Смех, игра, развитие
В своей чудесной книге «От двух до пяти» Корней Чуковский пишет, как к нему пришла двухлетняя дочь и, лукаво улыбаясь, сказала: «Ава – мяу». «Нет, ава – гав!» – не согласился писатель. «Ава – мяу!» – настаивала девочка, немного стесняясь того, что придумала. И тогда детский писатель решил поддержать дочку и сказал, что «мяу» кричит петушок. Он был вознагражден смехом и восторгом ребенка. Размышляя о том, как устроены детские шутки-перевертыши, и зачем они детям, Чуковский пришел к выводу, что это особая игра ума, помогающая малышам развиваться. После чего он написал одно из самых известных своих стихотворений – «Путаница». Маленькие читатели с восторгом заучивают фрагменты о том, как «свинки замяукали – мяу! Мяу!», а «кошечки захрюкали – хрю, хрю, хрю!» Если вашему малышу уже исполнилось 2 года, обязательно прочтите ему это стихотворение.
Развиваем чувство юмора у ребенка
Когда младенец начинает улыбаться, родителям хочется видеть эту улыбку снова и снова. Поэтому мама и папа расплываются в ответной улыбке, гладят ребенка, слегка щекочут: и малыш, реагирующий на родительский настрой, с удовольствием улыбается еще раз.
Ближе к году смех вызывает необычное поведение родителей: папа появляется в старой соломенной шляпе и приплясывает, мама изображает коровку, мыча и показывая рожки. Шутливое общение с ребенком доставляет и взрослым, и малышу огромное удовольствие, поэтому ему стоит уделять побольше времени. Научиться чему-то малыш еще успеет, а вот уметь искренне радоваться вместе с родителями – очень важное качество, которое следует «заложить» в раннем детстве.
В 2-3 года дети ценят описанные Чуковским перевертыши. А еще они начинают смеяться, когда своим шуткам радуются родители: ребенок еще не понимает взрослого юмора, но догадывается, что прозвучало что-то смешное, и охотно хохочет вместе со всеми. Включите его в атмосферу общей радости, но помните о возрасте: одна мама сказала своей 4-летней дочке, глядя на нарисованную ею лису: «Какая клевая лиса», и ребенок после этого долго рыдал, повторяя: «Почему плевая? Лиса хорошая!»
Плохие шутки
Если ребенок шутит сам, то смейтесь. Но имейте в виду, что шутки тоже могут быть разные: лет в 5 дети обожают «фекальный юмор» и с удовольствием рассказывают анекдоты на эту тему, а чуть позже могут начать зло шутить над другими детьми, которые чем-то выделяются в ребяческой компании, повторяя что-то вроде: «До чего ты жирный, поезд пассажирный», заливаясь смехом. К «фекальным» шуткам стоит отнестись спокойно – этот период со временем пройдет, но расскажите ребенку, что эти анекдоты не стоит рассказывать везде, потому что не всем людям они нравятся. А вот по поводу злых шуток стоит поговорить посерьезнее: малыш должен понять, что если кому-то в компании грустно и обидно, то веселье становится ненастоящим.
Домашние занятия
Ребенок перенимает от родителей очень многое, и чувство юмора тоже. Монреальские ученые, наблюдая за семьями, в которых росли дошкольники, пришли к выводу, что уже в 4 года ребенок понимает иронию, сарказм и может использовать их в общении с родителями. Как правило, иронические замечания чаще используют в своем лексиконе папы, но и мамам стоит взять их на вооружение. А еще вы можете вместе с малышом устраивать смешные домашние спектакли, читать и сочинять веселые стихи и песенки, швыряться подушками и хохотать. Можете лепить из пластилина забавных человечков и придумывать им смешные имена: Пузатик, Носатик, Головастик... Вам будет весело, и у ребенка будет формироваться чувство юмора, с которым легче идти по жизни.