Ребенку уже не интересно играть с родителями
Я называю возраст 8-12 лет возрастом Тома Сойера: он достаточно позитивный и благополучный. Это время дается детям и родителям, чтобы набраться сил перед подростковым периодом.
В это время дети интересуются устройством окружающего мира. Если для дошкольника игра была основным занятием в жизни, то теперь это скорее досуг, приятное времяпрепровождение.
Кроме того, дети продолжают «отделяться» от семьи. Им уже не интересно играть с мамой или папой.
По большому счету, все что ребенку сейчас нужно от родителей, – это дом, в который можно вечером прийти, поужинать и лечь спать.
Мама и папа должны стать надежным тылом
Хорошо, если ребенок может поделиться своими чувствами с родителями. В этот период мамам и папам важно научиться быть надежным тылом для своих детей. Они должны стать теми, от кого можно получить эмоциональную поддержку.
Чаще всего такая поддержка не требует еще и активных действий взрослых. Например, ребенок огорчился, что его не пригласили на праздник, и мама обзвонила всех с претензией, почему это произошло. Такое грубое вмешательство обычно все только ухудшает.
Переход в подростковый возраст всегда индивидуален
Сколько времени займет переход от детства к подростковому возрасту, зависит от очень многих факторов: культуры, религиозно-этнических обстоятельств и, конечно, от конкретного ребенка, его психотипа, гормонального статуса.
Если вы понимаете, что происходит с ребенком, с ним об этом надо поговорить и все объяснить.
У него могут быть какие-то скачки настроения, недовольство своим телом или, наоборот, непонимание того, почему у других уже все меняется, а у него пока нет. Важно объяснить ребенку на этом этапе, что взросление – естественный процесс.
Главная тема для этого возраста – справедливость
Дети предподросткового возраста очень часто производят впечатление очень шумных, потому что они очень эмоциональные. Еще в этом возрасте для них очень важна тема справедливости. Они осваивают правила, нормы, законы.
Когда что-то им кажется несправедливым (по отношению к ним или к другому), то они испытывают такой приступ возмущения, который с трудом могут сдержать. Они трепетно относятся к правилам и к тому, чтобы они были одинаковы для всех.
Теперь они более критично относятся к родителям и учителям, замечают их ошибки, могут на них указывать довольно бестактно, потому что они еще дети, у них еще нет чувства такта. Если взрослый еще недостаточно «взрослый» и мудрый, то есть не может к этому отнестись с пониманием, он обижается на ребенка на полном серьезе, а из-за этого могут возникать конфликты.
Не все дети рискуют попасть в «плохую компанию»
Историю про плохую компанию, в которую якобы рискуют попасть подростки, сильно преувеличивают. Плохая компания – это когда ребенок начинает «принадлежать» какой-то группе, которая социально не одобряется.
Но чаще происходит другая история. Ребенку может казаться, что дома его не понимают и не поддерживают, то есть у него нет ощущения крепкого тыла. И тогда он идет искать помощь, поддержку и утешение в группе таких же детей, как он, у которых дома тоже не все благополучно. Они понимают его и предлагают свои решения проблем.
Ребенку необходимо учиться общению со сверстниками
Есть дети, которым в силу их характера труднее вступать в социальные связи. Часто они очень чувствительны, и то количество информации, которое поступает при общении с другими людьми, для них слишком велико. И они начинают закрываться.
Пока другие дети учатся ссориться, мириться, общаться, дружить, конкурировать и так далее, такой ребенок будет беречь себя и сидеть в сторонке. Чем больше он сидит в сторонке, тем меньше учится общаться, тем больше с каждым годом отличается от сверстников и уходит в изоляцию.
Что могут сделать родители? Например, дать ребенку общение в более приемлемой для него форме. Ему может быть сложно в классе на 30 человек, но комфортно в секции на семь-десять человек. Там он может учиться дружить и общаться.
Волноваться стоит не из-за интереса ко «взрослым» темам
В самих обсуждениях нет ничего плохого. Тот факт, что дети обсуждают что-то, до того как попробовать, – уже хороший знак. Лучше сначала поговорить о чем-то, чем сразу переходить к действиям, которые могут иметь серьезные последствия.
Настоящая проблема в том, что часто в интернете или от сверстников ребенок может узнать информацию, которая не соответствует действительности.
Это дезориентирует, дети думают, что «все знают и понимают», хотя имеют в виду совершенно не то. Хорошо, если ребенок может задать свои вопросы взрослому.
Материал подготовлен на основе вебинаров «О детях по-взрослому» благотворительного фонда Амвэй «В ответе за будущее».