Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

5 лучших воспитателей в истории

27 сентября в России отмечают День воспитателя и всех дошкольных работников. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России детский сад. Мы решили вспомнить известных воспитателей, без работы которых невозможно представить современного дошкольного образования.


Роберт Оуэн

Первый в мире детский сад – «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Robert Owen by William Henry Brooke

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования. Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал трудовому воспитанию.

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе. Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I. Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с  двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия «детский сад» стал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

GDR-stamp Friedrich Fröbel 20 1957 Mi. 565

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться. Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала игра.

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля». Например, связанные из шерсти разноцветные  мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.  

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик  общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

Wikimedia Commons

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться  в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»-воспитателей.

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…>  Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…>  В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания Марии Монтессори применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии.

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Maria Montessori1913

Ее стараниями в 1907 году в Риме открылся «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно здесь проверялись на практике знаменитые в наши дни принципы воспитания Монтессори: ребенок развивается сам, в своем темпе и без вмешательства взрослых.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые не указывали ребенку, чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета. 

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников. И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

Dom Sierot orkiestra pod batutą Janusza Korczaka 1923

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения.

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?

Читайте также: Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
66
Татьяна Зарубина
очень люблю детей и очень часто подрабатываю няней хотя я на пенсии.Мне очень интересен мир детей это неподкупные непосредственные и безхитростные взрослеющие люди
СсылкаПожаловаться
Galina Prohhorova
Действительно, я очень надеялась увидеть имя знаменитого нашего соотечественника Антона Семёновича Макаренко. Что же всё на зарубежье равняетесь? В своём Отечестве искать надо и прославлять.
СсылкаПожаловаться
Тамара Донская
Среди выдающихся воспитателей ХХ в. необходимо назвать В.А.Сухомлинского, который провозгласил: "Все дети талантливы!"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Елена НиколавнаВот как выглядит скупердяйство и жмотничество.
Вот сижу я такая перед компом, заряжаюсь новогодним настроением с новогодними фильмами и штопаю себе варежки. Ну хорошие варежки, уютные. А вот на больших пальцах протерлись. Нет бы новые купить, ан нет, заштопать надо. Носки на пятках конечно не штопаю, но если на большом пальце чуть протерлось, то могу.
Ну девы, колитесь, где ваше скупердяйство зарыто? Если копнуть поглубже , можно у каждой найти.
351
IrinettaА вы бы отпустили ?
Живу я во Франции уже 14 лет, всегда пыталась понять французских мам с их воспитанием, но некоторые моменты, ну вот прям вообще не получается... Итак, существует в школе, где учатся мои 2 сына, традиция : ежегодно ездить на "зелёный класс". Если проще говоря, это когда класс с учителем, в школьное время (а не на каникулах), отправляется в другой регион на неделю. Живут там в пансионате, ходят в походы. Француженки, прям хватаются за такую возможность, практически бесплатно на неделю отправить детей. А я не могу. Сейчас вся школа собирается в горы на 5 дней, связи сотовой там нет (не ловит телефон), родителей как сопровождающих не берут, так как пансионат на 200 детей рассчитан и на 7 взрослых. Днём будут приходить аниматоры, по 2 человека на класс. Но как ?! Как французы семилетних детей могут отпускать на 5 дней без связи с мамой ? Это ж горы ! Медсестры в пансионате нет, ближайшая больница за 20 км. Заболеет ребёнок, кто его повезёт ? Я одна отказалась отпускать своих детей  (7 и 10 лет). И это не первый раз. В прошлом году старшего в конце марта не пустила учиться парусниками управлять на море, тоже на 5 дней. Был холод, ветер, а дети на море в ледяную воду падали. Вобщем отличилась я как всегда... Вот лично вы бы отпустили ? Я что их слишком опекаю или это просто русский менталитет мой ?
300
Неля РоманенкоРебёнок и телефон. Сил больше нет...
Всем доброго времени суток. Дамы, наверно, это проблема у многих, но лично я уже не знаю, как с ней справляться... Ребёнок 9 лет всё почти свободное время сидит в телефоне ... И как с этим бороться, я не знаю... Нужны действенные советы. P. S. На дополнительные занятия ребёнок ходит, также занимается плаванием и английским. Но всё это по часу в день. Уроки делает быстро на продленке. Всё остальное время - в телефоне... Если подобная тема была скиньте на неё ссылку, пожалуйста...
217
Божья КоровкаРезультаты поэтического конкурса № 14 "Реклама".
Всем доброго времени суток.
 
Пришло время подвести итоги нашего рекламного безумства. 
 
Как всегда сначала выражу бесконечную благодарность нашим авторам: спасибо Вам за то, что делитесь с нами вашим талантом и создаёте такие прекрасные стихотворения!!!
 
А теперь перейдём к результатам.
 
Третье место занимает стихотворение «Пуговицы», автором которого является наша дорогая Крысатуля. За это произведение проголосовало 25 человек.
 
На втором месте расположилось стихотворение «О профпригодности и саморекламе», принадлежащее перу Ящера. За него проголосовало 29 человек.
 
Первое место в этот раз вы отдали стихотворению «Каналья», созданному не кем иным, как нашим бесподобным зелёным другом - Ящером. За этот шедевр проголосовало 34 человека.
 
Всем авторам ещё раз громаднейшее спасибо! Вы все просто молодцы!!! Без вас конкурс бы не состоялся!!!
173
Maria ----Как вам кипиж с новыми водительскими справками?
Успел кто-нибудь отстоять в очередях? Платные центры, наверное годовую выручку в эти дни сделали))) Сегодня мимо одного проходила, очередь как в Мавзолей в советские времена))) И тут хоп - отложили вступление в силу новых правил, резко о народе подумали. Я подумала, что ни фига себе. Открываю новости и понимаю в чем дело)))
https://news.mail.ru/politics/39572565/?...
Путин назвал попытки ввести новый порядок медосмотра для водителей чушью. Быстро наш Минздрав реагирует на недовольство ВВП
124
Пятачок)))Совершенно секретно
Привет) девочки - анонимы, верните, пожалуйста, старые ники) хватит уже) и так из-за анонимов не хочется заходить, так ещё свои " спрятались"....
P. S. Это просьба человека, который пока может только читать, она тоже любитель меня ники, но по независящим от неё обстоятельствам писать пока не может. Я присоединяюсь к ней)
114
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru