Школа – большая ответственность для мам и пап. Именно от взрослых во многом зависит не только успеваемость ребенка, но и его здоровье, в том числе психологическое. О типичных ошибках родителей школьников рассказывает Олеся Бутузова, врач-педиатр и опытная мама.
Ошибка No 1. Режим
Я не устаю повторять об этом всем и всегда, режим – это основа здоровья детей любого возраста. Очень важно ложиться спать ежедневно в одно и тоже время. Причем с наступлением школьной поры в кровать ребенок должен отправляться пораньше – ведь нагрузка у современного ученика немаленькая.
Ошибки родителей (позднее укладывание, сон в разное время, телевизор или планшеты по вечерам) могут привести к хронической усталости, повышенной раздражительности и, конечно же, не самой лучшей успеваемости. Для полноценного отдыха ребенок должен спать не менее 9-10 часов в течение ночи.
Выход: покупаем будильник, на котором четко фиксируем время подъема и отхода ко сну. Пусть это будет приятная мелодия, а не раздражающий, резкий звук.
Ошибка No 2. Питание
Очень важно соблюдать режим и в плане питания. Завтрак, обед и ужин в определенные часы очень помогают работе желудочно-кишечного тракта.
С утра каша: заложите вечером в мультиварку, с утра будет горячая. С собой в коробочки для обеда котлету с гарниром.
Режим формирует своеобразный условный рефлекс, благодаря чему пищеварительная система уже сама начинает вырабатывать желудочный сок и ферменты «по часам». Разумеется, пища у таких деток переваривается и усваивается лучше.
К сожалению, одной из самых распространенных проблем со здоровьем у нынешних школьников является гастрит. И это неудивительно. Перекусы на бегу, отказ от каши в столовой в пользу булочки, невозможность полноценно пообедать между уроками и кружками – все это постепенно наносит вред желудочно-кишечному тракту и может стать причиной неприятных ощущений: тошноты, боли в эпигастрии и проблем со стулом.
Выход: утром перед школой ребенок должен есть кашу – она обволакивает желудок и защищает его от вредных воздействий. Важно отказаться от газировок, чипсов и тому подобных снеков.
Если ребенок ходит на дополнительные занятия и не может обедать дома, нужно приносить ему не бутерброды, а горячую еду в термосе. Это не всегда удобно, но совершенно необходимо для здоровья!
Ошибка No 3. Сопли и кашель
К сожалению, несмотря на многочисленные статьи в интернете и рекомендации педиатров, некоторые мамы так озабочены успеваемостью, что ведут детей в школу даже во время болезни! Небольшой насморк и кашель, по их мнению, не повод пропускать занятия.
Если температуры нет, то ребенок не заразен, и если самочувствие позволяет, то пусть ходит в школу. В любом случае он там не один такой, там сейчас полшколы кашляет и чихает.
Лично для меня это самая большая ошибка. Ведь подобная ситуация опасна для всех. Во-первых, для самого ребенка: инфекция, перенесенная «на ногах», нередко становится причиной осложнений на сердце и другие органы. Во-вторых, для окружающих детей и учителей: сопли и кашель – это лишь симптомы, а в основе заболевания – вирусная инфекция, очень и очень заразная.
Выход: лечим ребенка дома вплоть до полного выздоровления, и только потом возобновляем занятия. Помним, что здоровье превыше всего! А еще я как педиатр рекомендую всем родителям, беспокоящимся за детей, заранее задуматься о противовирусной профилактике.
Ошибка No 4. Гиподинамия
После того как ребенок идет в школу, он начинает двигаться меньше. Занятия в классе, уроки дома – все это неизбежно влечет несвойственную для ребенка гиподинамию. Плюс некоторые мамы отказываются от прогулок ради выполнения домашних заданий. В итоге энергия копится в ребенке и не находит выхода – отсюда возникает целый ряд проблем: и повышенная раздражительность, и гиперактивность, и неусидчивость.
Выход: гуляем каждый день! Причем не просто спокойно ходим по улице, а бегаем, прыгаем, играем в догонялки, катаемся на самокате или велосипеде в парке.
Ошибка No 5. Сравнение с другими детьми
Очень распространенная ситуация, которую бывает сложно контролировать даже самым любящим и заботливым родителям. Так и срывается с материнского языка: «А вот Лена нарисовала белочку лучше!» или «Сева не забывает сменку никогда, почему же тебя надо контролировать?» Ничего нет хуже сравнения с другими детьми – это создает в голове первоклассника комплексы и убивает всякое желание стремиться к новым высотам.
Выход: сравниваем ребенка только с ним самим; новые результаты -– с результатами предыдущими. Плюс любая критика, даже самая мягкая и нежная, должна начинаться с похвалы, за которой следует обсуждение промахов и ошибок и способов выхода из них.
Также читайте о том, какие странности первоклассников на самом деле нормальны.