Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Приучать ли детей заниматься благотворительностью?

Благотворительность стала заметной частью современной жизни. Придет день, и нам нужно будет объяснить детям, что это такое и зачем люди ею занимаются. А вот стоит ли подводить их ближе и, тем более, приучать к таким делам? Предлагаем вам две противоположные точки зрения экспертов. Какая из них окажется вам ближе?


 

Фото: Legion-Media.Ru

Александр Морозов, учитель, соучредитель нескольких благотворительных организаций, отец двоих детей, автор волонтерской программы для школьников «Переменка доброты».

«Занятие благотворительностью, безусловно, воспитывает в ребенке понимание того, что такое хорошо и что такое плохо. Это замечательная возможность развить привычку к доброте, научить думать о тех, кому хуже, чем нам.

Все просто: дети воспитываются примером, и если им с раннего детства показывать, что можно жить так, чтобы другим от тебя была польза, скорее всего, эта картина станет их жизненной моделью. Недаром почти все дети воцерковленных родителей часто или не очень, но ходят в храм: дело не в религиозности или убеждениях, во многом это дань традициям, которыми жила семья.

Поэтому, если родители хотят, чтобы милосердие стало значимым качеством для их ребенка и чтобы в будущем он испытывал внутреннюю необходимость помогать тем, кому сложно, безусловно, они должны учить малыша благотворению. Причем делать это можно и нужно с самого раннего возраста.

Например, уже года в два-два с половиной ребенок в состоянии понять, кто такие детдомовцы. Дети уже знают мультфильм про Мамонтенка, и им вполне можно рассказать о том, что у кого-то нет мамы.

Можно найти слова, которые вызовут в сердце вашего маленького человека сочувствие и сопереживание. После этого попробуйте вместе выбрать игрушки для того, чтобы передать их в детский дом – детям, которым никто не приносит подарков.

Еще один хороший вариант развития эмпатии – забота о животных. В любом городе у нас сейчас есть приюты для бездомных животных, и там всегда нужны руки: убирать вольеры, готовить еду, просто приласкать этих несчастных зверей.

Возьмите детей с собой. Конечно, необязательно заставлять их принимать участие в уборке собачьих отходов, пусть просто бегают и гуляют вокруг, пока вы орудуете метлой. Тогда мероприятия подобного рода станут для них нормой.

И не стоит бояться знакомить ребенка с какими-то неприятными, печальными или даже трагичными сторонами жизни. Жизнь такая, какая она есть. И пусть лучше родитель найдет правильные слова для объяснения сложных вещей, потому что ребенок рано или поздно столкнется с этим миром. Дайте ему заранее ответы на главные вопросы».

Александра Г., психолог, волонтер, соорганизатор благотворительных мероприятий, мама троих детей.

«Вводить детей в работу по благотворительности надо очень аккуратно, и чем позже, тем лучше. Маленькому человеку совсем необязательно знать о гадостях и мерзостях, которые творятся в мире. Ему не нужно специально показывать трагедии и ужасы: поверьте, он успеет на все это насмотреться и решить, как вести себя в тех или иных ситуациях.

Благотворительность – это не развлечение и не удовольствие. Это очень тяжелая и выматывающая история, и не каждый может и должен этим заниматься. Если человек чужд идее помогать другим – это не значит, что он плохой.

Все устроены по-разному, я знаю очень многих взрослых, которым невыносимо тяжело смотреть и даже думать о больных детях. Они не помогают потому, что им проще делать вид, что такой проблемы не существует. Окружающие должны уважать их выбор. Каждому свое.

Также и родители должны уважать своего ребенка и не настаивать на получении такого душевно тяжелого опыта. Я не могу жить без того, чтобы помогать малышам, которых никто не любит. Это огромная часть моей жизни. Но это моя жизнь, и я ни в коем случае не хочу навязывать свой выбор детям.

Нужно помнить: если ребенок не очень добрый по своей природе (а такое, поверьте мне, встречается), если у него нет внутреннего стремления помогать другим и неоформленной, но острой необходимости чувствовать себя хорошим, не стоит заставлять его заниматься благотворительностью.

Ребенок лет до 12 не может сформулировать причину, по которой он не хочет делать что-то, что его близкие считают очень хорошим и правильным.

А в случае с благотворительностью у детей может сработать банальная система самозащиты психики или элементарная брезгливость. Понимая, что ему не нравится делать что-то безусловно хорошее, ребенок будет страдать, считать себя плохим, отсюда появляется масса комплексов.

Одна моя коллега взяла с собой 5-летнюю дочь на Новый год в детский дом для детей с задержками развития, который мы курируем. Ей объяснили, что у малышей нет родителей, что они очень больны, и сказали, что надо устроить им праздник, чтобы им стало повеселее.

Во время мероприятия было видно, что девочка очень напугана. У нас, к сожалению, так устроено общество: мы не видим инвалидов, мы не привычны к людям на колясках и, тем более, к детям с ДЦП. Девочка так впечатлилась, что рыдала почти двое суток напролет. Но не потому, что ей стало жалко этих несчастных детей, а потому, что она боялась стать дауном. А еще больше она испугалась, что мама ее бросит. Стоило ли вести ее на тот вечер? По-моему, ответ однозначный».

Интересные факты

В США благотворительные акции устраивают даже в детских садах. Традиционно все малыши на все праздники собирают мешки с одеждой и игрушками, которые передают в помощь детям из малоимущих семей. Уже в младших классах школьники ставят спектакли и организуют концерты, а деньги, полученные от продажи билетов, передают в помощь всевозможным благотворительным фондам, в том числе и заграничным.

В большинстве европейских стран детей начинают приучать к благотворительности с самого раннего возраста. В больших городах несколько раз в год устраивают массовые благотворительные марафоны, ярмарки и уличные праздники, во многом ориентированные именно на привлечение детей. Большинство магазинов игрушек устраивают благотворительные акции, призывая малышей приносить свои игрушки в помощь нуждающимся.

В октябре 2012 года школьники одной из московских школ собрали несколько миллионов рублей на операцию своей однокласснице, больной раком.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
10
ТатьянаМихайловна
В ответ на комментарий от ольга ольга История переписки2
ольга ольга
Узко смотрите на проблему,у ребенка обязательно должно развиваться чувство сострадания,стремления помочь кому-либо,хоть отдать кусочек своей булочки животному с голодными глазами.Поверьте,наблюдать,как пятилетний ребенок отдал три копейки для автомата с водой в жару какой-то старушке,которая очень хотела пить,это нечто,это было с моим ребенком.И будучи подростком и молодым парнем,он,не поверите,помогает ухаживать за лежачими дедушкой и бабушкой,что очень радует.Ведь это тоже разновидность благотворительности.Поверьте,такие моменты в жизни ребенка-это отражение его отношения к Вам в будущем.
СсылкаПожаловаться
Оленька! Милая! Вы умница и прелесть! Поздравляю, вы вырастили прекрасного человека. Вы имеете полное право гордиться своим сыном!!! С искренним уважением Т. Внукова.
СсылкаПожаловаться
ТатьянаМихайловна
Последнюю ложку каши,например, мы едим за мир, счастье и благополучие всех добрых людей. Конечно, мы подкармливаем птиц подбираем животных, а потом находим для них хозяев, оказываем посильную помощь нуждающимся. Терпеть не могу "притчу" о том, что надо голодного не накормить рыбой, а дать ему удочку, пусть сам ловит и потом кушает. Здесь есть только часть истины. Пока человек будет ловить рыбу, он может и не дождаться улова и умереть с голоду. Не помню, кто изрёк это "нечто", но хочется сказать ему:"Пожалей, накорми сначала, потом научи ловить рыбу и подари удочку!!!" А детей знакомить с благотворительностью нужно очень осторожно и аккуратно. Слава Господу у меня растут внук и внучка с добрыми и отзывчивыми сердцами. Но признаюсь, с такими детьми, конечно, хлопот больше. Ведь им приходится помогать в завершении их добрых поступков. Например везти ворону в живой уголок или помогать строить кормушки...
СсылкаПожаловаться
ольга ольга
В ответ на комментарий от Michaella_
Michaella_
Я сама категорически не могу заниматься благотворительностью. Не верю в искренность волонтёров, они обычно сами себе пытаются доказать, какие они хорошие, а по отношению к тем, кто не готов так же активно помогать, часто ведут себя агрессивно и грубо.
Ребенка приучать к благотворительности не планирую, хотя о том, что в мире не всё прекрасно, он будет знать.
СсылкаПожаловаться
Узко смотрите на проблему,у ребенка обязательно должно развиваться чувство сострадания,стремления помочь кому-либо,хоть отдать кусочек своей булочки животному с голодными глазами.Поверьте,наблюдать,как пятилетний ребенок отдал три копейки для автомата с водой в жару какой-то старушке,которая очень хотела пить,это нечто,это было с моим ребенком.И будучи подростком и молодым парнем,он,не поверите,помогает ухаживать за лежачими дедушкой и бабушкой,что очень радует.Ведь это тоже разновидность благотворительности.Поверьте,такие моменты в жизни ребенка-это отражение его отношения к Вам в будущем.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru