Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Как умеют воспитывать сказки

Сказочные истории, которые складывались веками в разных мировых культурах, весьма разнообразны, но обладают одним общим свойством - необычайной притягательностью и волшебством. 


При слове «сказка» у каждого из нас появляются особые чувства: на душе становится тепло, мы вспоминаем приятные минуты детства. Несмотря на то, что нашим миром правит технический прогресс и высокие технологии, сказки не утратили своего назначения - они по-прежнему будят воображение, рассказывают о чем-то неизведанном и украшают нашу жизнь.

Во времена глубокой древности сказки, притчи и мифы целенаправленно использовали в качестве воспитательного средства. Они передавали из поколения в поколение опыт предков, нравственные ценности и правила поведения.

Затрагивая тему влияния сказки на воспитание детей необходимо отметить основное достоинство - смысл и мораль сказки не имеют прямых нравоучений. Сказка не учит ребенка «жить правильно», она обладает лишь свойством «мягкого намека», направляет в нужное русло.

В сказочных сюжетах умело «зашифрованы» ситуации, которые переживает в своей жизни любой из нас - вера в добро, борьба со злом, жизненный выбор, любовь, ответственность, помощь. Вспомним самую распространенную сказочную ситуацию, которая «кочует» из сказки в сказку. Перед героем три дороги - три варианта дальнейшего развития событий (в реальной жизни все мы стоим перед проблемой выбора). Как правило, главный герой делает выбор, который, на первый взгляд, кажется совершенно не логичным: есть возможность выбрать и богатство, и славу, но он выбирает путь, который связан с лишениями и потерями. Однако, к концу сказки, преодолев все невзгоды, которые поджидали героя на этом пути, он заслуженно приобретает и богатство, и все, что желал. Сказка учит не логичным, а каким-то другим критериям выбора. Каким? Со временем каждому подскажет интуиция и жизненный опыт.

«Сказочное» воспитание будет не полным, если за прочтением сказки не последует её обсуждение. Для малышей можно заготовить самые простые вопросы, которые тренируют память и внимание:
- Понравилась ли тебе сказка?
- Как называется сказка?
- Кто из героев тебе запомнился?
- Как звали главного героя?... и т.д.

Задача обсуждения сказки с младшими школьниками - научить их думать и творчески мыслить. Вопросы могут быть самые разнообразные:
- Как ты думаешь, чему учит эта сказка?
- Что могло случиться с главным героем, если бы он выбрал другой путь?
- Какой была бы сказка, если бы в ней не было плохих героев?
- Могла ли эта сказка закончиться по-другому? Если да - то как?... и т.д.

Любая сказка имеет множество граней и смыслов. Читая сказку в детстве, ребенок бессознательно запоминает наиболее важные из них. Ребенок подрос - и ту же самую сказку может воспринять совсем иначе, а когда он будет читать эту сказку своим детям, то не исключено еще множество вариантов восприятия, зачастую самых неожиданных.

Помните «Колобка»? Для малыша 4-5 лет Колобок - это такой же ребенок, как и он сам. В 9-10 лет дети уже умеет анализировать поступки и способны на некоторые исследования. Они понимают, что в сказке все герои наделены человеческими характерами и видят, как следует вести себя с «зайцами», а как с «лисами». Взрослый человек, скорее всего, обратит внимание на причины и следствия поступков героев и попробует отнестись к «Колобку» с философской точки зрения.

Многие сказки хороши тем, что в них есть четкое разделение добра и зла. Даже самому маленькому читателю ясно, кто «плохой» и как его победить. Ребенок видит, что герой, который совершает плохие поступки, обязательно получит по заслугам, а справедливость и добро восторжествуют.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Рута Рапунцельпочему вас назвали именно так, а не иначе?
Сегодня прям что-то все темы про имена. И вот я что подумала: а вы знаете как родители вас хотели назвать?
У моих было заготовлено для меня 2 варианта – Леонас или Эгле. А назвали Рутой, такое имя папа выбрал ))
А у вас?
188
АнонимСочетание имени и отчества
А какое имя для девочки можно придумать к отчеству Ярославовна? Мне вот всегда Милана нравилась, а мужу совсем не нравится сочетание с отчеством, говорит что-то бесформенно-расплывчато-желейное получается. А вам как оно вообще на слух и на сложность произношения? Фамилия русская, окончание на –ева, не самая распространенная. 
183
ЦирцеяГород форумских детей. Размышляйка после темы о профессиях..
Несколько раз перечитывала тему Все профессии хороши и представилась мне картинка. Город Н. Город форумских детей. В этом городе нет профессий,которые не захотели своим деткам родители. Что мы имеем.  В этом городе нет врачей (может парочка в морге).больницы,поликлиники пустые,В детских садах и школах нет никого из  персонала. Ну допустим ,пофантазируем дальше ,у всех квартиры(только кто построил эти дома ),прорывы проблемы с электричеством тоже никто не устраняет,ведь никто не хочет,что бы ребенок был рабочей специальности. В магазинах нет продавцов,кассиров,грузчиков. Да и товаров видимо нет.Нет полиции,нет ГБДД,нет военных,самолеты облетают этот город,нет дворников,уборщиц. Вообщем,город—сказка,город—мечта. Бред конечно,но картина такая вырисовывается. Как выживать в таком городе,при условии,что покинуть его нельзя. Мамы и папы только могут наблюдать..


168
SirensЭх, мечты,мечты...Мечта моя Финляндия.
Что-то появилось у меня мечта, переехать в будущем через года два - три в Финляндию (может), конечно это останется мечтой, но что-то пока сплю и вижу. Хотелось бы узнать, если на форуме есть кто из Финляндии, реально ли перехать? Найти работу! Тем более я не одна, с ребёнком.
Заранее благодарю, кто по теме ответит!))
158
ЛягушенцияВы лично как считаете, влияет ли имя на судьбу/характер человека?
Не скажу, что сильно замарачиваюсь этими вещами, но бывает интересно почитать характеристики имени, гороскоп и прочую лабуду. Так вот, жду деву по гороскопу и хочу назвать Константин.. если почитать гороскоп и характеристику имени получается очень всё как то уныло и занудно)) . А вы придавали этому значение?
93
АнонимДвойная любовь
Скучно на форуме и на работе(.Решила создать болтательную тему. 
Еще нашла здесь на форуме человека, который тоже одновременно любил 2-х женщин -Тургенев это. И любил по настоящему, как мне из стихов видится.
Подружилась я на работе с одним мужчиной 21 год назад. Я была свободной, он-женат, один ребенок. Все как мне нравится в мужчинах, умный, с юмором, симпатичный, душа любой компании. Старше меня на 3 года. Как мы с ним отрывались, и не передать, творили черти-что, только с ним я напивалась до невменяемости (т.е. не контролировала ничего). Интим был (но он не главное)))). Ну и болтали обо всем, я знала в разы больше, чем жена, естественно. Была в него влюблена пару месяцев, а потом это переросло в любовь. У него тоже.
Параллельно я влюбилась, вышла замуж, развелась, родила ребенка, имею длительные сложные отношения с мужем, нынешним, которого люблю тоже уже много лет.
Общаемся с тем человеком редко, где-то 3-4 раза в год, но это ничего не меняет.
Моих мужей с ним знакомила, но ничего не вышло, они сильно ревновали((
к чему сей опус спросите? а задело меня неверие, что нельзя любить двух одновременно, и что это-не любовь, а всякие разные другие чувства!
Кроме Тургенева и меня, есть кто в это верит?
91
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru