Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Людмила Петрановская: «Задержка психического развития – не приговор»

Задержка психического развития – один из наиболее частых диагнозов для детей из спецучреждений. Его ставят сиротам практически «не глядя». Известный российский психолог Людмила Петрановская рассказала о том, почему не надо бояться этого диагноза, если вы берете в семью ребенка из детдома.


Фото: Legion-Media.Ru

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

– Каковы причины задержки психического развития у детей?

– В отличие от умственной отсталости, – это неорганический диагноз. Иными словами, дети с ЗПР не рождаются, а приобретают.

– Всегда ли справедливо ставят этот диагноз в детдомах?

– Хорошо, если ставят только задержку, но очень легко ставят умственную отсталость, а этот диагноз, в отличие от ЗПР, не предусматривает обучения в массовой школе.

– Чем внешне отличается ЗПР от умственной отсталости?

– Ребенок с умственной отсталостью не только позже начинает читать, он имеет образовательный потолок, который без специальных технологий не преодолеть. И даже технологии не всегда помогают с ним справиться. Дети с ЗПР имеют отставание из-за условий жизни, то есть, если с ребенком начать заниматься, то у него будет хорошая, сильная динамика развития. Отличить умственную отсталость от ЗПР можно только при длительном наблюдении.

Детям в детских домах психолого-педагогические комиссии все эти диагнозы ставят на основании получасовой беседы с ребенком, во время которой невозможно не только обнаружить разницы между этими двумя диагнозами, но и отличить их от шокового состояния после потери родителей. При этом подобные комиссии, как правило, проходят в первые дни и недели после потери ребенком семьи.

– Получается, что процент ошибок достаточно велик?

– Да, получается, что так. Более того, в разных регионах можно наблюдать совершенно разную картину: одни комиссии настроены на «выбраковку», другие - стараются найти в детях потенциал. Степень гипердиагностики может очень сильно отличаться – в некоторых регионах она, по оценкам экспертов, может доходить до 50%.

– Значит, потенциальных приемных родителей может не пугать этот диагноз, если им понравилось фото ребенка в интернете?

– Вообще, даже дети с умственной отсталостью могут быть совершенными сокровищами. Я знаю немало семей, которые воспитывают детей с таким диагнозом. Они просто приняли тот факт, что их ребенок не решает уравнений и никогда не станет финансистом. Но это же не конец света! Зато малыш может быть теплым, любящим, охотно помогать родителям, быть совершенно сохранным эмоционально.

Конечно же, с другой стороны, велика вероятность, что диагноз не подтвердится. Сейчас существует множество методик, которые способны ускорить процесс развития детей с ЗПР и даже детей с органической умственной отсталостью, если ими заниматься. Например, на Западе нормально, когда дети с синдромом Дауна учатся в обычной школе, поступают в вузы.

Сейчас уже диагноз не воспринимается как жесткий коридор, а, скорее, как знак, что такой ребенок нуждается в большем внимании.

–  Как возникает задержка?

– ЗПР может формироваться как в семье, так и в учреждении от недостатка количества актов общения в сутки.

Ребенок развивается благодаря постоянному общению с взрослыми. Когда в этих отношениях все нормально, есть родители, бабушки, дедушки, сестры, братья, то он постоянно находится в обмене актами общения с ними. Они обмениваются словами, взглядами, жестами, улыбками, мимикой, и в этом процессе ребенок развивается. Он достаточно рано начинает понимать, что если он выражает желания, то взрослые стараются эти желания удовлетворить. Для малыша это становится мощнейшим стимулом совершенствовать коммуникацию. Ребенок начинает понимать, что чем более внятно он изложит свою просьбу, тем быстрее и лучше ее поймут окружающие. К году он уже верит, что как только его поймут, ему захотят сделать хорошо. Таким образом, каждый раз, когда мы поняли маленького ребенка и сделали то, что он просил, мы подкрепляем его усилия по коммуникации.

Если малыш живет в неблагополучной семье, которая им почти не занимается, этот стимул работает ни шатко, ни валко: у ребенка происходит дезориентация его речевых усилий. Что будет от того, что он сказал, что хочет кушать? Иногда все хорошо, иногда никак, а иногда все только хуже.

Когда ребенок в учреждении, все тоже самое, с той лишь разницей, что в неблагополучной семье многое зависит от состояния родителей, а в учреждении - от того, что написано «на стеночке». У воспитателя в группе может быть до 15 детей. Ребенок в такой ситуации понимает, что проси-не проси, зови-не зови, воспитатель к нему не подойдет, а подойдет тогда, когда написано в распорядке. Расписание важнее реальных потребностей ребенка. Поэтому ему тоже нет смысла говорить о своих желаниях, обращаться к взрослым. Образуется отставание.

– Сколько времени занимает преодоление диагноза в семье?

– По-разному. Если была длительная задержка, то даже занятия с детьми с ЗПР полностью ее не компенсируют. Наиболее благоприятным вариантом считается гармоничная задержка в развитии, когда дети во всех сферах отстают равномерно. С возрастом это вообще перестает быть важным. Серьезнее ситуация, когда у ребенка диспропорция в развитии: он может демонстрировать какие-либо качества взрослого человека, но при этом быть эмоционально нестабильным, как трехлетка. Легкая форма ЗПР у ребенка в семье компенсируется в течение года-двух и не требует дополнительного вмешательства, кроме родительской любви и ласки. При серьезной форме ЗПР, сопровождающейся биологическими нарушениями, лучше использовать еще и дополнительные методики.

Есть чудесные ситуации «взрывного развития». Дети, находясь в неблагополучной ситуации, как бы «замораживаются» в развитии, «ставят себя на паузу». Поэтому родители, приходя в дом ребенка, обнаруживают 2-летнего ребенка, который не ходит, не говорит, смотрит перед собой и раскачивается. Очень часто такие дети дают «взрывное развитие». Через три дня в семье он пошел, через пять – заговорил… Они очень быстро привязываются к родителям, вырастают на 20 см в год, хорошо прибавляют в весе.

Изначально такие дети в доме ребенка выглядят достаточно неблагополучно. Но в глубине души они сохраняют представление о том, что то, что с ними происходит, неправильно, и бойкотируют среду, в которую они попали. Они более сохранны, чем дети, которые адаптируются к ненормальной жизни.

Бывает, что в семью берут самого обычного ребенка, но за счет того, что он адаптировался к ненормальной жизни в «системе», выясняется, что у него очень серьезные проблемы в эмоционально-волевой сфере, которые могут длиться годами. Это тот случай, когда ребенку ничего не интересно, он не хочет преодолевать трудности, у него нет детской жажды познания. Такие дети меньше страдают в учреждении «прямо сейчас». Те же дети, которые не могут этих правил принять – протестуют, очень страдают и отстают в развитии, но зато сохраняют «сердцевину» – самое ценное.

Людмила Петрановская, педагог-психолог, специалист по семейному устройству, член Ассоциации специалистов семейного устройства «Семья для ребенка», лауреат Премии Президента РФ в области образования, блогер.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
208
Татьяна Орлова
удивительный психолог... взяла - и одним словом отменила ЗПР оранического генеза...
СсылкаПожаловаться
МУП БК 2
ee
СсылкаПожаловаться
sstteerrvvaa
В ответ на комментарий от Татьяна Орлова
Татьяна Орлова
удивительный психолог... взяла - и одним словом отменила ЗПР оранического генеза...
СсылкаПожаловаться
Да, они такие... У нас сколько психологов, столько и психологий... и каждая уникальная...
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПомогите советом!
 Не ожидала такой ситуации вообще. И такого отношения ни от сына, ни от мужа. Сын, взрослый почти, 11 класс, рассказал, что они с одноклассниками подходят к младшим в столовой и спрашивают ( это с его слов) :"будешь есть?". Если говорят, нет, то забирают себе еду. Я просто в шоке, я так и не смогла до него донести, что они вас боятся, здоровых лбов, поэтому и отдают, что это плохой пример для этих же малышей, что это низко.   Его позиция: " они не бояться, не все говорят, что не будут, а зачем еде пропадать?"  Деньги даю на еду всегда, есть кроме того карманные. Муж (сыну не отец) обзывал его ужасно, прям унижал. Я понимаю, что по сути муж прав, но можно было выбирать слова. Как мне теперь быть? Слов этих я забыть не смогу. Как нам всем дальше вместе жить? Вчера прорыдала весь вечер.
368
Просто Марина 69Кто кому должен?
не выдержала я!!!
тема болтательная, мне интересно стало:
мужчина должен !? любимой/нелюбимой женщине что-либо за любовь и ласку/уют, борщ/воспитание ребенка и т.д, в виде материальных благ?
речь не про з/п, а про машины, квартиры, бриллианты/диадемы, пару лямов?
или, все таки не все мужиков имеют и насухо выжимают?
или я просто лохушка, т.к. мне не деньги было нужно от мужика, в первую очередь.......
за честные ответы спасибо))) можно кратко : должен/не должен
351
Маркиза не ангеловЧерная легенда Франции - 2
Йозеф Хейнц Младший "Алхимик" (1650)

254
АнонимВ 1 класс в шесть или в семь лет?
Здравствуйте. Думаем о школе, девочка 6,7 лет будет 1 сентября. Может есть опыт у кого и мнения, лучше в 6,7 или в 7,7.
По росту вторые в группе после мальчика, считает, решаем примеры, буквы знаем, пишет, читает чуть-чуть, короткие слова.
201
АнонимМайонез!!!
Слушайте, я не понимаю, но на всякий случай спрошу анонимно, а то мало ли.

Почему с такой ненавистью сторонники ЗОЖа всегда говорят о майонезе?? Это же, ну, просто масло с горчицей, если грубо. Просто подсолнечное масло! Обсуждают сейчас всякие салаты на новый год, ну ладно. И везде слышу: аааа только не майонез! Оливье без майонеза, овощной салат без майонеза, картошка с мясом запеченная в духовке НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ не с майонезом, а то смерть. Почему?! Едят при этом и колбасу, которая с моей точки зрения гораздо более вредная, и пьют пиво, которое не на настоящем солоде, а фиг пойми из чего, и жарят мясо до углей, но чтоб майонеза - ни капли!! Почему он стал таким врагом? По-моему это очень вкусно. А в детстве так вообще бутерброд из черного хлеба с майонезом - ммм вкуснятина.
198
Юлия ПрокудинаВсё в одно лицо!
Будучи единственным ребёнком в семье, я всегда хотела братика. Мама не уговаривалась. Шли годы. Однажды у моей тёти вдруг)) родился мой братик - двоюродный. И я, конечно, ринулась общаться. И через некоторое время поняла, что я не готова к тому, чтобы у меня появился братик. Более того - и не хочу я никаких маленьких братиков!
Много позже мама призналась мне, что помимо прочих объективных причин, у неё была своя личная сугубо субъективная - она боялась, что не сможет любить другого ребёнка, как меня, а мне не сможет отдавать всей своей материнской любви. Честно - не очень понимаю такую её теорию, но лично для меня есть в этом что-то... эгоистически приятное))
А вы как относитесь к мысли о... ещё детях? Что вас мотивирует к рождению мальчиков-девочек или что останавливает?
181
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru