Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

Как умеют воспитывать сказки

Сказочные истории, которые складывались веками в разных мировых культурах, весьма разнообразны, но обладают одним общим свойством - необычайной притягательностью и волшебством. 


При слове «сказка» у каждого из нас появляются особые чувства: на душе становится тепло, мы вспоминаем приятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие технологии, сказки не утратили своего назначения - они по-прежнему будят воображение, рассказывают о чем-то неизведанном и украшают нашу жизнь.

Во времена глубокой древности сказки, притчи и мифы целенаправленно использовали в качестве воспитательного средства. Они передавали из поколения в поколение опыт предков, нравственные ценности и правила поведения.

Затрагивая тему влияния сказки на воспитание детей необходимо отметить основное достоинство - смысл и мораль сказки не имеют прямых нравоучений. Сказка не учит ребенка «жить правильно», она обладает лишь свойством «мягкого намека», направляет в нужное русло.

В сказочных сюжетах умело «зашифрованы» ситуации, которые переживает в своей жизни любой из нас - вера в добро, борьба со злом, жизненный выбор, любовь, ответственность, помощь. Вспомним самую распространенную сказочную ситуацию, которая «кочует» из сказки в сказку. Перед героем три дороги - три варианта дальнейшего развития событий (в реальной жизни все мы стоим перед проблемой выбора). Как правило, главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, кажется совершенно не логичным: есть возможность выбрать и богатство, и славу, но он выбирает путь, который связан с лишениями и потерями. Однако, к концу сказки, преодолев все невзгоды, которые поджидали героя на этом пути, он заслуженно приобретает и богатство, и все, что желал. Сказка учит не логичным, а каким-то другим критериям выбора. Каким? Со временем каждому подскажет интуиция и жизненный опыт.

«Сказочное» воспитание будет не полным, если за прочтением сказки не последует её обсуждение. Для малышей можно заготовить самые простые вопросы, которые тренируют память и внимание:
- Понравилась ли тебе сказка?
- Как называется сказка?
- Кто из героев тебе запомнился?
- Как звали главного героя?... и т.д.

Задача обсуждения сказки с младшими школьниками - научить их думать и творчески мыслить. Вопросы могут быть самые разнообразные:
- Как ты думаешь, чему учит эта сказка?
- Что могло случиться с главным героем, если бы он выбрал другой путь?
- Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
- Могла ли эта сказка закончиться по-другому? Если да - то как?... и т.д.

Любая сказка имеет множество граней и смыслов. Читая сказку в детстве, ребенок бессознательно запоминает наиболее важные из них. Ребенок подрос - и ту же самую сказку может воспринять совсем иначе, а когда он будет читать эту сказку своим детям, то не исключено еще множество вариантов восприятия, зачастую самых неожиданных.

Помните «Колобка»? Для малыша 4-5 лет Колобок - это такой же ребенок, как и он сам. В 9-10 лет дети уже умеет анализировать поступки и способны на некоторые исследования. Они понимают, что в сказке все герои наделены человеческими характерами и видят, как следует вести себя с «зайцами», а как с «лисами». Взрослый человек, скорее всего, обратит внимание на причины и следствия поступков героев и попробует отнестись к «Колобку» с философской точки зрения.

Многие сказки хороши тем, что в них есть четкое разделение добра и зла. Даже самому маленькому читателю ясно, кто «плохой» и как его победить. Ребенок видит, что герой, который совершает плохие поступки, обязательно получит по заслугам, а справедливость и добро восторжествуют.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена НиколавнаМожно ли развивать ребенка не вкладывая в него денег?
Вопрос порассуждать. Поболтать.
Реально ли такое в наши дни? Для себя пока вывела такую формулу- давать сейчас ребенку то, от чего есть хоть небольшой выхлоп на выходе. ПРимер: мои дети пока не уча...
330
Татьяна )Нереально плохо
Большое спасибо Пушистой, она забирает Тейсика. Сегодня к утру его довезут.

Вы можете считать меня чудовищем после последней темы. Я и сама не могу прекратить рыдать и выть от чувства предательств...
249
АнонимПокупка и продажа с рук. Вы практикуете?)
Периодически слышу об удачных покупках или продажах на Авито, Юле. Но лично я продаю только "ерунду", а более "ценное" не могу, спроса ноль

Вообще хочу продать хорошие шкафы за ...
132
тамара манаковапо следам темы "случайное знакомство"
Добрый день. Никогда не думала, что начну бояться этой болезни. В болезнь верила, осторожность проявляли, муж на удаленке был до 5 июля. Тут вчера муж приехал с работы и говорит, у них сразу 4 чело...
71
Просто ежикНечеткая речь и звук "ль", логопедические упражнения
Дочке 5 и три месяца, с двух лет бьемся над речью. Нужен опым мам речевых детей. Вкратце - нужны упражнения для постановки и автоматизации звука "ль", и что-то нужно делать с четкостью ре...
50
ОлькаНормально ли что ребёнок затих?
Девочки, 19 неделя идёт, малышка уже давно шевелилась активно, каждый день отчетливо чувствовала.
Со вчерашнего дня резко затихла. Раз или два за день показалось что это шевелюшка и всё. Сегодня ве...
49
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru