Для детей с аутизмом запускают образовательную программу

Воспитатели должны будут учить дошкольников независимости от родителей.

lori-0020407090-bigwww
Источник: Losevsky Pavel / Фотобанк Лори

Тестирование официальной программы дошкольного образования для детей с аутизмом начнется 1 сентября, рассказали «Известиям» в Минпросвещения. Она нацелена на то, чтобы научить ребят самостоятельности, ослабить зависимость от родителей и позволить им в дальнейшем легче интегрироваться в общество. Эксперты считают это направление работы важным и отмечают, что среди детей с аутизмом могут быть новые Эйнштейны и Ван Гоги.

Минпросвещения разработало адаптированную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Одна из ее целей — помочь детям с РАС стать самостоятельными.

«Известия» ознакомились с документом. Согласно программе, воспитатели должны будут учить детей с аутизмом независимости от родителей: самостоятельно держать столовые приборы, чашки, есть, чистить зубы, одеваться и т. д. Кроме того, их научат совершать последовательные действия, то есть планировать свое поведение. Детям предложат для этого, например, собирать пирамидки, домики из блоков, нанизывать бусы, выстраивать последовательности из трех и более картинок в правильном порядке. Некоторые дошкольники, приходя в детский сад, даже не отзываются на свое имя. Этому тоже должны будут учить педагоги.

Особенное внимание в новой программе уделено физическому здоровью детей. Специалисты предлагают использовать для развития такие упражнения, как катания на мяче, прыжки через скамейку. Также детей с РАС предлагают увлекать плаванием.

По разработанной программе в некоторых садах детей с аутизмом начнут обучать с 1 сентября этого года. Апробация продолжится до 1 января 2020-го. По ее результатам документ будет доработан и размещен в Реестре примерных основных общеобразовательных программ — тех, которые рекомендованы министерством для всеобщего использования.

Программа нужна, чтобы интегрировать детей с аутизмом в жизнь общества, воспитать их приспособленными к жизни, отмечено в документе. «Программа поможет таким детям преодолеть социально-коммуникативные и поведенческие трудности. Их научат невербальному общению», — пояснили в Минпросвещения. Обучение будет построено на визуальных методах, так дети с подобными расстройствами больше запоминают.

Различные программы для детей с РАС существовали и применялись в России и раньше. Однако по ним малышей чаще всего учили совершать только односложные действия — например, снять вторую штанину после того, как первую снял взрослый.

Специалист по инклюзивному образованию заслуженный учитель России Евгений Ямбург отметил, что если помогать развиваться детям с аутизмом, то среди них можно обнаружить очень талантливых людей, которые способны сделать большие открытия. Такими людьми, например, были Билл Гейтс, Мария Кюри, Винсент Ван Гог, Альберт Эйнштейн. «Однако Россия сейчас только в начале пути. И особое внимание нужно уделить подготовке общества к тому, что такие люди ничем не отличаются от остальных», — отметил эксперт.

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты (ОП) РФ по поддержке семьи, материнства и детства Юлия Зимова считает, что, кроме прочего, нужно уделить внимание обучению специалистов по работе с детьми с аутизмом:

Сегодня большинство педагогов не понимает, как взаимодействовать с детьми с особенностями, — рассказала она, отметив, что в Балашихе 1 сентября открывается класс для детей с РАС в обычной школе. Подготовка к этому, в первую очередь кадровая, шла три года.

Аутизм — это расстройство психики, пояснил главный внештатный психиатр Минздрава Зураб Кекелидзе. Поэтому для продуктивного развития детям также необходимо взаимодействовать с психологами и психиатрами, считает он.

Расстройства аутистического спектра — это собирательный термин, он включает такие нарушения, как детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера. По данным Минздрава РФ, распространенность РАС в России (как и в мире) составляет около 1%. По данным ВОЗ, некоторые люди с РАС способны жить самостоятельно и продуктивно, другие страдают тяжелыми нарушениями и нуждаются в пожизненном уходе и поддержке.

Создание условий для интеграции детей с аутизмом в общество вписывается в программу развития и поддержки человеческого потенциала. Она является частью концепции социально-экономического развития России. Когда у каждого гражданина есть возможность для самореализации, это повышает не только качество его жизни, но и приводит к росту благосостояния в стране в целом.