Откуда берется любовь к чтению?

И статистика, и закрывающиеся повсюду детские библиотеки, и словарный запас многих современных школьников указывают на один факт – далеко не все наши детишки дружат с книжкой. Ну не любят они читать! А сердцу, как известно, не прикажешь.
Многодетная мама
Depositphotos_2274623_s.jpg
Источник: Migration

Причины нелюбви к чтению лежат на поверхности. Интернет, компьютерные игры и телевидение предлагают неокрепшим умам уже «переваренную» информацию в виде готовых образов и суждений, и ее восприятие не требует напряжения внимания, работы воображения и включения памяти в том объеме, в котором это необходимо для прочтения текста.

Сын перечитал чуть ли не всю детскую литературу: когда научился читать, буквально «глотал» книги. Очень любил читать. Но как стал подростком, всё - категорически не желает читать ничего. И это при маме-библиотекаре!
– это, как ни крути, вид умственной деятельности, а потому требует навыков. Чтобы читать с удовольствием, прежде всего, нужно уметь читать. А чтобы уметь читать, нужно практиковаться в чтении. Именно поэтому учителя «натаскивают» детей на уроках литературы, выдают списки обязательных к прочтению книг перед летними каникулами, а родители заставляют своих отпрысков читать. Но только чтение из-под палки лишь в исключительных случаях перерастает в неподдельный интерес к книге. Как правило, он воспитывается семьей в атмосфере, в которой витает добрый «книжный дух».

Если мы хотим, чтобы наши дети были грамотными, могли ясно излагать свои мысли, имели широкий кругозор и творческий потенциал, умели сосредотачиваться и анализировать, были наблюдательными и эмоционально развитыми, то в наших интересах постараться привить им вкус к чтению. И это по силам большинству из нас, родителей, если мы будем действовать последовательно.

Конечно, успех в этом деле будет зависеть и от возраста ребенка: чем раньше начать целенаправленно воспитывать в малыше любовь к книге, тем лучше. Итак, какие же шаги предпринять, чтобы вырастить книгочея?

1. Читать и еще раз читать

Начинать читать крохе можно уже с того момента, когда он в состоянии сидеть и рассматривать картинки. Малыши до года с удовольствием слушают ритмичную детскую поэзию, прочитанную громко и с интонацией. Кроме того, что это способствует развитию их речи, у детишек с малого возраста возникают положительные ассоциации с книгой.

Сыну скоро 5 лет. Читаем круглые сутки: рассказы, повести, энциклопедии, комиксы... У меня уже язык не шевелится, а он все просит читать. Когда уже сам начнет...

Деткам примерно с двух лет имеет смысл читать каждый день перед сном, чтобы это стало приятным обычаем, желанным временем общения с мамой (папой) наедине. Малыш должен знать, что как бы ни прошел его день, вечером он успокоится под умиротворяющее звучание родного голоса, услышит добрую сказку.

Крайне нежелательно нарушать сложившуюся традицию без существенных поводов, и, тем более, наказывать ребенка, лишая вечерней книжки. И, конечно, сказки со страшными персонажами на ночь читать не стоит.

Основной момент приучения ребенка к самостоятельному чтению состоит в том, чтобы читать ему вслух как можно дольше, до тех пор, пока он сам не скажет: «Хватит». Ребенок вполне может ходить в школу, уметь неплохо читать и даже осиливать не самые тонкие детские книжки, но слушать мамино или папино чтение для него – истинное наслаждение. Естественно, если родитель читает заинтересованно и выразительно, а не клюет носом над книгой, то и дело забывая, где он остановился.

Выбирать книги для чтения вслух ребенку, который уже сам умеет читать, рекомендуют «с опережением», то есть те, что ему трудновато воспринимать без помощи взрослого. По ходу чтения хорошо бы объяснять незнакомые понятия, останавливаться для обсуждения действий героев. Все это очень благотворно влияет и на укрепление эмоциональной связи с ребенком, и на формирование его интеллекта.

2. Выбирать для чтения хорошие книги

Книги, читаемые ребенку, в идеале, должны удовлетворять его возрастным потребностям в прекрасном. «Малышковые» книжки желательно выбирать с красивыми яркими картинками. Для деток постарше – с информативными, профессионально нарисованными иллюстрациями. Детям всех возрастов лучше читать качественную литературу, а не книжки-однодневки, чтобы как мама, так и ребенок имели возможность увлечься сюжетом, наслаждаясь хорошим авторским слогом.

3. Постараться научить ребенка читать до школы

Хоть умение читать и не является обязательным требованием для поступления в школу, овладеть навыками чтения до первого сентября очень желательно. Важно, чтобы первоклашка не нервничал на уроках, не боялся не успеть за остальными, не подвергался ненужной критике со стороны учителя или одноклассников – все это может надолго оттолкнуть его от чтения.

4. Не «давить» на ребенка в том, что касается чтения

Cын обожал, когда я ему читала вслух, а сам читать не любит до сих пор. Крайне редко может заинтересоваться какой-нибудь новинкой из фэнтези.

Очень важно, чтобы ребенок научился читать без слез. Чрезмерной строгостью, настойчивостью, приведением в пример знакомых детей можно вызвать у малыша отторжение к процессу.

На самом деле, почти каждый ребенок, развивающийся по возрасту, поняв принцип складывания букв в слова, в какой-то момент начинает с увлечением этим заниматься. Если оставить чадо в покое и продолжать регулярно и выразительно читать ему вслух, то оно очень скоро освоит самостоятельное чтение по слогам, а затем и целыми словами.

Нельзя наказывать ребенка чтением книги и нежелательно ставить ему условия вроде: «Не прочитаешь рассказ, не пойдешь гулять». Если ребенок не любит читать, нужно изыскивать возможности познакомить его с теми произведениями, к которым он точно не останется равнодушным, читать ему их вслух, если он не возражает, но никак не заставлять.

5. Создать ребенку условия для чтения

Для чтения нужно свободное время, а у многих современных детей его очень мало. Если ребенок помимо школы посещает еще и «драмкружок, кружок по фото», а дома ему надо делать уроки, то на книгу у него может не остаться ни времени, ни сил. Между тем, психологи настаивают на обязательном наличии у школьника его личного времени, имеющего значение для его личностного развития.

Чтобы ребенок лишний раз почитал перед сном, не лишним будет повесить у него над кроватью лампу. Вроде бы элементарная мера, но приносит массу пользы, как для зрения, так и для организации личного пространства ребенка.

6. Ограничить «общение» с разного вида гаджетами и телеэкраном

Наверное, никому не надо объяснять, что привычка к развлекающим и отвлекающим от суровой действительности занятиям – штука сильная. Даже взрослые порой не могут оторваться от компьютера, что и говорить о детях.
Также желательно соблюдать такой принцип: пока не прочитали книгу, фильм, снятый по ней, ребенку не показывать. Пусть он создает в голове собственные образы, с любопытством следит за сюжетом - потом ему самому же будет интересно сравнить авторскую интерпретацию с первоисточником.

7. Показывать личный пример

Привить ребенку любовь к чему бы то ни было мы можем, только увлекаясь этим чем-то сами. Если ребенок изо дня в день наблюдает ссутуленную спину мамы, «сидящей» в социальных сетях, то и его будет манить туда с непреодолимой силой. Так же происходит, если ребенок видит маму с книжкой: он понимает, что чтение – это важная составляющая ее жизни.

Для того, чтобы привить ребенку любовь к чтению, не требуется сверхъестественных усилий. Но есть одно важное условие, заключающееся в маминой или папиной искренней заинтересованности в процессе. Читайте ребенку с удовольствием, и все обязательно получится!