Педагог Юрий Филёв: «Воспитание — это мужское дело»

Монтессори-гид и папа Юрий Филёв рассказывает, чего не хватает многим современным детям и почему самое сложное — это научить ребенка хотеть.
48381316_1929641013781179_4883618827641815040_o
Источник: Migration

Мне всегда хотелось работать с детьми

В Монтессори-педагогику я пришел не сразу, мне понадобилось несколько лет, чтобы понять, что это мое призвание. После школы я получил хорошее техническое образование по профилю «Материалы и компоненты твердотельной оптической квантовой электроники». Потом окончил МАИ по специальности «Маркетинг» и параллельно обучался музыке. В общем, все складывалось неплохо, но мне всегда хотелось работать с детьми.

Я искал себя, перепробовал много занятий и однажды открыл магазин развивающих игр — с него-то всё и началось. Позже я поучаствовал в запуске сети развивающих центров.

Я был очарован возможностями метода Монтессори и понял, что хочу заниматься всем этим всерьёз. А для этого нужно было вновь сесть за парту, на этот раз — в солнечной Испании.

В Каталонском университете UVic я выучился на специальность Монтессори-гида по программе Association Montessori International. Потом были стажировки в лучших школах Монтессори Европы и Азии. Я увидел своими глазами, как работает система, и что она реально может дать детям. Это было фантастическое время, я до сих пор с благодарностью вспоминаю своих учителей и коллег. Сейчас я работаю Монтессори-гидом школы «Изумрудный город» в Улан-Удэ — это совсем рядом с озером Байкал.

В душе у каждого ребенка спрятан клад

Система Монтессори для меня — это не педагогический метод, это, скорее, образ жизни, в котором присутствует особое уважение к Детству. Дети ведь совсем не глупые, они просто пока неопытные. А взрослые для детей — не столько учителя, сколько проводники-гиды.

Мы просто помогаем детям в самостоятельном добывании всеобъемлющего жизненного опыта. Да, дети получают свободу, но количество этой свободы пропорционально той мере ответственности, которую ребёнок готов взять сам за себя.

На самом деле нет неталантливых детей, зато есть среда, не подходящая для конкретного ребёнка. У каждого в душе спрятан клад, и задача Монтессори-гида — помочь этот клад самостоятельно найти.

Правильно организованная среда даёт ребёнку самый большой дар — независимость. Дети каждую минуту делают свой выбор, справляются каждый со своей задачей.

Причем они не считают, что их деятельность — просто развлечение. Из уважения к усилиям ребёнка мы называем их деятельность работой, да так и есть на самом деле. Дети уверены, что их труд важен, и придают ему большое значение.

Как-то перед дневным сном я прочитал своим ребятам рассказ Николая Носова «Про репку». Один мальчишка — ему тогда только исполнилось три года и он ещё очень плохо разговаривал — этот рассказ не только понял, но и принял как руководство к действию. Он решил устроить у нас в группе такой же огород с репкой. Не знаю, как он смог объяснить родителям своё желание. Но они поняли, и на следующий день он принес пакетик с семенами репы.

Контент недоступен

Мы поддержали его инициативу и все вместе сажали репку, поливали и ждали урожая. Кстати, дождались. Такие вещи придают ребёнку уверенность. Он понимает, что если ему что-то хочется сделать, то нужно просто брать и делать.

Многие взрослые считают, что мы с детьми просто занимаемся трудовым воспитанием, но это временами не совсем так, а временами совсем не так. Ребёнок хочет быть самостоятельным и всей душой стремится к этой своей цели. Но разве можно быть таковым, если зависишь от других людей? Пусть это даже и близкие люди.

Все дети занимаются самопостроением своей собственной личности. А для этого им просто необходима наша взрослая поддержка: «Ты можешь, ты умеешь, ты справишься». И это помогает им преодолевать себя и получать истинное наслаждение от проделанной работы.

Печально, что в России так мало мужчин-воспитателей

В нашей стране, в отличие от европейских стран, воспитатель-мужчина вызывает много вопросов, удивляет и настораживает. Но я считаю, что воспитывать детей — самое настоящее мужское дело. Вспомните: в дореволюционной России преподавали в основном мужчины. Печально, что эта практика канула в Лету, и в наших детских садах и школах так катастрофически мало преподавателей-мужчин. Ведь кто-то же должен показывать детям модели мужского поведения.

Контент недоступен

Педагоги мужчины могут показать детям совсем другую сторону жизни и особенно это ценно в дошкольном периоде. Я не заигрываю с ними и не даю им чрезмерных доз опеки. Я не готовлю детей к взросло-настоящей жизни, которая начнётся когда-то там потом... У нас нет определённых жёстким расписанием предметных классов, потому как для нас весь МИР, это огромный естественный класс. Мы просто живём с ними, а не проживаем определённый участок времени.

Если хотим петь, гитара всегда под рукой. Ботаника? Так на улице и в классе полно растений. История человечества? Происхождение гор? Как-что-почему? Ответы здесь, рядом, просто протяни руку и пополни свою коллекцию знаний. Каждый ребёнок развивается в своём темпе.

Есть такая английская пословица: «Не воспитывайте своих детей, всё равно они будут похожи на вас. Воспитывайте себя».

Она очень верная: начинать нужно с себя — и родителям, и педагогам. Хотите, чтобы ребёнок рос? Работайте над собой и растите сами, дайте ребенку опору на собственную энергию роста.

Вообще, дети всегда ищут для себя значимого человека, которого они будут слушаться и модель поведения которого они в итоге скопируют. Ведь дети сверхконструктивны на самом деле, они постоянно находятся в поиске достойных их послушания объектов. На определенном этапе эту роль играют родители, но с течением времени авторитетом становится учитель. А в подростковом возрасте и учитель теряет свою значимость, важным становится мнение сверстников.

Говорю «я восхищен» вместо дежурного «ты молодец»

Самое главное правило, на мой взгляд, звучит так: к ребёнку любого возраста нельзя относиться с предубеждением. Нельзя говорить или думать: «Ой, ему хоть кол на голове теши, он не изменится, уж я его знаю». Каждый день ты встречаешься с абсолютно новым ребёнком. Вчерашние проблемы нельзя тащить в завтрашний день, потому что ребёнок может сильно измениться буквально за одну ночь.

Надо замечать хорошее в маленьком человеке, и тогда этого хорошего будет становиться всё больше и больше, а для плохого просто не останется места.

Я стараюсь не оценивать детей, не говорю: «какой ты молодец» или «Ай-ай, опять не так». Оцениваю только действие, но не человека: «Мне понравилось, как ты это сделал» или «Вот здесь нужно немного поправить, зато смотри, как здорово вышло здесь».

Положительное подкрепление даёт ребёнку гораздо больше возможностей по сравнению с отрицательным. Можно одну и ту же мысль сказать по-разному, и лучше найти хорошее, так и живётся интереснее и легче.

Современные дети не свободны и не самостоятельны

Наши дети по своей психологии совершенно не отличаются от детей других исторических периодов, ведь человеческий мозг за последние десятки тысяч лет не сильно изменился. Но изменившиеся условия жизни все же накладывают свой отпечаток и на детей. Иногда возникает ощущение, что с появлением компьютеров и гаджетов мы стали как будто бы умнее, нам стало доступно гораздо больше знаний и умений. Но это лишь иллюзия.

У Марии Монтессори есть известное выражение: «Помоги мне это сделать самому». Оно было сказано как раз о дошкольном периоде.

Контент недоступен

Сейчас ребёнок сильно ограничен в возможностях: он не может один выйти погулять, не может самостоятельно передвигаться по городу. А ещё пятнадцать лет назад было нормальным посадить ребёнка на троллейбус, чтобы он сам ездил в музыкальную школу на противоположный конец города. Сейчас этой логистикой занимаются родители, бабушки или няни.

Современные дети не свободны и не самостоятельны: вместо игр во дворе у них есть только жёсткое расписание кружков и дополнительных занятий. У ребёнка нет времени на то, чтобы побыть собой, подумать, сделать какие-то выводы. Он всё время должен быть чем-то занят: английским, робототехникой, ментальной арифметикой, танцами или плаванием. Не важно чем, лишь бы не сидел без дела. Но самое удивительное, что этот же перегруженный ребёнок может элементарно не уметь завязывать шнурки.

Самое сложное — научить ребенка хотеть

В моей работе сложнее всего научить ребёнка хотеть. Это можно сделать только одним способом: давать ему возможность выбора. Этот навык можно и нужно развивать. Вот тянется малыш за мячиком. А бабушка, вместо того чтобы предоставить ребёнку инициативу, наблюдать за его усилиями, «помогает» — берёт и подаёт ему этот мячик. И ребёнок понимает, что от его действий ничего не зависит. Он пока еще хочет, но ему уже мало что доступно из «самостоятельностей». И всю свою энергию он начинает тратить на то, чтобы научиться управлять взрослыми так, чтобы они вовремя приносили ему мячики.

Контент недоступен

У нас в монтессори-среде ребёнок сам выбирает себе дело, которым он будет заниматься, какими материалами пользоваться, он сам ставит себе задачу и ищет решения. При традиционном подходе, если все лепят из пластилина зайцев, то у ребёнка нет выбора, и он тоже должен лепить зайца, даже если в данный момент он хочет вышивать или делать аппликацию, к примеру. И в результате и зайца он толком не слепит, и время потеряет.

В нашей же системе у ребёнка всегда есть выбор и ответственность за его последствия: сотни видов активностей ждут его в классе Монтессори. Но: начав определённый вид деятельности, он берёт на себя обязательство закончить его, только тогда он сможет перейти к следующей работе. Мы даём ребёнку выбор, а значит, разрешаем ему хотеть и реализовывать свои желания, стремления, потребности. Это дорогого стоит, поверьте.

Отдайте детям ответственность за них самих

В нашей школе мы стараемся передать ребёнку посильную ответственность. Здесь важны даже мелочи.

Например, за завтраком мы спрашиваем ученика: «Подумай, сколько ты хочешь положить сам себе каши, чтобы ты смог это съесть?» Он всегда может положить себе любое количество добавок, если уже поел и хочет ещё. Таким образом акцент контроля переносится с выхода (не хочу/не буду есть то, что уже положил), на вход (попробую чуть, а потом приму окончательное решение). Ребёнок сам выбирает размер порции и несёт ответственность за эту еду. Потому что это ведь его жизнь и его решения.

При этом очевидно, что есть вещи, в которых ребёнок компетентен, а есть вещи, которые он решать не может в силу своего возраста. Малыш растёт и список компетентности соответственно расширяется. Так ребёнок не может принимать решения, в каком доме жить или где отдыхать. Он может высказать мнение, и мы можем к нему прислушаться, но окончательное решение за взрослыми. При этом малыш вполне может решить, какие варежки ему надевать на прогулку, какую книгу ему почитать перед сном, пойдет ли он в театр или в зоопарк.

Контент недоступен

Своим собственным детям я стараюсь давать свободу. Вот сейчас у нас с женой растет маленькая дочка, и её развитие происходит как-то само собой — как бонус. Ей ещё нет года, но она уже научилась сидеть на горшке, причем мы не занимались ранним высаживанием. Сама взяла ложку и начала есть. Сама укладывается спать.

Если у ребёнка нет препятствий, то развитие происходит по оптимальному графику. А вот это вот: «Я хочу, чтобы ты научился читать в два года» — это наши взрослые хотелки. И тут важно разделять истинные потребности ребёнка и наши — взрослые — желания и амбиции.

Читайте также:

Редактор, мама двух девочек