Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Все в сад, в инклюзивный сад!

Несколько лет назад правительство и Минобрнауки установило курс на безбарьерное образование. В России начали развиваться инклюзивные детские сады и школы. Однако, как показывают социологические опросы, отношение общества к инклюзии до сих пор неоднозначное.


Фотобанк Лори

Паралимпийские игры в Сочи показали, что люди с ограниченными физическими возможностями могут жить полноценной жизнью и добиваться высоких результатов в различных сферах, даже в профессиональном спорте. Российские чемпионы Паралимпиады принесли стране сенсационное количество медалей: и в общекомандном зачете, и по числу золотых наград.

Ежегодно в России регистрируется  несколько тысяч новорожденных детей с патологиями развития. Другие малыши получают инвалидность из-за несчастного случая или после перенесенного заболевания. По данным Росстата, в стране проживает от 500 до 600 тысяч детей-инвалидов до 18 лет.

Что касается количества детей с особыми потребностями дошкольного возраста, посчитать их довольно трудно, так как большая часть из них не вовлечена в социальную и образовательную среду. Некоторые родители из-за гиперопеки, желая уберечь «особого» ребенка от возможных душевных травм, не решаются отдавать его в образовательное учреждение. А ведь многие из этих детей способны адаптироваться к жизни в обществе. Инклюзивные детские сады помогают детям с ограниченными возможностями здоровья подготовиться к самостоятельной и полноценной жизни, а здоровым детям – сформировать толерантное отношение к инвалидам.    

Такое образование плохо. Именно совместное обучение слепых и слабовидящих с обычными зрячими детьми. Они будут тормозить весь класс. Они пишут медленнее, чем среднестатистический ученик по причине слабого зрения. Так же и с математикой. Они не могут решать «контрольную» с доски, так как просто не увидят написанного, значит надо готовить им задания на листочке.
Маргарита ШилайПользователь «Дети Mail.Ru»

Несмотря на то, что системе инклюзивного воспитания и обучения уже несколько десятилетий, детские сады и школы, на базе которых внедряются соответствующие образовательные программы, остаются экспериментальными. Процесс этот активнее проходит в школах. Так, замминистра образования и науки РФ Вениамин Каганов, рассказывая недавно журналистам о планах ведомства на ближайшую перспективу, сказал, что каждая пятая школа в России будет инклюзивной к 2015 году. Причем, на реализацию данной цели из федерального бюджета планируется выделить 3 миллиарда рублей.

Развитие инклюзивных детских садов проходит медленнее. Это обусловлено проблемами с кадрами, оборудованием помещений для детей-инвалидов, и, к сожалению, неготовностью части социума воспринимать «особых» детей как полноправных участников общественной жизни. Между тем, по новому закону «Об образовании», вступившему в силу 1 сентября 2013 года, каждый детский сад обязан принять каждого желающего ребенка-инвалида. То есть, все дошкольное образование ставится комбинированным, инклюзивным.

Сейчас система дошкольного образования переживает  реформирование, связанное с изменением законодательства. Но совершенно точно можно сказать, что в столице функционирует 239 детских садов компенсирующего вида, в которых осуществляется специализированная помощь детям, и 416 детских садов комбинированного вида, на базе которых работают группы специализированной направленности, например, группы для детей с задержкой психического развития, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и т.д.

Помимо этого, в Москве действуют 169 групп кратковременного пребывания, которые посещают «особые» дети, начиная с 2 лет. Для семей, в которых родился ребенок-инвалид, создано 117 служб ранней помощи. На сегодняшний день их посещают почти 2 тысячи детей от 2 месяцев до 4 лет. Развиваются и частные инклюзивные детсады.

Перечень заболеваний, при которых ребенок может посещать инклюзивный детский сад, довольно обширный. Речь идет о синдроме Дауна, аутизме, задержке психического развития, нарушениях речи, слуха, зрения, нарушениях опорно-двигательного аппарата и эмоциональной сферы.

Воспитатели, медсестры и другие работники дошкольного учреждения должны быть готовы к взаимодействию с «особыми» детьми. Режим дня в инклюзивном детском саду имеет массу отличий от типового дошкольного учреждения. На его базе, как правило, с детьми работает массажист, дефектолог, физиотерапевт, логопед, нейропсихолог и т.д. Развивающие занятия в лекотеке  направлены на реабилитацию имеющихся заболеваний.  Во многих дошкольных учреждениях оборудованы сенсорные комнаты, монтессори-классы, керамические или столярные мастерские, бассейн. 

Мне кажется, инвалид в здоровом обществе чувствует себя ущербным, а среди своих – «как все».
Pennie BПользователь «Дети Mail.Ru»

Не менее значимая проблема инклюзивных детских садов – это обеспечение детей с ограниченными возможностями особыми комфортными условиями: пандусы, лифты и т.д.

Безусловно, и здорового и «особого» ребенка к совместному пребыванию в детском саду необходимо подготовить психологически. Проект «Дети Mail.Ru» проводил социологический опрос, в ходе которого пользователи высказывали свое отношение к инклюзивным дошкольным учреждениям и готовности отдать туда своего ребенка. Большинство респондентов – 55% – с удовольствием отдали бы своего малыша в такой детский сад. Впрочем, противников внедрения инклюзии в среду дошкольников оказалось не так уж и мало.

Около 42% родителей убеждены, что совместное пребывание здоровых малышей и детей с ограниченными возможностями травмирует психику обеих групп. Еще 3% выразили обеспокоенность тем, что персонал просто не в состоянии обеспечить уход за здоровыми и «особыми» детьми одновременно. Также родители хотят быть уверены, что заболевания ребенка-инвалида не несут опасности для здоровых детей. Последний ответ подтверждает мнение о том, что основные проблемы инклюзивного образования заключаются вовсе не в дефиците кадров или обустройстве специализированных комнат для детей-инвалидов, а в стереотипах и мифах, которыми в избытке окружена данная форма обучения.

На практике право инвалида на образование будет реализовано за счет этого же права для остальных детей, которые потом будут нагонять программу дома с репетитором или самостоятельно, так как учитель не успел объяснить материал, потому что должн была трижды его повторить для ребенка с синдромом Дауна.
Ольга ЛевченкоПользователь «Дети Mail.Ru»

Дети с особыми потребностями, попадая в новую среду, где все незнакомо и, может быть, враждебно, получают серьезный стресс. Некоторые сверстники выглядят совсем по-другому. Поэтому адаптация к инклюзивному детскому саду ребенка-инвалида должна быть максимально осторожной.

Подготовка требуется и здоровым детям. Теоретически, инклюзия помогает научить здорового ребенка уважать людей, страдающих какими-то заболеваниями, сопереживать и оказывать им помощь. К сожалению, не все родители руководствуются этими соображениями, отправляя своего малыша в инклюзивный детский сад. Как рассказал один из директоров частного инклюзивного дошкольного учреждения, часто родители идут на этот шаг из-за банального отсутствия мест в типовом детском саду и шаговой доступности дошкольного учреждения для здоровых и «особых» детей.

Адаптацию здорового ребенка следует начинать заблаговременно, до первого посещения детского сада. Хорошо, если в кругу знакомых есть дети-инвалиды. В этом случае полезно познакомить детей, объяснить, чем они отличаются друг от друга, как «особый» ребенок нуждается в поддержке и дружбе. Кстати, за границей в целях развития толерантности детям предлагают играть с игрушками-инвалидами. С помощью куклы с протезом вместо конечности, или куклы в инвалидной коляске, здорового ребенка можно подготовить к реальному общению со сверстником, страдающим заболеваниями.

Читайте также: Звезды, воспитывающие особенных детей

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
255
Ирина Россия, дважды бабуля.
Светлана! Вы сами то верите, что по всей России во всех школах будут лифты? Наивная вы! Вы были за 150 км от Москвы? Знаете, как народ живёт? В домах лифты и то часто ломаются, а сколько несчастных случаев с ними? А здесь с ограниченными возможностями дети. Не каждый директор школы пойдёт на такое. Зачем лишняя ответственность и неприятности? Утопия про лифты во всех школах России, в ближайшие 100 лет точно! У нас больницу зщакрыли только на днях, построенная аж при царе и баню. (Московская область.) Больниц и то не хватает в России. Цифра, как в 1913 году, в России! Записи на обследования за месяцы! Или плати наличные. К узким специалистам по 5 часов очереди. А вы про лифты.))Честно, не верю, что будут... Думаю, такие дети должны, как и прежде учиться в специальных интернатах, с медработниками.
СсылкаПожаловаться
Светлана
В ответ на комментарий от Lusi Rosenkranz История переписки7
Lusi Rosenkranz
А вот по поводу мигрантов есть хороший анекдот. Если человек, не имеющий прописки, жилья, связей в этом городе, а иногда и не знающий толком языка, смог забрать вашу работу, то вы - лузер. Эту фразу надо писать под каждым комментом о том, что иностранцы занимают рабочие места.
СсылкаПожаловаться
Мигранты работают за копейки, потому что в их стране все на порядок дешевле. Обрушивают рынок рабочих рук, демпингуют. При чем здесь связи и остальное?
СсылкаПожаловаться
Светлана
В ответ на комментарий от Аллюра
Аллюра
Закон приняли, а условий не создали. У меня ребенок с диагнозом ЗПР. в специальном садике нам мест не хватило (причина. садик один на весь город) отправили нас в обычную общеобразовательную группу. После того как я написала в прокуратуру, мне прислали ответ, что у нас в стране теперь инклюзивное образование и группе, в которую ходит мой сын, в срочном порядке присвоили данный статус. Только дело на статусе и закончилось, кроме логопеда. который один на весь садик, других специалистов НЕТ. Воспитатель один и занятия проводятся в общем порядке, ребенок что усвоил то усвоил, что не успел, то извините. Мне самостоятельно пришлось находить всех специалистов (дефектолога, психолога и логопеда, чтоб занятий было больше) и занимаемся с ними на платной основе из своего кармана. Так что, я против такой системы. Я за то чтоб было как раньше для каждого нарушения своя группа, чтоб были все специалисты, а не приходилось ребенка таскать по всему городу.
СсылкаПожаловаться
Да-да, у нас сделали полумеру, денег сократили на детей-инвалидов под лозунгом инклюзивное.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru