Ребенок и деньги: приятно познакомиться!

У нас до недавнего времени считалась, что разговаривать с ребенком о деньгах как-то неприлично. Вспомните: в большинстве народных сказок эта тема вообще не упоминается. Однако времена изменились, даже трехлетние малыши бойко рассуждают о том, «что, где, почем?». Похоже, западные психологи, все же, были правы: чем раньше к ребенку придет осознание роли денег в его жизни, тем лучше.
Depositphotos_9629934_s.jpg
Источник: Migration

Самая распространенная ошибка, которую до сих пор совершают родители – это то, что они скрывают от ребенка свое финансовое положение, и уж, тем более, не посвящают его в финансовые трудности семьи. Таким образом у маленького человека вырабатывается стойкое ощущение, что деньги – это некая «манна небесная», которая возникает сама по себе исключительно ради обеспечения его желаний и сиюминутных прихотей. К чему может привести подобная иждивенческая позиция во взрослой жизни, никому описывать не надо. Наверняка, многие из нас знакомы с тридцати-сорокалетними «детками», которые продолжают уютно сидеть на шее у родителей, так и не найдя другого, более надежного источника дохода. Чтобы подобного не случилось в вашей семье, начинайте поэтапное знакомство ребенка с деньгами еще в самом нежном возрасте.

Этапы, которые надо пройти

Лично я даю сыну деньги в пределах разумного - в неделю около 50 руб. Тратит, в основном, на еду после школы (чипсы, сухарики). А вот на 8 марта подарил купленную открытку из своих денег. Я очень обрадовалась!
Карманные деньги

Имеет смысл начинать выдавать ребенку карманные деньги с 6-7 лет. Причем, следует заранее объяснить чаду открывающиеся перед ним возможности – например, свою «зарплату» ребенок может регулярно тратить на покупку лакомств, а может и откладывать на велосипед, о котором мечтает. Специалисты советуют выдавать деньги малышам раз в неделю в какой-либо определенный день, а подростки могут получать их раз в месяц.

Чего делать не рекомендуется. Не ставьте размер оговоренной суммы в зависимость от поведения или оценок ребенка. Такой «финансовый рычаг» может лишь обозлить его – позитивных изменений нужно добиваться другими методами. Не увеличивайте сумму из-за того, что «ребенок уже все потратил». Карманные деньги – это не игра, и относиться к ним надо серьезно и взрослым, и детям.

Знакомство с миром товарно-денежных отношений

Уже в 5-6 лет до ребенка нужно донести простую истину, что деньги – ресурс ограниченный, а количество товаров и услуг, которые мы хотим приобрести, в тысячи раз больше. Вместе с ребенком составляйте список необходимых покупок, говорите ему, какой суммой располагаете, и отправляйтесь по магазинам. Анализируйте, что выгоднее приобрести, активно включайте в этот процесс своего помощника, а затем, на сэкономленные деньги, не забудьте купить ему небольшой поощрительный приз. Кроме того, играйте с детьми в настольные игры, вроде «Монополии», которые наглядно показывают социальную роль денег.

Чего делать не рекомендуется. В процессе познания ребенком такой нужной вещи, как управление денежными потоками, на тотальной экономии зацикливаться, все же, не стоит. Не зря же говорят, что богат тот, кто живет в гармонии со своими деньгами, а тот, у кого просто много денег – это коллекционер. Вспомните историю мальчика Бобби из культового советского мультфильма («Имел Бобби хобби – он деньги любил, любил и копил»), и не заставляйте ребенка копировать эту модель поведения.

Платить или не платить?

В нашей системе ценностей платить ребенку за то, что он убрался в своей комнате, помыл посуду, или погулял с собакой, считается несколько аморальным. Хотя многие российские родители все чаще сейчас прибегают именно к такой «мотивации». А вот американские детские психологи считают это правильным – но не за «помощь по дому вообще», а за какую-то определенную и не всегда легкую работу. Хрестоматийный пример – стрижка газонов. Известно, что многие подростки США стригут за плату не только соседские, но и родительские газоны. И это никого не шокирует.

Чего делать не рекомендуется. Решать, поощрять ли чадо рублем за полезные действия, только вам. Однако учтите, что именно к такому методу, как правило, прибегают те родители, которые просто не в состоянии по-другому воздействовать на собственного отпрыска. То и дело «распахивая кошелек», вы лишаете ребенка естественной гордости за его самостоятельные действия и поступки, за проявленную лично им инициативу.

Знаете ли вы, что...

В Германии вопрос о количестве карманных денег у детей решен на законодательном уровне. В шесть лет немецким детям полагается 50 центов в неделю, семилетним – 1,5-2 евро, десятилетним – 10-12 евро, а тринадцатилетним – уже 20 евро.

В меру своих возможностей снабжаем детей карманными деньгами. Если недостаточно, пусть подрабатывают. А домашняя работа и отношения в семье с денежными вопросами не должны быть связаны, по-моему.

Если родители не выдают ребенку деньги по «государственному тарифу», он может подать на них жалобу, а это грозит родителям штрафом. При этом многие немцы рассчитывают на то, что их дети начнут подрабатывать уже с восьми лет. Британцы более либеральны – они считают, что нужно искать приработок только с 10 лет.

Умение разумно распоряжаться деньгами – совсем не врожденный навык. Его нужно и можно воспитывать. Например, если вы хотите донести до ребенка, что средства тратить следует с умом, то помогите ему разложить карманные деньги по трем коробочкам с надписями: «На самое нужное», «На мечту», «На неожиданные подарки себе и близким».

Пускай из первой коробки используются деньги, к примеру, на тетрадки с изображениями любимых героев мультфильмов. Во второй – аккумулируются средства на какую-либо крупную покупку, о которой мечтает ребенок. Сюда же можно добавлять денежные подарки от вас и ваших родственников, например, ко дню рождения ребенка. Ну а содержимое третьей посоветуйте тратить на подарки друзьям, на покупки в путешествиях, на «личный вклад» к какому-либо большому семейному празднику. Заодно ребенок поймет, что просто копить ради того, чтобы копить, не имеет смысла, а деньги – эта та сила, которую можно и нужно использовать во благо.