Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты

5 лучших воспитателей в истории

27 сентября в России отмечают День воспитателя и всех дошкольных работников. Именно в этот день в 1863 году в Санкт-Петербурге открылся первый в России детский сад. Мы решили вспомнить известных воспитателей, без работы которых невозможно представить современного дошкольного образования.


Роберт Оуэн

Первый в мире детский сад – «школу для маленьких детей» – организовал в 1802 году в шотландском городе Нью-Ланарк фабрикант Роберт Оуэн. В нем воспитывались дети рабочих его предприятия.

Robert Owen by William Henry Brooke

Кстати, сам Роберт, сын мелкого лавочника, не получил систематического образования. Вся его учеба ограничилась двумя классами школы уэльского городка Ньютаун. Однако Оуэн страстно увлекался наукой, не боялся тяжелой работы и довольно быстро выбился в управляющего мануфактурой. А затем стал владельцем текстильной фабрики в Нью-Ланарке.

Оуэн верил, что характер человека формируют обстоятельства и социальное окружение. А значит, чем раньше начинается обучение и воспитание ребенка, тем больше шансов вырастить самостоятельно и рационально мыслящую личность. Большое значение Роберт придавал трудовому воспитанию.

Свои взгляды он решил проверить на практике, когда организовал «школу для маленьких детей». В ней занимались малыши в возрасте от года до 5 лет. Их обучали чтению, танцам, много времени отводилось играм на свежем воздухе. Дети 5-10 лет учились в дневной школе при фабрике. Им преподавали язык, арифметику, географию, естествознание, историю, а также привлекали к работе в мастерских, в саду и в поле. Подростки и взрослые, работающие на фабрике, учились по вечерам.

Нью-ланаркская фабрика прославилась далеко за пределами Шотландии как своими коммерческими успехами, так и благосостоянием рабочих. Ее даже посетил будущий император Николай I. Говорят, он предлагал Роберту Оуэну вместе с  двумя миллионами британских рабочих переселиться в Россию, однако фабрикант предпочел остаться на родине.

Фридрих Фрёбель

Хотя Роберт Оуэн создал первое по типу дошкольное учреждение, основоположником дошкольного воспитания и создателем понятия «детский сад» стал немецкий педагог Фридрих Фрёбель. Свой первый «детский сад» он открыл в 1840 году в Бланкенбурге.

GDR-stamp Friedrich Fröbel 20 1957 Mi. 565

Фрёбель был убежден, что в ребенке от природы заложены 4 инстинкта: деятельности, познания, художественный и религиозный. И цель правильного воспитания – развить природные особенности ребенка, помочь им раскрыться. Этим и должны заниматься в детском саду.

Большое внимание Фридрих уделял физическому развитию. Но стержнем его воспитательного метода для детского сада стала игра.

Педагог разработал практические пособия для развития маленьких детей, которые называют «дары Фрёбеля». Например, связанные из шерсти разноцветные  мячи на ниточках, благодаря которым дети знакомились с цветами, учились понимать пространство. Или деревянные шар, куб и цилиндр, с помощью которых дети узнавали о формах разных предметов.

В детском саду Фрёбеля воспитанники занимались с «дарами», рисовали, лепили, плели и вырезали из бумаги, вышивали. Много времени отводилось на подвижные игры. Кстати, некоторые из этих упражнений, усовершенствованных и переработанных, используются и в современных садах.  

Хотя в жизни в детских садах чаще встречаешь воспитательниц, режиссерам интереснее перевернуть все с ног на голову и посмотреть, как будут справляться с этой непростой работой мужчины. Вот почему самые популярные экранные воспитатели – "усатый нянь" Кеша Четвергов и «джентльмен удачи» Евгений Трошкин, которому пришлось на время превратиться в "доцента", не прощаясь с педагогикой, ведь на его перевоспитании оказалось трое преступников.

Аделаида Симонович

Аделаида Симонович – первый в нашей стране теоретик и практик  общественного дошкольного воспитания. Она хотела навсегда эмигрировать в Швейцарию, однако там услышала курс лекций по системе дошкольного воспитания Фридриха Фрёбеля, затем увидела, как работают женевские детсады, – и вернулась в Россию.

Wikimedia Commons

В 1863 году Симонович открыла в Петербурге первый детский сад. Многие свои взгляды на воспитание Симонович изложила в организованном ею же журнале «Детский сад». Например, она считала, что дошкольников нельзя отдавать в школу, но и только в семье ребенку в возрасте 3-7 лет расти неполезно. Он непременно должен воспитываться  в детском саду вместе со сверстниками и друзьями – под руководством «садовниц»-воспитателей.

«Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка <…>  Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад».

Работая с детьми, Аделаида обнаружила минус фрёбелевской системы: все развивающие занятия с детьми сводились к работе с дидактическими материалами (рисунками, кубиками, мячами). Получалось, что ребенок просто заучивал названия, свойства этих предметов, а также то, какие с ними нужно производить действия, но не понимал смысла своих игр.

«Попросите такого ребенка нарисовать вам что-нибудь, он тотчас нарисует очень хорошо ему знакомую из системы фигуру, и каждый раз он рисует одни и те же фигуры, у него не развиты мысль и фантазия. <…>  В жизни такие дети не будут способны к самостоятельному труду», – предупреждала ярых фрёбелистов Симонович.

Мария Монтессори

Методы воспитания Марии Монтессори применяются в детских садах и развивающих центрах всего мира. А ведь начиналась ее работа с детьми с отклонениями в развитии. Однако после того, как ее воспитанники превзошли своих здоровых сверстников в письме, счете и чтении, Мария поняла, как плохо обстоят дела с обучением здоровых детей в Италии.

«Пока все восторгались моими умственно отсталыми, я искала причины, по которым здоровые и счастливые дети из обычных школ находились на таком низком уровне развития, что по результатам тестирования умственных способностей мои несчастные ученики ни в чем им не уступали», – признавалась педагог.

Maria Montessori1913

Ее стараниями в 1907 году в Риме открылся «Дом ребенка» для детей рабочих. Именно здесь проверялись на практике знаменитые в наши дни принципы воспитания Монтессори: ребенок развивается сам, в своем темпе и без вмешательства взрослых.

Занятия в «Доме ребенка» проходили в группах, в которых занимались дошкольники разного возраста. Старшие заботились о младших, а те в свою очередь наблюдали и учились у старших детей. Воспитателям в «Доме ребенка» отводилась роль помощников, которые не указывали ребенку, чем, сколько и как ему заниматься, и ждали, когда он сам попросит их совета. 

Дети занимались в помещениях, где все организовали для их самостоятельных игр и занятий. У каждой вещи в классах было свое место, на которое ее нужно вернуть. Дети знали, что после игр их ожидала уборка, и потом уже ставили все на место без напоминаний взрослых.

"Засветился" в роли воспитателя дошкольников и Арнольд Шварценеггер в фильме "Детсадовский полицейский". Суровому копу ради выполнения важного задания пришлось устроиться в сад, заниматься с "мелюзгой" и, конечно, стать жертвой их проделок. Смотреть на это очень весело, но на месте "железного Арни" оказаться совсем не хочется.

Януш Корчак

Пожалуй, главное свое педагогическое правило – «Воспитатель должен любить детей» – польский врач и педагог Януш Корчак проиллюстрировал всей своей жизнью. В 1911 году он стал руководителем «Дома сирот» для еврейских детей. Он добровольно отправился в концлагерь, когда туда повезли его учеников. И погиб вместе с ними, до конца жизни оставаясь воспитателем.

Dom Sierot orkiestra pod batutą Janusza Korczaka 1923

«Дом сирот» Януша Корчака был организован как государство в государстве. И управлялся он детьми. У них были своя «конституция», выборный детский парламент, товарищеский суд, причем его решения были обязательны и для взрослых сотрудников учреждения.

Корчак с другими педагогами готовил детей к реальной жизни за стенами «Дома сирот»: «В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать».

Главные принципы метода Корчака заключались в том, чтобы любить ребенка, наблюдать за его поведением, не применять насилия в воспитании, быть с ним честным и требовать от него лишь то, что можно выполнить. Простые требования только на первый взгляд кажутся такими: «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример „удачного ребенка“ и перед собственным ребенком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться…».

Но какое усилие требуется сделать некоторым взрослым, чтобы признать, по завету Корчака, «что дети – разные».

А каких воспитателей знаете вы?

Читайте также: Как понять, готов ли ребенок к детскому саду? (тест).

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
66
Татьяна Зарубина
очень люблю детей и очень часто подрабатываю няней хотя я на пенсии.Мне очень интересен мир детей это неподкупные непосредственные и безхитростные взрослеющие люди
СсылкаПожаловаться
Galina Prohhorova
Действительно, я очень надеялась увидеть имя знаменитого нашего соотечественника Антона Семёновича Макаренко. Что же всё на зарубежье равняетесь? В своём Отечестве искать надо и прославлять.
СсылкаПожаловаться
Тамара Донская
Среди выдающихся воспитателей ХХ в. необходимо назвать В.А.Сухомлинского, который провозгласил: "Все дети талантливы!"
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
Анка ШалапанкаПро любимых
Добрый день!

