Детский аутизм: как с этим жить?

Отрешенный, молчаливый, погруженный в себя... Согласитесь, как правило, подобные эпитеты не подходят для описания детей. Но, как известно, в каждом правиле есть исключения. Дети-аутисты любят одиночество, почти не разговаривают, избегают общения. Попробуем понять, почему эти дети - другие, и можно ли победить «загадочную болезнь».

Аутизм - аномалия психического развития ребенка. Подобное состояние характеризуется общими нарушениями развития, и формируется, как правило, у детей в возрасте до трех лет. «Типичный» малыш этого возраста улыбается родителям, весело лопочет, активно изучает окружающий мир. Малыш, страдающий аутизмом, словно живет в собственном мире - ничем не интересуется, боится перемен, отводит глаза от склонившейся над ним мамы...

Иногда (но далеко не всегда) аутизм сопровождается другими нарушениями - недоразвитием речи, умственной отсталостью. Даже опытному специалисту бывает непросто поставить ребенку подобный диагноз, поскольку некоторые признаки аутизма схожи с симптомами других заболеваний. Для подтверждения диагноза «аутизм» необходимо тщательное наблюдение за поведенческими реакциями и коммуникативными навыками ребенка, и дальнейший анализ картины подобного психического нарушения.

Зачастую родители детей-аутистов по разным причинам не обращаются к специалисту вовремя, что может быть чревато необратимыми нарушениями в психическом состоянии малыша. Стоит помнить о том, что чем раньше (первые признаки аутизма обычно бывают заметны еще до достижения ребенком полутора лет) вы обратитесь к врачу, тем выше шанс на успех.

Тревожные признаки

Существует ряд «сигналов», которые должны насторожить родителей маленького ребенка. Перечислим некоторые из них:

-ребенок избегает контакта «глаза в глаза» (смотрит как будто «сквозь собеседника»)
-его речь монотонна (напоминает повторение заученного наизусть текста), а жесты - хаотичны
-малыш предпочитает одиночество
-отказывается от тактильного контакта с родителями (проблемы сенсорной регуляции)
-ребенок не обращается за помощью к взрослым
-не отзывается на собственное имя (при отсутствии проблем со слухом)

Разумеется, наличие одного или даже нескольких симптомов может быть вызвано временными проблемами и не обязательно указывает на аутизм. Однако в случае, если подобные симптомы присутствуют постоянно, родителям стоит обратиться к детскому психиатру.

Методы коррекции

Родителей детей-аутистов беспокоит, возможна ли успешная социальная адаптация их малыша. Здесь многое зависит от степени выраженности патологии. Но не менее важна и реакция родителей на подобный диагноз. От их терпения, целеустремленности, веры в ребенка и в собственные силы зависит очень многое. Люди, страдающие тяжелыми формами аутизма, нуждаются в опеке всю жизнь. С другой стороны, есть много примеров, когда страдающие аутизмом добивались значительных высот в профессиональной сфере, вступали в брак и рожали здоровых детишек.

Окончательный диагноз «аутизм», как правило, можно поставить лишь по достижении ребенком трех лет. Однако коррекцию нарушений можно проводить и раньше - даже если диагноз не подтвердится, вреда это не принесет.

Каждый случай детского аутизма по-своему уникален. Соответственно, схема коррекции данного заболевания составляется специалистом на основании подробных данных о течении заболевания. В некоторых случаях может потребоваться медикаментозное лечение. Однако ведущее место, как правило, отводится психолого-педагогической работе. Коррекционная работа строится на основе программы, разработанной детским врачом индивидуально для конкретного ребенка. В идеале реабилитация проводится комплексно (при участии специалистов разного профиля: педагога-дефектолога, психолога, психиатра).