Можно ли научить ребенка доброте?

Все мамы и папы мечтают видеть своих детей добрыми. И даже если кто-то из родителей это отрицает, то вряд ли он желает себе одинокой старости, лишенной заботы любимого чада. А ведь доброта не бывает избирательной – она или есть в сердце человека, или нет. И это во многом зависит от воспитания.
Многодетная мама
Depositphotos_49635661_s.jpg
Источник: Migration

Рождаются ли все дети добрыми от природы, сказать сложно. Однако совершенно очевидно то, что решающую роль в формировании у них добрых качеств играет воспитание. Малыши особенно чутко реагируют на доброту и не менее чутко – на несправедливость. Нам же, взрослым, важно не «спугнуть» свойственную детям душевную чуткость, не «задавить» ее своим прагматизмом. Разумеется, если мы действительно заинтересованы в том, чтобы они росли добрыми людьми.

Сочуствию и сопереживанию человек учится всю жизнь. Маленький человек, еще не научившийся всему этому, часто не отдает себе отчет в том, что он делает больно другому. Особенно плохо, когда близкие взрослые не объясняют это, а поощряют в детях жестокость.

Возможно, кто-то скажет, что современная действительность жестока и доброте в ней нет места, или что доброта – это слабость, или еще что-то в этом роде. Конечно, каждое мнение имеет право на существование. Но не стали ли мы иногда забывать, что окружающая нас действительность – это, по большому счету, мы сами? Ведь если многие подобным образом будут оправдывать свое нежелание воспитывать в детях доброжелательность к людям, отзывчивость, щедрость и умение сострадать, то вскоре мы получим поколение расчетливых эгоцентриков, равнодушных к чужой беде, не способных ни к дружбе, ни к любви.

К несчастью, в нашем обществе уже процветает детская жестокость: в подростковой среде учащаются случаи травли, избиений и ограблений, все больше младших школьников дерутся «не по-детски» и грубят учителям. На это есть масса причин, и одна из наиболее важных состоит в том, что школа утратила свою воспитательную функцию. Это случилось примерно в то же время, когда привычные представления наших соотечественников о том, «что такое хорошо и что такое плохо», пошатнулись. Для нас, родителей, это означает одно: научить детей различать добро и зло, привить им лучшие человеческие качества, ценимые во все времена, можем только мы, рассчитывать нам больше не на кого.

Естественно, начать нам придется с себя, ведь научить кого-либо мы можем лишь тому, что умеем сами. Как минимум, необходимо определиться с тем, что мы вкладываем в понятие «доброта», оно ведь многогранно. Доброта – это и заботливость, и готовность прийти на помощь, и бескорыстность, и сочувствие, небезразличие к бедам других людей, и терпимость к их недостаткам. Высшая степень доброты – милосердие. Все это показатели нравственности, главные достоинства человеческой натуры, кстати, не имеющие ничего общего с сентиментальностью.

Нам, родителям, очень важно показывать детям примеры добрых поступков, совершаемых нами не по настроению, а по совести. Пусть они видят, что мама и папа способны жертвовать собственными интересами ради других людей, считая это нормой своей жизни. В этом, наверное, и заключается основной воспитательный момент, связанный с формированием у ребенка представления о «практическом» добре, но есть еще и другие.

Первый шаг к доброте – это доброе слово. Именно оно подчас нужнее всего одинокому или страдающему человеку, оно же помогает создать доброжелательную обстановку в семье. Не стоит скупиться на ласковые слова для своих близких людей, но, конечно, добрые слова должны произноситься искренне и быть адекватными моменту. Помните, что сюсюканья и неуместная похвала еще никому не принесли пользы.

В детстве мы с подругами и голубей кормили, и кормушек для других птиц делали, а потом очень гордились тем, что помогали птицам.

Нельзя оставлять без внимания те поступки малыша, в которых просматриваются равнодушие, отсутствие жалости к кому-либо, или зачатки жестокости. С самых малых лет ребенку желательно объяснять, что животным бывает больно, когда их неумело берут на руки или хватают, к примеру, за хвост, что больно бывает и детям, и взрослым, что обидно, горько или одиноко может быть каждому.

Ребенка можно и нужно учить сочувствию, и, по мнению психологов, для этого наиболее подходит возраст от трех до пяти лет. В этот период малыш уже становится способен поставить себя на место другого, например, голодного котенка или заблудившегося щенка, и расплакаться от жалости. В такие моменты очень важно разделить с ребенком его чувства, но еще важнее – постараться вместе с ним проявить действенное участие в судьбе несчастного. Именно дела отличают истинную доброту от сентиментальных слез, и именно они не дают сердцу ожесточиться. Помните, как сказал классик: «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его».

Добрые дела ради безмолвных братьев наших меньших, безусловно, достойны похвалы. Однако сохранять искреннюю доброжелательность к близким и не очень людям, проявлять по отношению к ним действенное сочувствие, не ожидая в ответ благодарности, гораздо сложнее. Этому можно учиться всю жизнь, но начинать лучше как можно раньше. Хорошо будет, если для ребенка станет привычным по мере сил заботиться о стареньком прадедушке, угощать чем-то «вкусненьким» старушку, живущую по соседству, внимательно выслушивать и поддерживать их теплой беседой.

Малышу уже с первых лет жизни можно объяснить, что нельзя шуметь, когда кто-то спит, что когда кто-то болеет, за ним нужно ухаживать, что пришедшему с работы папе необходимо отдохнуть, потому что он очень устал, и так далее. Как правило, детки довольно быстро усваивают подобные вещи, но вот научить их доброму отношению к братьям и сестрам - особенно если те, что называется, с характером – не всегда легко. Очень непросто уговорить малыша дружить со старшей сестрой, если она часто бывает к нему несправедлива. Также трудно научить его заботиться о «слабом» младшем братишке, который по своей несмышлености дерется металлической машинкой.

У моих разница 1,6 года, после ссоры я просто заставляю их обнять друг друга и поцеловать, а через минуту они уже дружно начинают играть, даже не разбираясь кто прав, кто виноват.

Тем не менее, любая воспитательная задача достижима при последовательном подходе и, конечно же, при наличии положительного личного примера. Если раздраженно шлепать детей, они непременно будут драться, если кричать на них – будут кричать один на другого, если называть их ругательными словами – в детском саду или школе они станут чемпионами по сквернословию. В наших силах примирять ссорящихся братишек и сестренок, взывая к их лучшим чувствам, подчеркнуто хвалить их за добрые поступки, совершенные в отношении друг друга, учить их бережному отношению друг к другу. Рано или поздно они должны понять, что понятия «дружба» и «добро» неразделимы.

Важно научить детей делиться, главное – делать это без лишнего «нажима», оставляя, если можно так выразиться, простор для их совести. А чтобы совесть была «в тонусе», не нужно забывать читать детям хорошую литературу, акцентируя внимание на моральной стороне поступков действующих лиц, показывать добрые, заставляющие задуматься, фильмы – скорее всего, это будет эффективнее любых нотаций. Трудно переоценить влияние литературы, как и других видов искусства, на становление юной личности, но вера в добро (или в ее отсутствие), как правило, формируется в семье. Если наши дети будут видеть, что мы по-доброму относимся к ним, а также к нашим вторым половинкам, близким и дальним родственникам, соседям и многим-многим другим людям, что мы стараемся всегда быть справедливыми, то это обязательно возымеет должный эффект.

Да, мы живем в непростое время, и всегда «идти дорогою добра» становится все сложнее. Впрочем, любая другая дорога неизбежно приведет нас в тупик. Это показывает жизнь, как и то, что добро всегда побеждает зло. Давайте же взращивать добро в сердцах наших детей, может быть, так мы приблизим его победу?