Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

«Жертвы» родительского невнимания

«Синдром жертвы» далеко не всегда является последствием пренебрежительного отношения и нелюбви к ребенку со стороны родителей.


Фотобанк Лори

В предыдущей статье мы рассматривали психологический феномен, называемый «синдром жертвы». Напомним еще раз: «синдром жертвы» является разновидностью неправильного формирования личности, вызванного ошибками воспитания в детстве. Еще раз перечислим основные особенности «жертвы»:

1. Неуверенность в себе, легкое подчинение чужой воле.
2. Неспособность полноценно противостоять агрессии в свой адрес.
3. Зажатая, робкая манера поведения, провоцирующая потенциального агрессора.
4. Отсутствие надежды на помощь со стороны окружающих людей, и, как следствие, тихое подчинение насилию и замалчивание самого инцидента.
5. Неумение вовремя проставить в отношениях с другими людьми границы, за которую нельзя заходить, и, как следствие, быстрое превращение в объект использования.
6. Чрезвычайно низкая самооценка.
7. Интерес к людям, которые с гарантией будут обращаться с ней дурно, тем самым подтверждая, что она - жертва, и ничто не изменит этой ситуации.
8. Подсознательное стремление изменить к худшему жизненную ситуацию. Как следствие, нелепые поступки, просчеты, ошибки.
9. Негативные воспоминания о детстве, полном пренебрежении со стороны родителей и одноклассников.

Следует заметить, что «синдром жертвы» далеко не всегда является последствием пренебрежительного отношения и нелюбви к ребенку со стороны родителей. К группе риска относятся средние дети в семьях с тремя и более детьми. Даже у любящих родителей не всегда хватает сил и внимания на всех детей, и, как следствие, большая часть внимания достается младшему ребенку, старший поддерживает свою самооценку благодаря занимаемой им позиции «почти-взрослый-главный-из-детей», а среднему катастрофически не хватает тех крох, которые ему перепадают.

Также к группе риска относятся дети, воспитанные матерью-«жертвой». Свое представление о собственной «второсортности» она подсознательно распространяет и на ребенка. Не заступается, если другие дети обижают ребенка. Не вмешивается, если несправедливо отчитывают взрослые. Ребенок быстро понимает, что чем-то отличается от других детей, учится уступать и уходить от конфликтов, привыкает к приниженному положению в обществе.

Кроме того, «синдром жертвы» может развиться под давлением деспотичного педагога в саду или школе, или, наоборот, с попустительства педагога, под давлением уверенных и агрессивных детей, которые по какому-либо критерию избрали объектом самоутверждения именно данного ребенка.

Родители часто слишком поздно понимают, что в группе или классе происходит что-то неправильное. Иногда неверно оценивают ситуацию и не вмешиваются, уверенные, что чадо должно научиться само за себя постоять, иногда не замечают тревожных признаков. Нередко такое неведение родителей длится до самого возмужания ребенка. Отсутствие поддержки и защиты со стороны родителей, их нежелание реагировать на жалобы и просьбы о помощи убеждают ребенка, что ему неоткуда ждать поддержки, и он смиряется с положением жертвы.

Как уже упоминалось ранее, «синдром жертвы» обладает чрезвычайно эффективным механизмом самоподдержания в любой жизненной ситуации. Гораздо проще его предотвратить, так как лечение данного синдрома осложняется подсознательным сопротивлением со стороны «жертвы». Поэтому очень важно принять дополнительные меры, чтобы он не развился у детей, относящихся к группе риска.

Если у вас в семье больше двух детей, внимательно наблюдайте за средними - не стали ли они тихими и покорными, не начали ли безропотно уступать в конфликтах. Для каждого из детей хотя бы раз в месяц устраивайте день, посвященный лично ему. В этот день на столе должна быть пища, которую выбрал он. Смотреть передачи, которые хочет он. Если есть возможность - сходите погулять туда, куда хочет «хозяин дня», поиграйте в выбранные им игры. Такие дни особенно важны тем детям, которым не хватает внимания со стороны родителей и влияния в семье.

Если ваш ребенок ходит в школу или садик, общайтесь с ним о его приключениях, пусть рассказывает, как прошел день. Тогда ребенок будет уверен, что может поделиться с родителями своими проблемами, и первые инциденты не пройдут для вас незамеченными.

Если среди ваших родных или знакомых есть люди, которые пренебрежительно относятся к вам или вашему ребенку, сократите общение с такими людьми до минимума. Не стесняйтесь заступаться перед ними за своего ребенка. Постарайтесь как можно раньше донести до ребенка, что не все взрослые и не всегда бывают правы, это защитит его формирующуюся самооценку от давления со стороны негативно к нему настроенного авторитарного взрослого.

Не стесняйтесь заступаться за ребенка. Любой конфликт с его участием тщательно разбирайте, помогите ребенку понять, когда в конфликте виноват он сам и ему стоило бы извиниться, а когда неправы другие люди, и ему стоит отстаивать свою позицию.

Не «отмахивайтесь» от проблем ребенка, даже если они кажутся вам незначительными, а сами вы сильно устали или заняты. Не забывайте: дети - очень плохие рассказчики. Иногда за наивным и на первый взгляд пустяковым лепетом кроется боль и обида, которая годами будет отравлять душу вашего малыша. 

Самая тяжелая ситуация - если вы сами - «жертва». К сожалению, бороться с синдромом жертвы в себе очень и очень тяжело. Поэтому постарайтесь хотя бы осознать свою проблему. Идеальный вариант для вас - найти хорошего психотерапевта и вместе с ним начать работу над собой. Если такой возможности у вас нет, осваивайте методики повышения самооценки и вместе с ребенком.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
224
Наталья Горбатюк
В ответ на комментарий от Ольга
Ольга
У меня дочь эмоциональная, как что - сразу в слезы, очень обидчивая. Я не знаю, это психология жертвы или наоборот талантливого манипулятора (слезы - это ведь тоже манипуляция), но в любом случае я перестала ее ругать за то, что она с кем-то не делится, после того, как где-то прочитала, что делиться своими вещами было принято только в СССР, как часть социалистического воспитания вследствие отсутствия института частной собственности. У нас же все было общее - игрушки, кроватки, галстуки одинаковые, мячи в спортзале, а также и квартиры, земля, природные ресурсы и т.д. Но сейчас надо понимать, что наступило другое время - время развитого капитализма и частной собственности. Обратите внимание за границей - принято ли делиться на западе своими вещами? Конечно нет! Даже в фильмах американских посмотрите, как родители относятся к детским комнатам - у девочек все завешено-заставлено розовой ерундой, плакатами с кумирами, куклами, дневник на ключике и т.д.; у мальчика вся комната завалена техникой, дисками, роботами и т.п. И никто им не высказывает, что там что-то не так - это их ЛИЧНОЕ пространство, в котором их СОБСТВЕННЫЕ вещи. Именно через обладание чем-то мы осознаем свои права и себя как человека с имуществом, с достатком. Отсутствие собственности делает из нас не рабов, как тут писали, а людей, которые не понимают природу денег, не понимают, откуда они берутся и как можно жить в достатке. Именно от этого многие из нас, детей СССР, до сих пор не понимают, как же заработать и как же научиться мыслить как собственник. Поэтому считаю, что свою собственность надо защищать и отстаивать, как и свою личную неприкосновенность. Если тебя бьют, надо бить. Если тебе угрожают, надо показать, что и ты силен, что найдешь способ защититься, что не боишься. Если у тебя отнимают вещь, то не отдавать, но если просят на время, то решить дать или не дать. При этом надо учить ребенка и помогать слабому, и благотворительности (показать на ящик с пожертвованиями, объяснить, что надо помочь больному ребенку), защищать слабого (например, девочку), помогать старшим (например, старику, или маме убраться в квартире).
СсылкаПожаловаться
вот и моя дочь совершает страшную ошибку по отношению к своему сыну никогда не занималась им я и дед полностью посвящали себя внуку компенсируя равнодушие матери а когда заметила что ребенок считает нас авторитетом запретила общаться нам отключила ему телефон в дет, саду написала заявлен ие чтобы нам не отдавали внука считает что мы настраиваем внука против нее но он и не вспоминал сейчас ребенок страдает плачет ноа не обращает на него внимания манипулирует внуком работать не любит учится тоже ей 33года но считает что ей все должны все обязаны
СсылкаПожаловаться
Айнура Бахтиярова
у меня получается сын вырастит с *синдромом жертвы*, так как я являюсь матерью-*жертвой*. что делать, или что конкретно не делать?
СсылкаПожаловаться
Little Angel
главное, чтобы родители это делали не за счет других детей, то есть повышение самооценки одного ребенка не должно проходить за счет превращения в жертву более самоуверенных детей. места достаточно для всех.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.

Пользователи, читавшие эту новость, также интересовались
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Божья КоровкаПоэтический конкурс № 9. Голосование

Всем доброго времени суток!
 
С огромной радость и не менее огромным волнением сообщаю об открытии Девятого внутрифорумского поэтического конкурса!!!
 
Напомню задание.
Тема – «В жизни всякое бывает».
Усложняющий элемент – божья коровка.
 

Вашему вниманию предлагаю 15 конкурсных произведений и 2 внеконкурсных стихотворения. Прошу прочитать и оценить каждое. Если не сможете прочитать все произведения сразу, то обязательно вернитесь к этой теме попозже, чтобы дочитать и проголосовать.
 
Голосование будет длиться с этого момента до позднего вечера четверга (17 января), потом тему закрою. Итоги конкурса я объявлю в пятницу 18 ноября.

Напомню о правилах.
1. Не комментировать, пока я не выложу все произведения на суд критиков. Подождите, когда стихотворение будет выложено до конца (на всякий случай в конце каждого будет маячок в виде слова КОНЕЦ).
2. Авторам произведений нельзя раскрывать свою анонимность до конца голосования. 
3. Голосовать могут только  пользователи с личной страницей на форуме.
4. Голосом за произведение считается только комментарий в виде  +1 №… непосредственно под  стихом. Если у вас нет на клавиатуре плюса, то ставьте *1 №…, но маякните об этом мне. Словами плюс один не пишем!!!
Огромнейшая просьба!!! Если пишите комментарий, то делайте примерно так:
+1
Текст (Нравится/не нравится то-то и за то-то…).
Данное нововведение связано с тем, что очень тяжело не пропустить +1, если он стоит в середине или в конце комментария.
5. Авторы просят конструктивной критики, поэтому прошу не стесняться выражать своё мнение. Только делайте это вежливо, указывая на конкретные недостатки. 
6. Голосовать можно за любое количество произведений, но только один раз.
7. Голоса пользователей, замеченных в явном троллинге  или оскорблениях, учитываться не будут.
8.  Голосование  продлится до позднего вечера четверга (17 января). После тема закрывается.
9. Победит произведение, набравшее больше всех +1, о чём будет сообщено в поздравительной теме в пятницу 18 января.

П.С. Авторы, если я забыла выложить ваше творение, то обязательно пишите мне на почту (mrs.ksu@mail.ru). Внимание: не в тему, а на почту.
П.П.С. Забывашки, вам оставлю место.

394
Карпова КарповаМногодетный отец узнал, что является отцом только одного ребенка

Переругались на работе по поводу этого случая. Большинство женщин ЗА этого папашу, и только я и еще одна моя сослуживица считаем, что папаша не прав.
Коротко кейс. мужик женился на женщине с ребенком, вместе строили дом, родили еще ЧЕТВЕРЫХ детей. Потом мужик выяснил, что родной ему только один, длвухлетний пацан. Тогда он выгнал жену со всеми неродными детьми, а родного двухлетнего оставил себе.
В чем я считаю он не прав. Во-первых, жена тоже имеет право на половину дома, так как строился он в браке, и она имеет право на половину имущества.

Во-вторых, двухлетнего пацана отрывать от мамы довольно жестоко. Ну маленький он еще!

В-третьих, чудовищно жаль остальных детей, которые всегда считали его папой, и вот такая фигня...

Женщина, конечно, агонь. Я вот все задаюсь вопросом: как она с таким количеством детей находила время еще и на любовника?!

  

319
Катерина тримКак поступить

Всем добрый день.
Ситуауия я бы сказала щекотливая. Итак, этажом выше, над моей квартирой, где то месяц как поселилась некая семья с ребенком лет 3-5, незнаю точно. Так вот этот малыш постоянно плачет, утром и в 6 и днем и вот сейчас 19.20 а он заливается плачет. Честно не знаю что делать, поднятся и спросить что вы делаете с ребенком, скажут не ваше дело. Или в отдел опеки позвонить или участковому. Вот как поступить? Вот сейчас заливается слезами и женский ор. 

182
*КаГГи-Карр*Подарки воспитателям на день рождения. Нужно ли?

Всем привет! Сегодня у одной из воспитательниц день рождения, о чем вчера вечером проинформировала звонком вторая восп. одну из мам родительского комитета. Мы не собирались ничего дарить, тк бюджет итак трещит по швам. А тут еще три подарка получается плюсом (няня, 2 воспитателя).
Воспитателям дарим подарки на новый год, 8 марта и день воспитателя. На мой взгляд этого достаточно.  Подарки хорошие, не рафаэлло с советским))) 
А тут такой звонок с напоминанием. Мне это не понравилось конечно. Ну ладно, купили букет роз,красивых, на длинной ножке, символически, поздравили утром. Может я мнительная, но уловила разочарование. 
Как у вас, девочки? в садах и школах? дарите подарки на дни рождения?

158
ИргуляПланирование беременности и бюджет

Планируя ребенка, естественно закладываешь сумму на его содержание , включая , наверное институт.
Какой бюджет для вас приемлем для семьи из 4-х человек... Понятно ,что чем больше тем лучше, но ответьте исходя из наших реалий....
Боюсь планировать ,чтобы не понижать свой уровень жизни на много пунктов

144
МаруськаРебенок стал хуже разговаривать

Доброе утро! Дочь заговорила достаточно рано, с каждым месяцем словарный запас пополнялся новыми словами, к двум годам мы могли вести с ней диалог, в основном общалась со взрослыми. В два года и месяц мы отдали ее в сад, я изначально была против, т к хотела, чтобы она ещё побыла со мной, но бабушки настояли: социализация и разговаривать лучше будет, с детьми общаться и т.п. В группе, где все были старше ее примерно на год ,она была практически единственным ребенком, который хорошо разговаривал, и первый год я не заметила, чтобы ее речь стала хуже. Не скажу, что в первый год она стала больше разговаривать из-за нахождения в саду, т к ей там общаться было просто не с кем. В этом году в нашу группу добавили ещё новых детей, плюс дети , которые уже были в группе раньше стали разговаривать. И с конца сентября я начала замечать, что речь ребенка стала хуже. Сейчас на слух речь уже просто сплошной ужас. Раньше она не выговаривала только букву "Р", сейчас стала не выговаривать Ш,Щ,С,Ч,Ж и шепелявит, и картавит и просто ужас что творится с речью. Полностью скатилась на уровень детей, которые только начали разговаривать. Я постоянно ее исправляю, заставляю повторять слова правильно. Тем не менее,все усилия по развитию речи в раннем возрасте за полгода пошли прахом... Так вот вместо социализации,получилась деградация.И по поведению такая же ситуация, но это совсем другая история...Выводы делайте сами.

137
Подпишитесь на нас
Новости Mail Дети