Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Обустраиваем детскую по системе Монтессори: 5 шагов

«Помоги мне сделать это самому» – один из главных девизов монтессори-педагогики. Разбираемся, как с помощью правильной организации пространства в комнате ребенка помочь ему стать более самостоятельным, а значит, более уверенным в своих силах.


Зачем что-то специально менять?

У родителей может возникнуть вопрос: «Так ли уж нужно что-то менять в домашней обстановке для ребенка? Мария Монтессори считала, что это необходимо. «Дом взрослых», где все устроено для нужд больших людей, не дает детям эффективно развиваться.

Во время загрузки произошла ошибка.

Главная цель перемен – сделать ребенка независимым от взрослого настолько, насколько это в его возрасте возможно. Когда дети растут в специально подготовленном для них окружении, они все меньше и меньше прибегают к помощи взрослых, увереннее управляют своей жизнью, осознавая свои силы и совершенствуя свои навыки.

Шаг 1. Сделайте дом безопасным для детей

С рождением ребенка многое меняется в доме, появляются новые предметы, и первым делом родителям стоит подумать о безопасности пространства. В квартире не должно быть мест, представляющих опасность для детей, если они способны туда забраться.

Как обезопасить квартиру:

♦ Заклеиваем острые углы мебели.

♦ Устанавливаем ограничители на окна.

♦ Обзаводимся заглушками для розеток.

♦ Убираем все провода с пола.

♦ Прячем бытовую химию в недоступное для детей место.

♦ Переставляем с нижних ярусов полок, шкафов и комодов все хрупкое, бьющееся или колющее.

Шаг 2. Разместите вещи так, чтобы ребенок доставал их сам

Присядьте на пол и постарайтесь взглянуть на комнату (а потом и весь дом) глазами ребенка. Где, к примеру, находятся выключатели света? Дети должны сами до них дотягиваться.

Есть ли подставки-скамеечки возле унитаза и/или раковины? Сможет ли ребенок сам взять полотенце, чтобы вытереть руки?

Получится ли у него без вашей помощи залезть/слезть со стула за обеденным столом? В этом плане плохой вариант – стульчики для кормления. Ребенок в них – «пленник»: сидит, пока мама не решит, что можно встать из-за стола. Хорошая альтернатива – стол и стул маленького размера. И пусть ребенок сам за ними ухаживает: накрывает на стол, протирает его от грязи и пыли, уносит посуду.

Хорошо, если у ребенка в комнате стоит кувшин с водой и его чашка. Всегда можно подойти и налить попить. Кувшин должен быть маленьким и легким, а чашка – устойчивой.

Шаг 3. Самостоятельность ребенка начинается с прихожей

Теперь давайте представим, как вы заходите с ребенком в квартиру. Есть ли у него удобная скамейка в прихожей, где можно присесть и спокойно снять обувь, а затем убрать ее самостоятельно? Есть ли крючок, на который 1,5-годовалый ребенок в состоянии сам повесить верхнюю одежду?

Во время загрузки произошла ошибка.

Или ребенок быстро разувается-раздевается мамой, а вещи раскладываются по «взрослым» местам, до которых ему даже не дотянуться? Мария Монтессори такого не одобрила бы, ведь это ключевой аспект организации среды для ребенка, ничуть не менее важный, чем порядок на полке с игрушками.

Шаг 4. Правильно организуйте рабочее место

Принцип доступности распространяется и на рабочее место ребенка, в первую очередь, стол, за которым ему будет удобно рисовать, лепить, играть.

Стол – это чистый лист. Лучше всего, если он будет однотонным, без отвлекающих картинок и надписей. И он не должен быть завален кисточками, кусочками пластилина, деталями конструктора или игрушками.

Все необходимое для творчества можно поместить в специальную коробку или отвести для таких вещей место на стеллаже.

Полки с книгами лучше не перегружать. Пусть это будет 5-7 изданий, которые вы периодически будете менять. Так ребенку легче определиться с выбором. А вот когда полка завалена до отказа всевозможными книжками, определиться с выбором сложнее.

Шаг 5. Пусть ребенок сам следит за порядком

Вещи в детской должны лежать так, чтобы ребенок мог сам их взять. Например, можно выделить под них нижние ящики комода. Внутреннее пространство ящика удобно организовать с помощью коробок или специальных разделителей.

Рядом со шкафом повесьте большое зеркало, чтобы ребенок мог посмотреть на себя во весь рост. Так у него будет возможность самостоятельно заметить, если что-то не в порядке с его внешним видом.

Вещей не должно быть слишком много, облегчите ребенку проблему выбора. В идеале их нужно рассортировать так, чтобы дети знали, где лежат их носки, где – шорты, а где – футболки. Для этого можно привлекать их к сортировке и раскладыванию белья после стирки.

Да, не всегда ребенок сможет соблюдать принцип сортировки внутри своих ящиков. Наверное, носки будут попадаться и в отделении с футболками, и между штанами. Маме придется помогать малышу следить за порядком, и тогда поддерживать более-менее постоянное расположение вещей удастся.

Почему так важно, чтобы ребенок был максимально автономен в сфере одевания/раздевания? Отдавая детям в руки эту ответственность, мы дарим им очень важное ощущение – уверенность в себе.

Читайте также: 10 главных принципов монтессори-педагогики.

Покажите ребенку диафильм из своего детства!

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
25
Людмила Гаевая
В ответ на комментарий от Салтанат
Салтанат
У мадам Монте... не было детей
СсылкаПожаловаться
У мадам был ребёнок сын но он не законнорожденый и она его отдала на воспитания в другую семью.
СсылкаПожаловаться
Анна Волкова
Целиком согласна. Растила трех детей. До чего-то дошла сама. Но эта статья бы мне помогла в свое время.
СсылкаПожаловаться
Томара Проценко
Денис, я рада за то,что есть такие люди как Вы.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Горячие темы
FishKaСадик и болезни

Всем привет. Пишу просто так. Советов не прошу. Достали болезни детские. Все вот говорят: Вашему ребёнку необходим садик? А на кой вот этот садик, если ребёнок без конца болеет?  Кашляет и кашляет. И снова кашляет. Пока мы не ходили в сад, я хотя бы водила мелкого в бассейн. На улицу мы выходили. А теперь всё. Кроме дома и поликлиники ничего у нас больше нет. Вот сегодня проснулась, собралась, всех собрала, накормила - иди в бассейн на плавай. Нет, этот ... начинает кашлять. И без остановки. И он кашляет-кашляет-кашляет... Я ненавижу его, я ненавижу этот кашель. Сутками дома с гипером! Как же меня он достал со своими болезнями. Есть вообще в этом мире хорошие новости? Или сплошные бронхиты, ларингиты и прочие отиты? И зима. Вечная зима. Дети это тюрьма.

647
Ваше ВеличествоСветская жизнь - 22

Добрый вечер! Сегодня в теме - премьера спектакля, закрытие фестиваля, праздничная коллекция Estee Lauder (это, конечно, совсем не о светской жизни, но там такие забавные вещицы), немного о "Мисс Мира-2018", шоу Dolce & Gabbana, елка журнала Tatler, а также  церемония The Fashion Awards.

487
Alyx Vanceпро деньги и семейный бюджет

Мама когда-то учила меня: "не вываливай всю зарплату в семейный бюджет, держи заначку на личные непредвиденные расходы". Но после рождения детей долго сидела на шее у мужа, благо что его доходы вроде позволяли и на мои хотелки всегда хватало из суммы на текущие расходы. Потом наступили другие времена, и моя зарплата тоже пошла в семейный расход. Подчистую. Теперь вспоминаю маму. Вопрос к аудитории: как вы поступаете со своей зарплатой? 1. полностью идет в общий котел, как и доход мужа и совместно откладываете и тратите. 2. семью содержит муж, а женская зарплата "на шпильки" 3. делите ее на части в общий котел и на себя, потратить сразу или копить. У меня подруга и ее муж делят зарплату каждый свою часть в общий котел на текущие расходы, а накопления личные у каждого свои. Когда-то мне казалось дикостью. А может и нет?

219
Жить хорошо!Почему к Рождеству готовят гуся?

Ответа однозначного на этот вопрос нет. Есть догадки,собрав которые воедино, можно немного прояснить себе истоки этой вкусной традиции. Тема поболтать и обменяться идеями[smile]smile[/smile] [img]https://content-12.foto.my.mail.ru/mail/yul174/_deti/i-4091.jpg[/img]

137
дуня семафороваБуллинг, моббинг (или как это называется) в школе

Доброе утро, девочки! За советом к вам. Как мне поступить. У  дочки в классе учится мальчик, хороший мальчик, мне он нравится, милый симпатичный малыш. Тихий и спокойный. Он живет в очень  бедной семье. Хоть мы все и не олигархи, но там похоже вообще беда.  Похоже что мама их воспитывает одна. Мальчик ужасно плохо одет. Он выглядит так как будто его одежду вытащили из помойки. На голове у него стрижка, как будто маникюрными ножницами мама сама стригла. От него пахнет.  Мама не пьет (как мне кажется))) и, есть еще ребенок. Водит его на кружки, платит за еду в школе.  НО! Самое ужасное дети от него бегают, не играют с ним, игнорируют, не хотят идти рядом или сидеть в столовой. Потому что он в грязных вещах. Он на перемене просто тихо сидит в классе. Мне его ужасно жаль. Хотя детей понимаю. Но это и в них же взращивает жестокость. С дочкой своей беседы веду. Вопрос в чем - как помочь ребенку. Деликатно. Как? Учительница наша очень молодая, без педагогического и жизненного опыта да и как человек довольно безразличная. Хотя ответственная и умная. К психологу школьному? Но она как-то не производит впечатления доброжелательного человека. Боюсь как бы хуже не было. Вдруг в опеку обратится. С мамой поговорить - не удобно. С чего это я буду ей  что-то говорить. В опеку обратиться - не предлагайте даже! Думаю что ребенку дома ничего не угрожает и однозначно мальчику дома с мамой лучше несравнимо. Очень переживаю , не знаю как помочь - чтоб не навредить.

133
Юля АбрамоваДлинные волосы у ребенка

Мамы, как вы относитесь к тому, чтобы у ребенка были длинные волосы? Я про мальчиков сейчас говорю, с девочками все понятно. Очень нравится, когда у мальчишек кудряшики, или даже ровные, но длинненькие волосы.

119
Подпишитесь на нас
Новости от Дети Mail.Ru