Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как помочь гиперактивному и невнимательному ребенку

Не стоит надеяться на то, что есть волшебная таблетка, которая изменит ребенка раз и навсегда. Жизнь с СДВГ – это непростой квест, где нужно быть терпеливым, аккуратным и очень настойчивым.


Фотобанк Лори

Откуда и почему появился синдром дефицита внимания, мы уже выяснили. Теперь давайте разберемся, как помочь такому ребенку. 

Известно, что при грамотном подходе к обучению и воспитанию ребенок с СДВГ может быть весьма успешным в самых разных областях. Говорят, что симптомы СДВГ наблюдались у Николы Тесла и Томаса Эдисона, Эрнеста Хемингуэя и Анри Пуанкаре.

Прежде всего объясните учителю или воспитателю, что ребенок ведет себя именно так не потому, что хочет досадить или плохо воспитан. В идеале нужно выработать тактику совместно. Не позволяйте унижать и стыдить ребенка прилюдно, даже если он ведет себя недопустимо.

Контролируйте свои собственные эмоции. Иногда это бывает очень трудно, ведь импульсивность и несдержанность таких детей может создавать неприятные и сложные ситуации, но снять напряжение можно только спокойствием. Учитесь не придавать проступкам чрезмерного значения. Не наказывайте ребенка, если он что-то сделал по незнанию, случайно или из-за ошибки взрослых.

Крики, физические наказания, страх взрослого не только не помогают при СДВГ, но и усугубляют положение. Ребенок постоянно находится между двух огней: неспособности управлять собой и родительским гневом. Это порождает огромное напряжение, которое рано или поздно приводит к еще большим срывам
Это важно!

Разговаривайте с ребенком заинтересованно. Всем видом надо показывать, что вы внимательно слушаете и серьезно относитесь к его словам. Поощряйте пространные ответы, не демонстрируйте ни словом, ни жестом недовольство, раздражение и нетерпение.

Обозначайте четкие требования в пределах возможностей ребенка. Тем самым вы облегчите задачу, поможете упорядочить ему свои действия. Настаивайте на выполнении этих требований в любых обстоятельствах, но делайте это спокойно и дружелюбно.

Следите за режимом дня. Для ребенка с СДВГ это особенно важно, потому что это успокаивает, помогает преодолевать несобранность и распределять свое время. Ему очень сложно удерживать в голове программу действий – даже обычная уборка в комнате ставит в тупик: что делать сначала, а что потом? Если же вы поможете составить план, это облегчит жизнь и вам, и ребенку. Поскольку гиперактивным детям часто бывает сложно успокоиться перед сном, нужно посвятить не меньше 40 минут расслаблению. Это может быть прогулка, теплый душ, расслабляющий массаж. Если что-то в режиме дня меняется, заранее обсудите это с ребенком, расскажите, что ему предстоит.

 

 

Фотобанк Лори

Помогайте организовывать выполнение домашних заданий. У ребенка должно быть постоянное место, где его никто и ничто не отвлекает – ни другие члены семьи, ни кошка, ни телевизор. Начинайте и заканчивайте занятие тем, что у ребенка хорошо получается. Разделяйте задачу на последовательные этапы, давайте понятные краткие инструкции: «Срисуй картинку, закрась красным цветом». Попросите ребенка повторить задание и только после этого приступать к работе. Объясняйте столько раз, сколько нужно для понимания.

Если ребенок сорвался, случилась истерика – отвлекайте, уводите или уносите в спокойное место, но ни в коем случае не кричите и не ругайте. Можно, например, умыть лицо холодной водой.

Нужны ли лекарства?

О том, правомерно ли применение лекарств при СДВГ, ведутся жаркие споры с того момента, когда для лечения СДВГ в США начали широко применять препарат риталин с действующим веществом «метилфенидат». Появился даже термин «риталиновое поколение», который придумали сторонники теории общего заговора психиатров и фармакологов – в частности, это утверждают сайентологи (правда, они выступают против психиатрии вообще).

Это лекарство относится к психостимуляторам, оно, согласно официальному описанию, не затормаживает и не гасит импульсивность, но помогает сосредоточиться и концентрировать внимание.  Исследования краткосрочного и долгосрочного воздействия риталина продолжаются по сей день, и дискуссия не утихает. Сегодня метилфенидат остается одним из самых популярных в мире препаратов для помощи детям с СДВГ – с 1992 по 2000 годы только в Великобритании его употребление возросло почти в сотни раз! Противники риталина утверждают, что его применение делает детей более чувствительным к наркотикам, но исследования, проведенные Massachusetts General Hospital и Harvard Medical School, не подтвердили это предположение.

 

Сегодня на фармакологическом рынке есть 4 вида риталина: Ritalin, Ritalin SR, RitalinLA, Concerta. Риталин не тормозит, а улучшает контроль. У каждого человека есть «контролер», который помогает удерживать внимание на главном объекте и не отвлекаться на окружающие раздражители. Этот «контролер» созревает с возрастом. У людей с СДВГ он «дремлет» или спит. Риталин помогает разбудить этого «контролера». Я знаю, что в последнее время на территории РФ разрешили использование препарата Atomoxetine (Strattera). Этот препарат не относится к группе стимулянтов, как methylphenidate (Ritalin), Adderall, Vyvanseи другие, поэтому он разрешен. Он менее эффективно улучшает концентрацию внимания, чем стимулянты, но при этом меньше провоцирует тики
Люба Блюмкин

Важно понимать, что и риталин, и его аналоги являются лекарствами, которые назначаются строго индивидуально и контролируются врачом. Неподходящий препарат или неправильно назначенная доза могут усилить симптомы СДВГ или привести к нервным тикам,  депрессии и множеству других побочных явлений, вплоть до комы.  Поэтому в большинстве стран  он входит в список «контролируемых веществ», медицинская ценность которых сочетается с высоким риском злоупотребления. Получить их можно только по специальным рецептам, применять – под контролем врача. В Великобритании, Австралии и Канаде, например, если у вас обнаружат упаковку риталина, но вы не представите рецепт, можно отправиться в тюрьму на срок до 14 лет.

 

Риталин не лечит СДВГ, а лишь может уменьшить негативные симптомы, причем только в тот день, когда принята таблетка
Это важно!

В России риталин и его аналоги не входят в список разрешенных препаратов, так как относятся у нас к наркотическим, и наши медики не могут ни выписывать рецепты, ни рассчитывать дозы, ни бороться с последствиями неправильного употребления. Поэтому ни в коем случае не надо пытаться самостоятельно найти и давать ребенку эти лекарства.

Итак, что мы имеем в итоге? СДВГ – это поведенческое расстройство, справиться с которым ребенок сам не в состоянии. Поэтому если вы считаете, что поведение вашего ребенка не укладывается в принятые нормы, серьезно отравляет вам и ему жизнь, если вы не можете справиться с этим, отправляйтесь к специалистам и тщательно обследуйте ребенка.

Затем вместе с врачами, учителями и психологами выстраивайте стратегию поведения и обучения, набирайтесь терпения и шаг за шагом учите ребенка (да и себя!) правильно обращаться с самим собой. Эта часть – самая главная, хотя и самая трудная. Но разве может быть для любящего родителя что-то важнее, чем помочь ребенку найти себя в этом мире, стать уверенным и успешным, несмотря ни на что.

Полезно:

– Буклет Национального института психического здоровья США (англ.яз.).
Центр диагностики детей и подростков, ИВФ РАО.
– Книга «Дети с СДВГ. Причины, диагностика, комплексная помощь», коллектив авторов.

Также читайте начало статьи о том, откуда и почему появился сидром дефицита внимания.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
41
Ирина Хромова
Ребенку поставили диагноз - синдром дефицита внимания. Что делать не объяснили. Живем в области, врачей почти нет. СДВГ вообще говоря неизлечимо, но чтобы ребенок адаптировался и нормально учился в школе, нужно с ним работать, сглаживать острые углы, так сказать. С нашей проблемой работал доктор Став Ариэль Аркадьевич. И у меня сложилось впечатление, что не все берутся за эту проблему, попросту потому что не умеют лечить
СсылкаПожаловаться
Маринка Боюн
Вот например моя кума сама поставила своей дочери этот диагноз, хотя все ей вокруг говорили,что она просто любопытный и активный ребенок. Наверно ей так было просто удобно, тем самым освобождая себя от ответственности. Но вот когда они пошли в сад адаптация проходила очень сложно, стала с ними заниматься психолог, но у девочки нарушился сон, она всячески отказывалась от еды и психолог посоветовала обратиться к неврологу и вот она объяснила наконец-то куме, что ребенок не имеет отношения к гиперактивным, нормальная девочка, просто сейчас у нее стресс из-за нового в ее жизни. Прописала самое безобидное успокаивающий сироп зайчонок, на основе трав и соков, чтобы нервная система успокоилась. Стали пить его, сон стал крепким, аппетит как у взрослого дядьки, соответственно и состояние стало веселым и жизнерадостным. После этого психолог и невролог рекомендовали отвести девочку на танцы, гимнастику, рисование в общем куда угодно лишь бы ее энергия направлялась куда-надо и тогда не будет переизбытка эмоций и нервного напряжения. В итоге у девочки оказались способности к гимнастике, в саду стали заниматься английским и в нем у нее тоже хорошие успехи.
СсылкаПожаловаться
Дина Хазеева
Люба Блюмкин
детский невропатолог, руководитель клиникой нарушения движения у детей в больнице Вольфсон, Израиль...
Зачем нам комментарии чужестранных специалистов в отношении препаратов-стимуляторов? Очевидно, эта статья - просто реклама. И одновременно создание искусственного спроса мамочек на пока что запрещенные в нашей стране препараты. Масштаб проблемы преувеличен! Данная статья - это всего лишь один из инструментов производителей для увеличения сбыта своей продукции.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
♛Маркиза♔не♕ангелов♚Шотландия: загадочная и красивая
395
мама кошкаСитуация в школе, как все разрешилось.
Девочки,спасибо всем тем кто не остался равнодушным и переживал в прошлой теме.Пишу чем дело закончилось.Пришли мы св школу,в кабинет продленки,стали ждать остальных родителей.Учитель сразу заявил что не особо верит словам дочки и она скорее всего придумывает.Но чтобы выяснить ситуацию она должна расспросить дочку.Я согласилась тк. она сказала что сначала  нами и дочкой поговорит а потом с мальчиками и их родителями,по отдельности.Очень не понравилось что она пыталась надавить на ребенка,как прокурор.Были вопросы,где ты сначала сидела?куда потом пошла?В каком именно месте они начали ее трогать.Потом подошли еще 2 мамочки и подключились.Ребенок стоял один среди взрослых и пытался отвечать на довольно не приятные на ей вопросы в каком месте трогали и тд. При том было видно что учитель пытается ее запутать и говорит с дочкой в повышенных тонах.Я не выдержала и сделала ей замечание,сказав что ребенку и так не ловко и пуст вызывают психолога и он беседует со всеми отдельно.Мне сказали что психолог уволился.Но я настояла а в незаинтересованном лице пришел заучь. С ним дело пошло на много быстрее,она попросила всех успокоится ,нам не заострять внимание дочери на этом чтобы не было психологической травмы а мамам мальчиков провести с ними беседу но не ругать.Допрашивать мальчиков она запретила и сказала что и дочку тоже не кто не имел право допрашивать.По моему самый разумный человек там.Мамы мальчиков конечно не верят что их дети могли такое сделать и настаивают на том что дочка не правду говорит,так как дети у них положительные и слов таких не знают даже,да и вообще они своих детей знают и они не могли. Оно и понятно что каждый заступается за своего ребенка.Я их услышала но предупредила что если еще раз что то подобное повториться то я уже не к учителю пойду а дальше.Больше всего в этой истории не понравилось поведение учителя продленки.Она мне высказала что своими жалобами я ее в неловкое положение ставлю ,что она мол не за детьми следит а полы моет.Но блин так оно и есть.В общем обиделась она на меня.Классный руководитель обещала оказывать повышенное внимание детям и лучше следить.Она молодец я считаю.Ну а я с дочкой поговорила,сказала что мы решили этот вопрос и больше ее не кто не обидит и мы закрыли эту тему.После собрания поехали на гимнастику,в этом здании есть секция айкидо. Поговорили с тренером,он принял дочку,в понедельник начнет заниматься.Знаю что быстрых результатов ждать не стоит но я думаю это придаст ей уверенности в себе,да и через несколько лет она уже сможет за себя постоять если не дай Бог встретятся еще такие вот мальчики.В общем как то так. Извините за много букв.
166
Ольга МорозоваОценка за четверть
Приветствую, форум. При среднем балле 3,75 должна быть по правилам 4, а выставлена за четверть 3 - правомерно ли?. Это у сына по физкультуре. У него всегда были проблемы с зимней физ-рой на лыжах, но все таки в основном четверки всю четверть,три 3,одна 2(исправленная на 4)есть, балл то вышел больше 3,5-значит должна быть 4 в итоге. Или это на усмотрение учителя? Блин, единственная 3 за четверть, обидно как то...
122
Александра ГиршУчитель, одноклассники и школа-лицей
Девочки, пишу на форум за советом, потому что уже не знаю что и как обдумать (заранее прошу прощения за много букв))). Ребенку 8 лет исполнится в мае, заканчивает первый класс в школе-лицей. Родился с гипоксией, откачивали сутки в реанимации, как итог: поздно пошел (1,5 года), поздно заговорил (отдельными словами в 4-4,5 года). Боялась что его вообще в обычную школу не примут, но в 0-ом классе выровнялась речь, научился читать, считать в пределах десяти и т.д. что обычно умеют дошколята (спасибо невропатологам, психологам и талантливому репетитору). Теперь собственно к сути:
Закончил третью четверть и имеет 3 "тройки" и 3 "четверки". Математика и английский - на "ура", остальное не очень. Но я внимания на этом не заостряю, меня смущает отношение его учительницы. Средних лет (45-50), как говорится "старой закалки", очень строгая, требовательная и жесткая. Мой ребенок (довольно скрытный) ни разу не пожаловался на нее, зато от нее я жалоб в первой половине года наслушалась: "он все время спит, не слушает, зевает, не активен, не отвечает, горох об стену и т.д.". Все это проговаривается таким тоном (может, я преувеличиваю), как будто он - самый распоследний дурак в классе (в котором 32 ребенка). Нагрузка в школе жетская: помимо общих предметов на дом задается до кучи (например прорешать по 1 странице в день из "3000 примеров по математике" Нефедовой и вести читательский дневник: прочитать рассказ и нарисовать к нему рисунок (в неделю по 5 штук)). Дабы подтянуть учебу я записала сына на доп. занятия к репетитору, который ежедневно 2 часа учит с ним уроки и еще 1 час готовит по отдельным предметам. Сын раскрылся, повеселел, завел себе новых друзей, каждый день рвется к этому своему репетитору как на праздник. Как итог через месяц занятий: две последние контрольные по математике написал на "отлично", с остальными предметами тоже неплохо - с "двойки" на "четверку". Русский язык только у него неважный, но я, помня о том, как он не мог ручку удержать и двух слов связать буквально год назад, радуюсь вообще тому что  есть.  Но когда я поинтересовалась у его учительницы, как у него продвигается учеба услышала что контрольные он списывает (ага, две контрольные подряд он списал), и вообще, "воз и ныне там". Короче, как был дурак так и остался. 
Я воспитывалась в  системе когда учитель и его слово - закон, а авторитет учителя непоколебим. Может просто мне самой везло с учителями. Но безапелляционность учительницы сына меня смущает. Я не признаюсь никому, но мне кажется сыну с ней не комфортно, скупая она на хотя бы поощрение. Если человека все время гнобить, то так и всякое желание можно отбить. 
И атмосфера в классе какая-то нездоровая: все конкуренты, все на голову друг другу лезут (в первом классе!), все дети нервные, агрессивные какие-то. Друзей за полгода в школе сын себе не нашел, зато у репетитора (она преподает в частном учебном центре) в первый же день подружился со всеми. Да и мне кажется отношение учительницы отразилось на отношении отдельных детей в классе: весь год к сыну придирается одноклассник, на прошлой неделе испинал его, а учительница мне сказала: ваш сын сам его спровоцировал (как выяснилось потом, предложил поиграть в догонялки, так тот моего сына догнал и по ногам отпинал). 
Теперь думаю: стоит ли переводить сына в обычную школу, не лицей? Или может это везде так? Или может я накрутила себя и слишком все драматизирую? 
Оговорюсь сразу, особого отношения к сыну я у учителя не просила никогда, но перед началом учебного года честно предупредила что есть небольшие проблемы с речью. Да и учительница на первый взгляд не монстр, может у нее метода такая и было бы хуже если б она вообще ничего не требовала с него? Очень хочется услышать ваше мнение (с отцом сына в разводе, моя мама разводит руками и говорит что если переведу его то "научу убегать от проблем". В общем, наболело....
118
Храбрая виолончелисткаУра, Алина-чемпионка!!!
Даже в самых смелых мечтах не могла представить такой пьедестал. На сегодня Этери Георгиевне нет равных в мире, все три девочки- её воспитанницы. Браво, Алиночка, ты первая из российских фигуристок собрала все значимые титулы, Большой шлем в ФК. Чемпионат России, Чемпионат Европы, Олимпийские игры, Финал Гран-при и, наконец, Чемпионат мира. Элизабет тоже вписала своё имя в историю. Первая казахстанская фигуристка, выигравшая медаль на ЧМ и первая фигуристка среди взрослых, исполнившая четверной сальхов. Женя, с возвращением. И , конечно, Сонечку с уверенным дебютом на ЧМ. Спасибо японским болельщикам за тёплый приём.
97
НаталияДекор стен в коридоре
Доброго дня всем!
Дано: не правильной формы коридор-узкий и длинный. Стены светлые. Сначала не заморачивалась, стены чистые, светлые и ну и ладно. Картинки примерила (не большие в коричневой рамочке, масло)-не понравилось. 
Накидайте идей для таких вот не стандартных помещений, может у кого-то такой же?
Фото попробую загрузить в комментарии.
87
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru