Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискComboВсе проекты
Статьи,

Педиатр Дана Джонсон: «Не бойтесь усыновлять детей с особенностями развития»

Известный врач-педиатр — о том, что такое «медовый месяц» в приемном родительстве, и к чему готовиться людям, которые хотят усыновить ребенка.


Мэри Джо Спенсер и Дана Джонсон (справа) | Фото пресс-службы форума

Американский педиатр Дана Джонсон — один из главных мировых специалистов по адаптации приемных детей. В 1985 году Дана и его жена, уже будучи родителями двух дочерей, усыновили третьего ребенка в Индии. После этого Дана заинтересовался проблемами со здоровьем у детей, оставшихся без попечения родителей. Этот интерес вылился в знаменитое «румынское исследование» сирот — оно началось в 90-х и продолжается по сей день.

Доктор медицины, профессор Джонсон выступил на форуме «Каждый ребенок достоин семьи» (фонд «Обнаженные сердца»), который прошел в Москве с 14 по 16 октября. Форум ежегодно проводится для семей, воспитывающих детей и молодых людей с особенностями развития, приемных родителей, а также специалистов, которые работают с такими семьями. В этом году событие было посвящено качеству жизни людей с особенностями развития. Мероприятие собрало 517 участников из 66 городов России и ближнего зарубежья.

Дана Джонсон был одним из ведущих спикеров — он рассказывал, как облегчить переход ребенка из детского дома, интерната или дома ребенка в новую семью. В интервью проекту Дети Mail.ru Джонсон подробнее рассказал, что стоит учитывать приемным родителям, и есть ли такой возраст, после которого «уже поздно» вмешиваться в развитие ребенка.

Что делает с человеком интернат 

Как так вышло, что вы заинтересовались адаптацией детей из интернатов в далекой Румынии?

Это вышло практически случайно. В 1993 году я оказался в одном из детских домов Румынии с визитом и был поражен тем, что увидел.

Дело в том, что в США уже давно нет детских домов и интернатов: у нас институциональную систему ухода за детьми, оставшимися без попечения родителей, заменили на сеть приемных семей. Конечно, когда у нас в стране еще были детдома, ученые анализировали поведение их «обитателей» — и я читал результаты их исследований. Но, увидев это своими глазами, я все равно был в шоке.

Когда я оказался в румынском доме ребенка, я сразу заметил, что там тихо. Дети не кричали, не плакали и не звали на помощь взрослых — что является совершенно не типичным для дошкольников.

Более того, они вообще не пытались установить зрительный контакт со взрослыми. Вместо этого они занимались «самоуспокоительным» поведением (самостимуляцией): кто-то, например, рассматривал свои пальцы, кто-то раскачивался взад-вперед и — так далее.

Вернувшись из Румынии, я связался с моими друзьями и коллегами — психологами, психиатрами, неврологами и другими специалистами по детскому развитию — и мы решили запустить большой исследовательский проект. Мы хотели детально изучить, как развиваются дети в системе группового воспитания, и как на их здоровье и адаптацию влияет помещение в приемную семью.

В чем конкретно состояло ваше исследование? И к каким выводам вы пришли по его результатам?

Мы выбрали группу детей и разделили их на две группы: одни оставались жить в интернате, другие попадали в румынские приемные семьи. На момент начала исследования — это был 2001 год — в Румынии даже не было как такового института приемных родителей, так что мы создавали эту систему фактически с нуля. Также у нас была контрольная группа — это дети, которые с самого рождения жили в своих родных семьях.

Затем мы годами наблюдали за нашими участниками из разных групп и сравнивали разные показатели их здоровья, физического, психического и социально-эмоционального развития.

Как мы и ожидали, дети в приемных семьях развивались более гармонично, чем в детдомах: они опережали своих интернатовских сверстников в росте и весе, у них была больше окружность головы — а это показатель, который связан с развитием головного мозга.

Когда приемные дети выросли, у них  — по сравнению с детьми из детских домов — обнаружилось значительно меньше проблем с физическим и психическим здоровьем, и они также обладали более высокими умственными способностями и были более адаптированы к жизни в социуме.

unsplash.com

При этом чем раньше ребенка забирали в приемную семью, тем больше он становился похож на детей из контрольной группы — тех, что выросли в своих биологических семьях. И наоборот — те, кто попал к приемным родителям позже, оказывались все более похожи на ровесников, которые остались жить в детском доме.

Есть такая известная книга «После трех уже поздно». В ней говорится о том, что основные черты характера ребенка формируются еще до детсадовского возраста. В России эта книга достаточно популярна, как и мнение о том, что не стоит брать из интерната уже подросших детей, потому что получишь «кота в мешке». Согласны ли вы с таким утверждением, или взять ребенка в семью никогда не поздно?

Конечно, я знаю, что большинство людей хотят усыновлять и удочерять именно младенцев. И у этого есть обоснование. С точки зрения психологии и раннего развития, будет оптимально, если вы возьмете в семью ребенка до полугода. Тогда он по всем показателям своего здоровья и развития практически не будет отличаться от детей, растущих в биологических семьях.

Так что, если я скажу, что нет разницы, в каком возрасте брать ребенка из интерната, это будет лукавством. Разница есть: с более взрослыми детьми вам будет сложнее. У них будет больше рисков и меньше шансов нагнать сверстников в развитии.

Но, несмотря на все вышесказанное, я уверен: имеет смысл взять в семью ребенка любого возраста, если у вас есть на это ресурсы. Возможно, вы и не «дотянете» более взрослых детей до их «домашних» ровесников, но с вашей поддержкой они смогут сделать большой скачок в развитии. 

Поскольку все хотят младенцев, в интернатах остается много детей детсадовского и школьного возраста — и им, как никому, нужна ваша помощь. Если вы готовы к сложностям, не бойтесь и берите такого ребенка в семью. Вы сможете изменить его или ее жизнь к лучшему.

Памятка для приемных родителей

Чего стоит ожидать родителям сразу после того, как они привезут ребенка из интерната к себе домой?

Первые несколько месяцев ребенок будет адаптироваться. В такой период у детей бывает «странное» поведение: они могут сидеть в уголке, раскачиваться взад-вперед, отказываться разговаривать. К сожалению, в России, даже если отвести ребенка в таком состоянии к профессиональному неврологу или психологу, можно получить неутешительный диагноз — например, услышать, что у него аутизм. После такой новости некоторые родители могут посчитать, что не готовы к подобной ответственности, и отдадут ребенка обратно в интернат.

Хотя на самом деле подобное поведение вполне нормально и, если относиться к ребенку с любовью и терпением, оно в большинстве случаев пройдет само за несколько месяцев.

Еще одна вещь, которую замечают многие приемные родители — это то, как много их дети едят после попадания в семью. Помню, одна женщина даже жаловалась мне, что ее ребенок ест столько же, сколько ее муж — и это при том, что ребенок детсадовского возраста.

Но я успокаиваю таких родителей тем, что это вполне естественно. В учреждениях группового воспитания большинство детей питается не очень качественно, им не хватает различных нутриентов для роста и развития, к тому же, ребенок чаще всего не может сам выбирать еду и его кормят по жесткому расписанию. Как только они получают доступ к нормальному питанию, то стараются наверстать упущенное. Не надо ограничивать приемных детей в еде — пусть едят что и когда хотят! И тогда очень скоро вы заметите, как быстро они начнут расти и набирать вес (если до этого был его дефицит).

А что насчет проблем с поведением, которых так боятся потенциальные приемные родители?

Обычно трудности с поведением возникают не сразу.

Есть в приемном родительстве такое понятие как «медовый месяц»: ребенок, только попав в семью, старается вести себя как можно лучше, ведь он боится, что его «сдадут» обратно в детдом. Если же все оказывается в порядке, и родители не собираются возвращать ребенка в интернат, вот тут медовый месяц и заканчивается. 

unsplash.com

Обычно это происходит через несколько недель или месяцев после того, как дети попадают в семью. Они начинают плохо себя вести, проверяя таким образом границы своих новых родителей. Выдержат ли они? Не разочаруются ли в ребенке, примут ли его?

В такие моменты важно мягко, но четко установить границы приемлемого поведения. Некоторые думают, что стоит позволять приемным детям все, ведь у них и так стресс от смены обстановки. Но это не лучшая идея.

Исследования показывают, что дети (не важно, растут ли они в приемных семьях или родных) чувствуют себя лучше, когда у них есть какие-то разумные границы. 

Определенные запреты и ограничения, которые устанавливаются бережным путем, как раз помогают вырастить психически здорового человека.

Кстати, приемные дети обычно проверяют границы именно того человека, который больше всего о них заботится — чаще всего, это мама. С другими членами семьи они при этом могут вести себя как ангелы. В этой ситуации матери особенно сложно: ей может казаться, что она сходит с ума и делает что-то не так. Поэтому важно, чтобы остальные члены семьи ее поддерживали и выступали единым фронтом.

А как вообще понять, что ты можешь стать хорошим приемным родителем? Какие качества требуются от этих людей?

Безусловно, нужно, чтобы у вас были ресурсы. И речь здесь не только о финансах, но и психологических, институциональных и других ресурсах.

Я встречал в России много добрых, открытых людей, которые готовы были принять в свою семью ребенка из детдома. Но что, если у них нет денег, чтобы его вырастить? А если рядом с ними нет квалифицированных психологов, педагогов и врачей, групп поддержки, которые позволят пройти непростой путь приемного родительства?

Поэтому я считаю, что благие намерения и искреннее желание помочь ребенку прожить лучшую жизнь — это необходимое, но недостаточное условие для того, чтобы стать приемным родителем. Перед тем как принять столь важное решение, нужно тщательно оценить свои возможности.

А еще приемные семьи должны быть готовы к тому, чтобы постоянно учиться. Мы в США, например, проводим школы для приемных родителей. Это не лекции на пару дней, а десятки часов занятий. В дальнейшем, если семьи столкнутся с проблемами, они могут посещать курсы по разным специфическим темам и обмениваться опытом с другими родителями — это важно для того, чтобы стать хорошей приемной семьей.

Когда закроются детдома?

Вам в США удалось избавиться от интернатов и сделать так, чтобы все дети росли в семьях — родных или приемных. Как вы этого добились — и почему, по вашему мнению, пока не удается это сделать в России?

В России все тоже не так уж плохо, есть и позитивные тенденции. С 90-х годов, к примеру, число детей-сирот в домах ребенка, детских домах и интернатах снизилось более чем вдвое. В те времена в России институт приемного родительства представлял собой группу семей-энтузиастов, а сегодня мы с вами разговариваем на огромном всероссийском форуме. Значит, постепенно — благодаря усилиям заинтересованных лиц — изменения могут дойти и до государственного уровня.

У нас в США потребовались большие усилия со стороны государства, чтобы закрыть все детские дома. Это создание сети социальных служб, поиск и обучение приемных родителей, финансирование этих семей, формирование системы психологической и социальной поддержки... На это все нужно много ресурсов.

unsplash.com

Возможно, странам, которым пока не удалось избавиться от интернатов, нужно придумывать креативные решения. В Китае, например, был интересный проект — некий гибрид системы приемного родительства и интерната. Суть такова: людям, которые хотели иметь много детей (а тогда в Китае действовало правило: одна семья — один ребенок), предлагали взять в семью одного или нескольких приемных детей. Им выдавали квартиру в специальном доме, где жили такие же приемные семьи. Таким образом, создавалось сообщество, где люди могли поддерживать друг друга и вместе растить детей.

Может быть, и в России сработает что-то в этом роде. Вообще, в вашей стране уже довольно неплохо берут в семьи здоровых детей.

Повестка на сегодня — сделать так, чтобы дети с особенностями развития и здоровья тоже нашли своих родителей. Пока, к сожалению, в российских детдомах много детей с инвалидностью, которых не готовы брать в семьи.

Другие страны прошли этот эволюционный путь: в США, например, раньше тоже не хотели брать в семьи детей с синдромом Дауна, церебральным параличом или аутизмом, а сегодня у нас есть много людей, которые хотят заботиться именно о детях с инвалидностью. Можно надеяться, что со временем и с появлением необходимых ресурсов таких семей станет больше и в России. 

Читайте также: 

Людмила Петрановская: как общаться с детьми из детдома

Мама шестерых детей: «Если мы не возьмем, что с ними будет?»

​​​​​​Звезды, которые росли в детских домах

Во время загрузки произошла ошибка.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
16
orig
Взять ребенка с инвалидностью особенно с психической это надо быть мазохистом и очень выносливым. Не зря-же родные приняли такое трудное решение об отказе.
СсылкаПожаловаться
orig
В ответ на комментарий от orig
orig
Взять ребенка с инвалидностью особенно с психической это надо быть мазохистом и очень выносливым. Не зря-же родные приняли такое трудное решение об отказе.
СсылкаПожаловаться
С физическими проблемами иногда хоть есть шанс справится сделав операцию или пролечив. И именно разум делает нас людьми. Не зря-же мы называемся хомо сапиенс что означает человек разумный.
СсылкаПожаловаться
lavalette
Кто статьи пишет на мыйле? Foster house уже ни о чем не говорит авторам? Есть детские дома для здоровых, для больных. Разные названия но они есть
СсылкаПожаловаться
Ч