Юлия Гиппенрейтер: «Дети расцветают, когда их понимают»

К чему приводят жесткие ограничения в воспитании и что делать родителям, если ребенок не хочет учиться?
111
Источник: Migration

В недавней лекции на Republic Talk известный детский психолог Юлия Гиппенрейтер рассказала о золотой середине между контролем и свободой и главных причинах демотивации у школьников. Публикуем основные тезисы этого выступления.

Каждый ребенок — чудо, но он не святой

Я думаю, что воспитание в конечном итоге упирается в одну проблему – «свобода или контроль». Как найти в воспитании ребенка золотую середину, какие границы и как ему устанавливать?

Если действовать очень мягко, он избалуется, а если жестко, тоже ничего хорошего не выйдет. Замените слово «жестко» на «определенно». Правила в семье должны быть, но не жесткие, а определенные. Ребенку надо объяснять, что определенные правила, рамки или, я бы сказала, способы поведения значат. Он должен знать, что хорошо, а что плохо.

Доводить до сведения детей эти определенные правила нужно с пониманием, особенно когда эти правила нарушаются. Даже взрослые люди не могут управлять на 100% своими порывами. Каждый ребенок – чудо, но он не святой. И понять его – это значит понять и принять его переживания. Это не исключает определенность ваших принципов, но ребенок будет вам бесконечно благодарен. Дети расцветают, когда их понимают.

Станьте союзниками ваших детей против школы

В чем беда жесткого воспитания? «Надо так делать. Иначе – наказание: я отберу компьютер, телефон». Этот метод кнута и пряника известен давно, и применяется не только в воспитании.

Жесткие ограничения без понимания часто выливаются в то, что ребенок становится все более пассивным. Именно это часто происходит в наших школах. «Ты должен это упражнение написать, эти примеры решить, и только потом тебе можно гулять». А если он не хочет этого делать?

В середине XX века получил развитие гуманистический подход в воспитании. Психологи обнаружили, что если ты принимаешь и обсуждаешь плохие переживания человека, то ты принимаешь и его самого, даже если ты не одобряешь сами поступки.

Корней Чуковский решал за дочку все примеры, чем приводил в ужас ее учительницу арифметики. Он отвечал на упреки педагога: «Ей это не надо, она стихи любит». И Лидия Чуковская стала замечательным литератором.

Я не призываю делать за ребенка домашнюю работу, но если вы будете закручивать гайки в учебе, то у него пропадет всякое желание учиться. Именно это делает жесткий режим школы. У большинства наших детей нет желания, нет мотивации учиться.

Я обычно говорю родителям: «Станьте союзниками ваших детей против школы, против тех жесткостей, которые там вводятся». «Тебе, что, нужно выучить параграф?» – «Да, мама, но он такой скучный». – «Хорошо, на тройку знаешь?» – «Знаю». – «Дальше не учи, раз не хочешь».

Когда ребенок становится счастливым

Ваша задача не в том, чтобы ребенок по всем предметам получал пятерки или четверки. И не в том, чтобы он делал все, «как положено», вырос ответственным человеком. При таком подходе он либо взорвется когда-нибудь, либо погаснет.

Присматривайтесь к интересам своих детей. Как писал Януш Корчак:

Я бы предпочел, чтобы ребенок вырос счастливым почтальоном, чем академиком-невротиком.

Долгое время родители воспитывали детей под лозунгом: «Я хочу, чтобы они были успешными». Сейчас цели поменялись на «чтобы они были счастливыми».

От чего ребенок становится счастливым? Во-первых, когда его понимают и, во-вторых, когда развиваются он сам, его наклонности, его таланты. У каждого из нас есть призвание, он своего пока не знает.

Важно, чтобы ребенок пробовал, искал себя. Что-то ему нравится? Пусть попробует, если есть такая возможность. Разонравилось – не заставляйте продолжать, потому что «мы же тебя определили в эту секцию, мы уже договорились, ты уже прозанимался там три месяца».

У Фридриха Ницше есть такие слова: «Нужно носить в себе еще хаос, чтобы быть в состоянии родить танцующую звезду». А тот, кто рождает звезду, тот становится счастливым, живет с радостью. Если ребенок заскучал, обратите на это внимание. Если он говорит: «Мне скучно», значит, он растет непонятым, он «погашен» контролем, принуждениями и строгими рамками.