Что-то на форуме косяк тем про животных, но в негативном ключе(((
Хочется положительных эмоций. Предлагаю снова рассказать о своих домашних любимцах (хоть и делали это неоднократно и некоторых форумчане уже знают, как своих)))
У нас есть кошка Соня. Чуть больше 2 лет назад забрали её из подъезда с 3 котятами, я здесь совета просила по уходу и воспитанию.
Котят раздали, коша живёт и радует нас. Добрая, пушистая, но своенравная...потискать себя не даёт, ласку принимает благосклонно и по настроению.
Очень любопытная, везде суёт свой нос
С появлением младшего стала отличной нянькой и грелкой))) спит рядом с ним и разрешает, на мой взгляд, слишком много человеческому детёнышу




Добавляйте свои фото
 
286
Ella LynxА вы в целом, люди?
Прочитала, в теме, про принятие нового закона, о защите животных наконец, который приняли у нас, как и во всем цивилизованном мире, где животных, лечат, спасают, любят, за гуманность, тк понимают, что у них есть такие же почти как у человека эмоции, чувства, ощущение счатья, боли, интеллект у многих собак эквивалентен ребёнку 3-4 лет...!)
202
АнонимИпотека и мат. капитал. Подводные камни.
Очень часто вижу предостережение. что не стоит оплачивать ипотеку маткапиталом. Почему? За исключением того, что ребь вырастит и приведет к родителям табор цыган или выкинет родственников на помойку. Да, нельзя будет просто с бухты барахты продать.но продать  и купить квартиру больше и лучше, разве нет?
102
ОрсияЧем еще себя занять?
Девочки пять лет безуспешного планирования. Пройдено все что можно (кроме эко. Оно мне не показано). Сейчас гормоны все в норме, кроме амг, который 0.64. Понятно, что шансов почти нет. В конце ноября была лапора и гистероскопия. Гинеколог отправила беременеть как минимум три месяца самостоятельно. Овуляцию отслеживаю тестами плюс узи. Декабрь пролет. Да и сейчас я не особо надеюсь, что получилось, но мысль о желанном не даёт нормально жить. И ведь работаю, читаю книги, хожу в спорт зал, занимаюсь дочерью, уроки, английский, художка, плюс переходный возраст видимо начинается, домашние дела так же никто не отменял, еще вот вышиваю, а мысли эти навязчивые не отпускают, хоть тресни. За пять лет были и ремонт, и отпуска, и ипотека, и новый дом, и папа сильно болел, это я к тому, что все советуют отпустить ситуацию и все получится. Отпускала, а тут вроде как врач надежду дал и все. Чем себя занять, чтобы не думать о том получилось или нет? Ну и потом не расстраиваться до слез, что опять не вышло?
84
Черный Тролль ХенниНу, что, швабра, дружить будем?
Уважаемые красавицы, нужен ваш совет. я мою полы по старинке, тряпку в руки-и двигаюсь задом-наперед, голова в ведре, ЖОзефина ПАвловна за штурмана... мне тут подруги многие советуют купить швабру. типа, это не то, что раньше советские. одна купила на 1500 руб., вторая-за 2500 руб. обе довольны. говорят, полы мыть теперь-одно удовольствие... а мне кажется, пока руки не приложишь-ничего не вымоешь. у меня робот пылесос был-хорошо пыль собирает, и освежает пол, но это не полноценная уборка. поделитесь, пожалуйста опытом использования современных швабр-стоит на них тратиться, или эта игрушка на 3 недели?
84
ЛюбахаИгровые приставки, компьютерные игры и тп
Мамы, есть такие кто не покупал своим детям приставки, у кого нет компьютерных игр, планшетов и прочего? Просили ли дети и пошли ли вы на уступки?
Честно говоря ничего из перечисленного нет. Есть ноутбук , но для игр не даю. Сыну 8, третий класс, учится средне, диагноз сдв(без г). Просит приставку.
У кого есть, как ограничиваете, сколько дети проводят времени за играми и повлияло ли появление приставки на учёбу и поведение? Есть ли интересные развивающие игры и играют ли в них дети охотно? Что то боюсь покупать, сама не играю, на смартфоне ни одной игры, считаю впустую потраченным временем, да и как то не жалую такое времяпровождение. Но 21век на дворе, наверное у каждого есть хотя бы что то...планшет,смартфон, приставка, комп для игр.
73
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru