Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Педагог Юрий Филёв: «Воспитание — это мужское дело»

Монтессори-гид и папа Юрий Филёв рассказывает, чего не хватает многим современным детям и почему самое сложное — это научить ребенка хотеть.


Мне всегда хотелось работать с детьми

В Монтессори-педагогику я пришел не сразу, мне понадобилось несколько лет, чтобы понять, что это мое призвание. После школы я получил хорошее техническое образование по профилю «Материалы и компоненты твердотельной оптической квантовой электроники». Потом окончил МАИ по специальности «Маркетинг» и параллельно обучался музыке. В общем, все складывалось неплохо, но мне всегда хотелось работать с детьми.

Я искал себя, перепробовал много занятий и однажды открыл магазин развивающих игр — с него-то всё и началось. Позже я поучаствовал в запуске сети развивающих центров.

Я был очарован возможностями метода Монтессори и понял, что хочу заниматься всем этим всерьёз. А для этого нужно было вновь сесть за парту, на этот раз — в солнечной Испании.

В Каталонском университете UVic я выучился на специальность Монтессори-гида по программе Association Montessori International. Потом были стажировки в лучших школах Монтессори Европы и Азии. Я увидел своими глазами, как работает система, и что она реально может дать детям. Это было фантастическое время, я до сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей и коллег. Сейчас я работаю Монтессори-гидом школы «Изумрудный город» в Улан-Удэ — это совсем рядом с озером Байкал.

В душе у каждого ребенка спрятан клад

Система Монтессори для меня — это не педагогический метод, это, скорее, образ жизни, в котором присутствует особое уважение к Детству. Дети ведь совсем не глупые, они просто пока неопытные. А взрослые для детей — не столько учителя, сколько проводники-гиды.

Мы просто помогаем детям в самостоятельном добывании всеобъемлющего жизненного опыта. Да, дети получают свободу, но количество этой свободы пропорционально той мере ответственности, которую ребёнок готов взять сам за себя.

На самом деле нет неталантливых детей, зато есть среда, не подходящая для конкретного ребёнка. У каждого в душе спрятан клад, и задача Монтессори-гида — помочь этот клад самостоятельно найти.

Правильно организованная среда даёт ребёнку самый большой дар — независимость. Дети каждую минуту делают свой выбор, справляются каждый со своей задачей.

Причем они не считают, что их деятельность — просто развлечение. Из уважения к усилиям ребёнка мы называем их деятельность работой, да так и есть на самом деле. Дети уверены, что их труд важен, и придают ему большое значение.

Как-то перед дневным сном я прочитал своим ребятам рассказ Николая Носова «Про репку». Один мальчишка — ему тогда только исполнилось три года и он ещё очень плохо разговаривал — этот рассказ не только понял, но и принял как руководство к действию. Он решил устроить у нас в группе такой же огород с репкой. Не знаю, как он смог объяснить родителям своё желание. Но они поняли, и на следующий день он принес пакетик с семенами репы.

Во время загрузки произошла ошибка.

Мы поддержали его инициативу и все вместе сажали репку, поливали и ждали урожая. Кстати, дождались. Такие вещи придают ребёнку уверенность. Он понимает, что если ему что-то хочется сделать, то нужно просто брать и делать.

Многие взрослые считают, что мы с детьми просто занимаемся трудовым воспитанием, но это временами не совсем так, а временами — совсем не так. Ребёнок хочет быть самостоятельным и всей душой стремится к этой своей цели. Но разве можно быть таковым, если зависишь от других людей? Пусть это даже и близкие люди.

Все дети занимаются самопостроением своей собственной личности. А для этого им просто необходима наша взрослая поддержка: «Ты можешь, ты умеешь, ты справишься». И это помогает им преодолевать себя и получать истинное наслаждение от проделанной работы.

Печально, что в России так мало мужчин-воспитателей

В нашей стране, в отличие от европейских стран, воспитатель-мужчина вызывает много вопросов, удивляет и настораживает. Но я считаю, что воспитывать детей — самое настоящее мужское дело. Вспомните: в дореволюционной России преподавали в основном мужчины. Печально, что эта практика канула в Лету, и в наших детских садах и школах так катастрофически мало преподавателей-мужчин. Ведь кто-то же должен показывать детям модели мужского поведения.

Во время загрузки произошла ошибка.

Педагоги мужчины могут показать детям совсем другую сторону жизни и особенно это ценно в дошкольном периоде. Я не заигрываю с ними и не даю им чрезмерных доз опеки. Я не готовлю детей к взросло-настоящей жизни, которая начнётся когда-то там потом… У нас нет определённых жёстким расписанием предметных классов, потому как для нас весь МИР, это огромный естественный класс. Мы просто живём с ними, а не проживаем определённый участок времени.

Если хотим петь, гитара всегда под рукой. Ботаника? Так на улице и в классе полно растений. История человечества? Происхождение гор? Как-что-почему? Ответы здесь, рядом, просто протяни руку и пополни свою коллекцию знаний. Каждый ребёнок развивается в своём темпе.

Есть такая английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Она очень верная: начинать нужно с себя — и родителям, и педагогам. Хотите, чтобы ребёнок рос? Работайте над собой и растите сами, дайте ребенку опору на собственную энергию роста.

Вообще, дети всегда ищут для себя значимого человека, которого они будут слушаться и модель поведения которого они в итоге скопируют. Ведь дети сверхконструктивны на самом деле, они постоянно находятся в поиске достойных их послушания объектов. На определенном этапе эту роль играют родители, но с течением времени авторитетом становится учитель. А в подростковом возрасте и учитель теряет свою значимость, важным становится мнение сверстников.

Говорю «я восхищен» вместо дежурного «ты молодец»

Самое главное правило, на мой взгляд, звучит так: к ребёнку любого возраста нельзя относиться с предубеждением. Нельзя говорить или думать: «Ой, ему хоть кол на голове теши, он не изменится, уж я его знаю». Каждый день ты встречаешься с абсолютно новым ребёнком. Вчерашние проблемы нельзя тащить в завтрашний день, потому что ребёнок может сильно измениться буквально за одну ночь.

Надо замечать хорошее в маленьком человеке, и тогда этого хорошего будет становиться всё больше и больше, а для плохого просто не останется места.

Я стараюсь не оценивать детей, не говорю: «какой ты молодец» или «Ай-ай, опять не так». Оцениваю только действие, но не человека: «Мне понравилось, как ты это сделал» или «Вот здесь нужно немного поправить, зато смотри, как здорово вышло здесь».

Положительное подкрепление даёт ребёнку гораздо больше возможностей по сравнению с отрицательным. Можно одну и ту же мысль сказать по-разному, и лучше найти хорошее, так и живётся интереснее и легче.

Современные дети не свободны и не самостоятельны

Наши дети по своей психологии совершенно не отличаются от детей других исторических периодов, ведь человеческий мозг за последние десятки тысяч лет не сильно изменился. Но изменившиеся условия жизни все же накладывают свой отпечаток и на детей. Иногда возникает ощущение, что с появлением компьютеров и гаджетов мы стали как будто бы умнее, нам стало доступно гораздо больше знаний и умений. Но это лишь иллюзия.

У Марии Монтессори есть известное выражение: «Помоги мне это сделать самому». Оно было сказано как раз о дошкольном периоде.

Во время загрузки произошла ошибка.

Сейчас ребёнок сильно ограничен в возможностях: он не может один выйти погулять, не может самостоятельно передвигаться по городу. А ещё пятнадцать лет назад было нормальным посадить ребёнка на троллейбус, чтобы он сам ездил в музыкальную школу на противоположный конец города. Сейчас этой логистикой занимаются родители, бабушки или няни.

Современные дети не свободны и не самостоятельны: вместо игр во дворе у них есть только жёсткое расписание кружков и дополнительных занятий. У ребёнка нет времени на то, чтобы побыть собой, подумать, сделать какие-то выводы. Он всё время должен быть чем-то занят: английским, робототехникой, ментальной арифметикой, танцами или плаванием. Не важно чем, лишь бы не сидел без дела. Но самое удивительное, что этот же перегруженный ребёнок может элементарно не уметь завязывать шнурки.

Самое сложное — научить ребенка хотеть

В моей работе сложнее всего научить ребёнка хотеть. Это можно сделать только одним способом: давать ему возможность выбора. Этот навык можно и нужно развивать. Вот тянется малыш за мячиком. А бабушка, вместо того чтобы предоставить ребёнку инициативу, наблюдать за его усилиями, «помогает» — берёт и подаёт ему этот мячик. И ребёнок понимает, что от его действий ничего не зависит. Он пока еще хочет, но ему уже мало что доступно из «самостоятельностей». И всю свою энергию он начинает тратить на то, чтобы научиться управлять взрослыми так, чтобы они вовремя приносили ему мячики.

Во время загрузки произошла ошибка.

У нас в монтессори-среде ребёнок сам выбирает себе дело, которым он будет заниматься, какими материалами пользоваться, он сам ставит себе задачу и ищет решения. При традиционном подходе, если все лепят из пластилина зайцев, то у ребёнка нет выбора, и он тоже должен лепить зайца, даже если в данный момент он хочет вышивать или делать аппликацию, к примеру. И в результате и зайца он толком не слепит, и время потеряет.

В нашей же системе у ребёнка всегда есть выбор и ответственность за его последствия: сотни видов активностей ждут его в классе Монтессори. Но: начав определённый вид деятельности, он берёт на себя обязательство закончить его, только тогда он сможет перейти к следующей работе. Мы даём ребёнку выбор, а значит, разрешаем ему хотеть и реализовывать свои желания, стремления, потребности. Это дорогого стоит, поверьте.

Отдайте детям ответственность за них самих

В нашей школе мы стараемся передать ребёнку посильную ответственность. Здесь важны даже мелочи.

Например, за завтраком мы спрашиваем ученика: «Подумай, сколько ты хочешь положить сам себе каши, чтобы ты смог это съесть?» Он всегда может положить себе любое количество добавок, если уже поел и хочет ещё. Таким образом акцент контроля переносится с выхода (не хочу/не буду есть то, что уже положил), на вход (попробую чуть, а потом приму окончательное решение). Ребёнок сам выбирает размер порции и несёт ответственность за эту еду. Потому что это ведь его жизнь и его решения.

При этом очевидно, что есть вещи, в которых ребёнок компетентен, а есть вещи, которые он решать не может в силу своего возраста. Малыш растёт и список компетентности соответственно расширяется. Так ребёнок не может принимать решения, в каком доме жить или где отдыхать. Он может высказать мнение, и мы можем к нему прислушаться, но окончательное решение за взрослыми. При этом малыш вполне может решить, какие варежки ему надевать на прогулку, какую книгу ему почитать перед сном, пойдет ли он в театр или в зоопарк.

Во время загрузки произошла ошибка.

Своим собственным детям я стараюсь давать свободу. Вот сейчас у нас с женой растет маленькая дочка, и её развитие происходит как-то само собой — как бонус. Ей ещё нет года, но она уже научилась сидеть на горшке, причем мы не занимались ранним высаживанием. Сама взяла ложку и начала есть. Сама укладывается спать.

Если у ребёнка нет препятствий, то развитие происходит по оптимальному графику. А вот это вот: «Я хочу, чтобы ты научился читать в два года» — это наши взрослые хотелки. И тут важно разделять истинные потребности ребёнка и наши — взрослые — желания и амбиции.

Читайте также:

5 лучших воспитателей в истории

20 гениальных цитат Януша Корчака о воспитании детей

Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
7
Евгения Рощина
С одной стороны все звучит правильно и логично.А с другой - разве ребенок сам захочет учить азбуку и цифры,если у него есть,например,любимый конструктор. Так можно и до школы дотянуть,а он все не будет хотеть. Я понимаю - давать выбор в одежде или еще чем-то, но это тоже если пустить на самотек,ребенок будет всегда просить одеть одну и ту же старую майку,потому что она удобная. Короче,если разобраться,то дать полностью волю это не самый лучший подход. У меня ребенка если не контролировать,он не будет есть,спать, ходить гулять,а только играть в лего и выпрашивать сладости.
СсылкаПожаловаться
Люся
Воспитателям надо хорошо платить. чкак народному артисту. Он ежедневно "насцене". И работа в сто раз ответственнее, чем у любого артиста. Хоть одному воспитателю присвоили звание народного? Может припасли местечко на Новодевичьем? Теперь на Руси в почете только попса и артисты. Вот и дети вырастают идиоты и звери.
СсылкаПожаловаться
Лям
Конечно, ребенок захочет знать и буквы и цифры! Мои дети (сын и дочка) сами освоили азбуку и счет - цифры и буквы в 2 года, счет и чтение немного после 3. Просто я была рядом, что-то говорила, но не ожидала, что меня им надо так мало. Нужно просто дать им возможность жить. Хорошая статья, мужик - молодец, но, к сожалению, наше общество все равно изнасилует ваших детей, когда они вырастут.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Юлия ПрокудинаСколько давать на карманные расходы?
Сколько денег вы даёте студентам-первокурсникам на месяц? Я посчитала, что 10 тысяч, достаточно на проезд и мелкие расходы, дочь говорит - маловато. Это понятно, что доходы у всех разные, что кто-то живёт в общежитии, меня интересует средняя сумма, и какие расходы она подразумевает - может быть, чужой опыт поможет мне определиться
287
КленоваяУ моего ребенка в школе украли игрушку
Я пару дней на охране спрашивала, может вернули, но нет.
Логично же что если ребенок приносит чужое домой, надо выяснить где взял и постараться вернуть.
А как бы вы отреагировали, если бы ваш ребенок принес из школы чужую игрушку?
201
Светлана ДмитриеваШкольные разборки. Когда нужно вмешиваться родителям?
Вчера была такая ситуация. В родительский чат написала мама одного из второклассников, назовем его Васей, с просьбой посмотреть, не прихватил ли кто из детей их учебник. Ну мы, как и многие, отписались, что у нас учебника нет. Потом оказалось, что учебник потерялся при странных обстоятельствах: группа детей пошла на представление и оставила портфели в классе, в котором оставались те дети, которые не пошли.

Вася пришел, и обнаружил свой портфель растрепанным на полу возле доски, хотя сам он сидит на последней парте. Мой детеныш сказал, что это девочка, пусть Таня, кинула так Васин рюкзак, что содержимое его высыпалось на пол. Когда я начала его подробнее расспрашивать, начал юлить, ну может и не Таня, я не знаю, она вообще такая ..... . Ну сказала своему, что им надо было эту Таню остановить, потому что так делать нельзя и в следующий раз кто-то кинется твоим или Таниным рюкзаком, и не думаю, что вам это понравится. А к вечеру мама Васи написала, что учебник нашли, но подробности истории выходят за рамки...

Вот думала вчера, надо было маме Васи сообщить подробности сразу же, или не вмешиваться? Да и обвинять, не будучи 100 % уверенным, чужого ребенка как-то не очень... Но эта ситуация точно не последняя, и как правильнее себя в таких случаях вести? Помогать искать справедливость или сидеть на попе ровно?
176
Charm OSVКак вы отмечаете дни рождения ребенка?
Приглашаете друзей с детского сада-школы? Заказываете аниматоров? Есть те, кто не отмечает? )
150
Просто МаринаСобака и шоколад
недавно пес украл четверть плитки молочного шоколада, естественно-умял в полсекунды
это преамбула
а теперь-амбула)
в последнее время прочитала массу статей и услышала в СМИ, что собакам шоколад-это смерть и, практически, мгновенная...., даже маленький кусочек...
на то что мой пес цел и невредим, и даже не поморщился , у меня есть 2 объяснения:
1) либо шоколад-не шоколад
2)либо в статьях-мягко говоря, преувеличивают...
при этом и раньше собаки воровали и ели шоколадные конфеты без последствий..
что думает всеведующий форум???
тема-поболтать!
108
ульяна микНа меня наехали интернет-мошенники....
А я заявила в прокуратуру, в ФАС, ЦБ и проч.
Теперь по порядку. 
При заказе билетов электронном виде, я как положено, внесла свои паспортные данные. Купила билет. 
И забыла об этом. 
Спустя две недели я получила странное письмо, где меня просили оплатить долг - 350 руб набежавших процентов. Мне писали, что я взяла моментальный кредит в 1 тысячу рублей под 365% годовых. Я посмеялась и снова забыла. Но спустя пару часов на телефон пришла смс с таким же текстом. 
Я стала разбираться. 
Попросила прислать договор с печатями и подписями. Мне ответили, что договор якобы подписан электронным способом - через подтверждение смс. 
На этом этапе я собрала все присланные мне письма и направила в органы, уведомив неизвестную мне контору о своих действиях. 
Контора на телефон, указанный в реквизитах не отвечает, выяснилось, что это некая МФО (микрофинансовая организация), аж в Саратовской области. Я в Москве. 
Далее я стала анализировать, что могло произойти. Во время оформления билетов, я согласилась на получение карты лояльности, и оказалось - в этом все дело. Предлагалось приобрести карту для дальнейшего использования при заказе билетов. Что я и сделала, расценив, что это безопасно - ну у всех же есть дисконт карты, это нормально. Вот только бонусы, которые есть на карте - это оказывает и есть тот самый кредит. 
Но они зря так именно со мной. Журналистская практика+онкологический опыт сделал меня реально Бетменом в борьбе за несправедливость. Следующий шаг - обращение в суд. 
И знаете, можете кидать тапки, но я прямо предвкушаю эти разборки. Мучает желание наказать сволочей. 
Ладно я, я разбираюсь что куда как. Но представляю людей менее грамотных, и менее, скажем, социально защищенных (спасибо государству, моя 1 группа инвалидности здесь сослужит хорошую службу, как и прозрачно-чистая кредитная история) несчастных, которым эта не взятая к кредит тысяча будем стоить серьезных проблем. А ведь некоторые еще и платить начнут со страха. 
Пожелайте мне удачи) 
Если есть дополнительные разумные мысли - спасибо. 
108
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru