Как правильно читать книги детям

Многих родителей беспокоит, когда их дети не проявляют интереса к чтению. И одна из возможностей увлечь ребенка книгами – чтение вслух. Для этого необязательно ждать, когда ребенок подрастет, начинать читать вслух можно и нужно детям буквально с самого рождения.
Аналитический психолог

lori-0004921524-bigwww.jpg
Источник: Migration

Для самых маленьких

Первыми должны звучать ритмичные стихи: их ребенку будет легче воспринять. Читать следует с выражением. Со временем вы заметите, что в ответ на ваш веселый голос ребенок начинает улыбаться. Напротив, если он услышит серьезные нотки в голосе, тоже становится сосредоточенным. С 6 месяцев можно брать ребенка на колени и читать ему книги-игрушки с объемными картинками, выполненные в разных текстурах. Их можно потрогать, а при нажатии на некоторые детали малыш слышит соответствующие звуковые сигналы.

Конечно, вряд ли младенец надолго заинтересуется книгой, концентрация его внимания еще «порхает» с одного предмета на другой. Что же делать в таком случае? Если ребенок отвлекается, не заставляйте его слушать вас дальше. Ближе к году возьмите бумажную книгу, дайте малышу возможность рассмотреть крупные яркие картинки, потрогать переплет, пошуршать страницами.

Для тех, кто постарше

После полутора лет у ребенка начинает формироваться речь и умиленные родители с удовольствием копируют его детский лепет. «Собачку» они называют «ав-ав», а «машинку» – «бибика». Потом придется ребенка переучивать и объяснять, что таких слов в русском языке нет. С помощью детских книг родители могут помочь ребенку изначально усвоить правильное произношение слов.

Я своему сыну предлагаю книги читать, а он их закрывает и убегает! А вот я очень люблю читать. Когда у меня появилась электронная книга, я была просто счастлива!

Для детей 2 лет лучше выбирать простые, короткие истории с большим количеством повторов. Даже если вам непросто все время читать одно и то же, не пропускайте их. Благодаря повторам ребенок усваивает информацию. Покажите малышу картинку и, пока он ее рассматривает, медленно и выразительно читайте о том, что на ней изображено.

Для детей 3 лет можно добавить немного «театра»: озвучить и показать в действующих лицах истории о животных, сказки и рассказы. Покажите, как рычат тигры, мяукают коты и т.д. Помните, что книга привлечет ребенка на несколько минут. Как только он начнет скучать, прекращайте чтение. Если вы читаете перед ночным сном, поработайте над интонацией. Речь должна быть как можно более мелодичной, распевной и тихой, чтобы малыш уснул.

Для детей 4 лет следует выбирать сказки подлиннее и показывать иллюстрации посложнее. Пусть чтение будет приятным для малыша, он должен сам хотеть, чтобы ему почитали. Сам процесс не должен обременять ни ребенка, ни родителей. Поэтому, в идеале, ежедневное чтение должно стать семейной традицией, хорошей привычкой. Ребенку очень понравится, если мама и папа будут читать сказку по ролям вместе. Это занятие выльется в настоящую ролевую игру.

Не забудьте продемонстрировать ребенку, как следует обращаться с книгами – бережно ставить их на полку, подклеивать, если они порвались.

Для дошкольников и школьников

Даже если ребенок умеет читать, не лишайте себя удовольствия почитать ему вслух: это не только развивает воображение, но и укрепляет детско-родительские отношения. Они становятся более близкими и доверительными. Как показывает опыт, даже десятилетние дети охотно слушают, когда им читают родители.

С дошкольниками начинайте ходить вместе в книжные магазины, чтобы выбрать и купить новую книгу. Она должна быть интересна, в первую очередь, ребенку, а не родителям. Те книги, которые нравились в детстве вам, не обязательно должны нравиться вашим детям: может быть, они когда-нибудь прочтут и их, но пусть это произойдет по их собственному желанию.

К сожалению, книга становится редким гостем в современных семьях. На смену бумажным образцам приходят электронные гаджеты, с которых тоже можно почитать. Но на ребенка оказывает влияние не только само содержание книги, но и ее внешний вид. А психологи из американского Университета Невады, которые провели исследование образа жизни семей в 27 странах мира, пришли к выводу, что наличие домашней библиотеки объемом не менее 500 книг побуждает ребенка учиться в среднем на 4 года дольше. То есть, подростка, который вырос в доме, где было много книг, вряд ли придется уговаривать поступать в институт.