В последнее время я стала замечать, что мы с Вероникой многое делаем все дольше и дольше: и кушаем, и собираемся на прогулку, и переодеваемся... А все потому, что теперь дочка пытается что-то делать сама, но если донести ложку до рта ей иногда удается относительно быстро, то с надеванием носков она совсем не справляется – но не сдается!
Педагоги считают, что научиться элементарному бытовому самообслуживанию ребенок должен годам к трем, но отмечают, что сейчас, особенно в небольших семьях, это происходит позже, и я прекрасно понимаю, почему. Покормить ребенка с ложечки проще, чем ждать, пока он поест сам, а потом мыть детский столик и половину кухни. Самой собрать вещи для прогулки легче, чем несколько раз просить принести носки или кофточку. Самой разложить игрушки по ящикам быстрее, чем уговорить дочку это сделать. Вот и получается, что, с одной стороны – вроде и в сад пора, а с другой – совершенно ясно, что ребенок «не дорос»: ни одеться не может, ни поесть, ни на горшок попроситься.
Не мешайте ребенку проявлять инициативу! Да, первые попытки, скорее всего, будут неудачными, но без них навык не сформируется никогда.
Поэтому порывы дочери быть самостоятельной хоть в чем-то я по мере сил поощряю. Правда, не все они одинаково полезны, а иногда и в самых невинных начинаниях скрывается подвох. Например, когда Вероника научилась выбрасывать изрисованные бумажки и прочую ненужную мелочь в мусорное ведро, мы охотно стали принимать ее «помощь»: дочка при деле, и нам лишний раз вставать не надо. Но потом выяснилось, что выбрасывает вещи Вероника и по собственному желанию: в то же самое ведро попадали игрушки, носки, а один раз – даже мой мобильный телефон! Пришлось брать инициативу под контроль.
Но это, конечно, еще цветочки. Гораздо хуже, когда Вероника пытается сама достать кастрюльку со стола или, подражая нам с мужем, норовит схватить нож, чтобы порезать яблоко. Тут развитие самостоятельности уступает место заботе об элементарной безопасности ребенка.
Вместе с самостоятельностью развивается и целеустремленность – правда, сначала я считала ее упрямством. Судите сами: дочка, которой и на месте-то усидеть трудно, может несколько минут сражаться с застежкой для кофточки, и всячески сопротивляться моим попыткам помочь! Такая настойчивость, конечно, вызывает уважение, если мы никуда не спешим, но порой мне все же приходится вмешаться, и тогда Вероника громко и доходчиво высказывает недовольство моим поведением.
Помогайте малышу вовремя, то есть тогда, когда он об этом попросит.
Осознание, что тебе нужна помощь, и способность попросить о ней – это тоже часть самостоятельности. Именно поэтому, если у ребенка что-то не получается, нужно не вмешиваться немедленно по собственной инициативе, а подождать. И это, оказывается, ужасно сложно! Я смотрю, как дочка пытается надеть домашние туфельки, сопит, огорчается и чуть не плачет – и, конечно, хочу помочь ей решить эту пустяковую с нашей, взрослой точки зрения, проблему. Но не лишать же ради этого ребенка радости собственной маленькой победы.
Активно привлекайте ребенка к домашним делам.
Первым делом в голове возникает картинка абсурдная: малышка, пытающаяся справиться с пылесосом, который чуть ли не выше ее ростом, или отчаянно вцепившаяся в утюг. До такого доходить, конечно, не нужно. «Отнеси маме книжку», «принеси подушку», «дай мне совок» и другие незамысловатые просьбы, которые ребенок вполне может выполнить, – это и есть его первые домашние обязанности. Среди них у моей дочки уже есть любимые: во-первых, ей очень нравится перекладывать вещи из тазика в стиральную машинку, а во-вторых, относить «на место» свои поглаженные кофточки. Конечно, до нужной полки в шкафу Вероника пока не дотягивается, но с открытием дверцы справляется на отлично.
Давайте возможность ребенку побыть одному.
Научиться занимать себя для ребенка едва ли не труднее, чем освоить застегивание пуговиц и шнурование ботинок. Если малышу все время говорят: «Давай порисуем», «Неси пирамидку, будем играть», «Кидай мне мячик», он даже задумываться не начнет о том, чем на самом деле хотел бы заняться.
Разумеется, я не бросаю дочку одну – я просто на время отстраняюсь, позволяя ей самой выбрать, что делать. И если раньше в таких ситуациях Вероника громко требовала внимания, то сейчас, немного подумав, сама решает, чего хочет, а если и идет ко мне, то уже не со слезами, а с конкретными предложениями: например, включить поющую собачку или почитать книжку.
Возможно, полтора года – еще не тот возраст, когда вопрос развития самостоятельности стоит остро, обычно над ним ломают себе голову родители детишек постарше. Но поскольку начинаем мы с малого и событий не форсируем, то, думаю, сейчас самое время.