее только одна детоубийца. Остальные признавали, что «с самого начала не хотели ребенка, но не успели сделать аборт», либо «их сожители не признавали младенца»; еще одна распространенная причина – роженица не смогла бы содержать новорожденного.
А я вот благодарна той женщине, которая родила и оставила. Благодаря ей, у меня есть умница-дочка!
На этом гнетущем фоне бэби-боксы кажутся едва ли не единственным возможным решением проблемы. Но проблема, как всегда, глубже, чем кажется – согласно российскому законодательству, государство ни с кем не делит сферу родительских и семейных отношений. А в странах, где с инфантицидом успешно борются, часть этих полномочий делегируется общественным и церковным организациям.
В Польше профилактикой подобных случаев и помощью женщинам в кризисных ситуациях в основном занимается католическая церковь; в Чехии и Словакии – общественные организации, в Венгрии и Германии – и церковь, и общественники. Как показывает практика, негосударственные институты способны сделать для спасения детей гораздо больше, чем государственные. В Польше, например, католическая церковь организовывает приюты для матерей, которые оказались в сложной жизненной ситуации. И в этих приютах, кроме сносных условий жизни, предоставляется возможность обучения и помощь в трудоустройстве.
Нужно понимать, что бэби-боксы, как и любая другая новомодная технология, оправдают себя лишь в том случае, когда они достаются обществу, которому действительно важна жизнь каждого ребенка. На фоне того, что творится в России, «кукушка», использовавшая бэби-бокс, кажется едва ли не образцом человечности. Конечно, это совсем не так. К тому же, очень велик шанс, что, уверовав в собственную анонимность и безнаказанность, подобные «матери» будут повторять такое действие снова и снова. Но на другой чаше весов – маленькая детская жизнь... Что важнее?