Певица Натали: «Детям необходимы запреты»

Певица, мама 18-летнего Арсения, 9-летнего Толи и 2-летнего Жени рассказала Детям Mail.ru, почему считает, что малышам не нужно раннее развитие и как старший сын помогает ей экономить.

Фото: Legion Media, Persona Stars, Instagram

Детям необходимы рамки и запреты

На мой взгляд, если вы хотите вырастить из мальчика мужчину, главное — достаточно рано (где-то после полутора лет) позволять ему быть самостоятельным. Никаких «Будет так, потому что я так сказала» и «Я мама, мне виднее». Это я поняла за 18 лет материнства: несмотря на то, что парням необходима дисциплина, режим, рамки и правила, разговаривать с мужчиной в приказном тоне категорически нельзя, даже если ему два года. Все эти визгливо-истеричные нотки в голосе недопустимы.

Очень важно с ребенком больше говорить о нем.

Вот пришел он из школы — не надо на него накидываться: «Какие оценки получил? По каким предметам спрашивали?» Вы лучше поинтересуйтесь, как прошел его день, как у него настроение, что нового он узнал сегодня. 

Не бойтесь быть строгими с детьми. Со старшим у меня был такой страх, и очень зря. Уже потом я поняла, что детям даже легче, когда взрослые ставят рамки и в чем-то их ограничивают. Они от этого меньше тревожатся и чувствуют себя защищенными. Пока ребенок маленький, эти рамки ему необходимы.

Старший сын помогает экономить

Если говорить о роли отца в воспитании сыновей, не могу сказать, что у мужа есть какие-то особые методы. Просто он каждый день подает мальчикам пример, как себя вести в той или иной ситуации. Это касается и взглядов на жизнь, и отношения ко мне. Или вот взять Сашину бережливость. Ни разу не слышала, чтобы он как-то специально учил мальчиков не транжирить деньги, но при этом Арсений как старший уже умеет ценить заработанное родителями.

Недавно были на отдыхе и, забежав с Толей в сувенирную лавку, купили какой-то дорогущий карандаш. То, что он стоит 20 евро (около 1400 рублей. — Прим. ред.), поняли, когда уже вернулись в гостиницу и рассмотрели ценник. Эх, и досталось нам от папы и Арсения! Оно и понятно. Одно дело, если бы этот карандаш нужен был Толе для учебы или для развития — на таком мы не экономим. Но нет, это было просто секундное желание заполучить яркую вещицу.

Хотя бывают ситуации, когда и такие покупки я оправдываю. Вот, например, конструкторы, которые очень немало стоят. Муж может возмутиться — за что такие суммы, за какие-то куски пластмассы? А я понимаю, сколько радости доставляет Толе или Жене все это собирать. Да и польза тут есть — мозги еще как напрячь надо, чтобы из мелких деталей целый город соорудить.

Контент недоступен

Вообще в плане денег у нас дети не избалованы, редко просят что-то купить. Старшим небольшие суммы на карманные расходы выдаем с первого класса. Арсений последние три года регулярно совершает вклад в семейный бюджет. Правда, не подработками, а помощью: он отлично разбирается в компьютерах и IT-технологиях и активно помогает мне с сайтом и ведением соцсетей. Немало мне пришлось бы потратить, если бы наняла специалистов для этой работы, а тут сын выручает.

Считаю, что «развивашки» — это стресс для ребенка

Арсений учится на факультете информатики. Возможно, нежелание стать частью шоу-бизнеса стало следствием давления общества на него — из-за меня. Он никогда напрямую мне ничего не говорил, но интуитивно я чувствовала и чувствую до сих пор, что ему бывает нелегко — из-за сказанных одноклассниками фразочек, из-за прочитанного в интернете. У меня есть чувство, что он переживает, что может где-то не соответствовать «такой» маме — популярной, постоянно мелькающей по ТВ. Хотя мы с ним неоднократно говорили на эту тему, что он не должен обращать внимания на общественное мнение.

Кто вполне может стать мне коллегой, так это средний сын. Анатолий с удовольствием ходит со мной на съемки, концерты. Он очень артистичный, у него хорошая дикция. Кто знает — может, он захочет стать телеведущим. Но я ему такую идею подавать не буду. Бремя популярности — очень тяжелое, и выбирать этот путь стоит, только если совсем нет сил идти другой дорогой.

Толя ходит в театральную студию и на йогу — сам выбрал эти два хобби. Я вообще сыновей ни к чему не принуждаю — главное, чтобы у них душа лежала к тому, чем они занимаются.

Контент недоступен

Если говорить о Жене, что нравится ему, то точно могу сказать — ему нравится повторять за старшими братьями, особенно за средним. Поэтому я Толю очень попросила осторожнее быть со словами.

По семейной традиции, отдавать Женю в детский сад мы решили не раньше трех лет, как это было с Арсением и Толей. Пока сидим дома.

Ни на какие «развивашки» не ходим — для меня это бессмысленная тема и дань моде. Более того, считаю, что для ребенка это даже стресс.

По мне, в данном возрасте малышу самое главное проводить как можно больше времени с мамой в привычной для него обстановке. А после трех уже можно начать и в секции ходить. Но это, конечно, личный выбор каждой мамы.

Приходится мирить мужа с сыновьями

У Саши с сыновьями отношения теплые и доверительные. Но если старшему надо посоветоваться, как обратить на себя внимание девушки, а среднему — как помириться с одноклассником, за советом они придут все же ко мне. Более того — иногда мне даже приходится быть этаким мостиком между Сашей и сыновьями. Мужчины ведь бывают грубоваты с детьми. Поэтому случается, что Саша отругает Арсения или Толю, а те — обижаются. И кому их мирить? Приходится тихонько пробираться в комнату к сыну, чтобы подсказать, как к отцу подойти, а потом уж идти к мужу, объяснять, что с ребенком нельзя так рубить с плеча, иногда необходимо просто обнять и пожалеть.

Если ругаюсь, достается всем

Несмотря на то, что у сыновей большая разница в возрасте, стараюсь ко всем относиться одинаково.

Я одинаково ласковая и строгая со всеми. А если ругаю, достается всем, но и нежности на всех хватает.

Арсений даже иногда, не видя, кого я отчитываю из братьев, интересуется из соседней комнаты — это ты там, мол, кого воспитываешь? И мне приятно осознавать, что даже он не слышит разницы в моем обращении к младшим сыновьям, значит, я все делаю правильно.

Удивляюсь, насколько дети умны

Когда не знаю, как поступить с Толей или Арсением, спрашиваю совета у них — мол, ну и что мне с тобой делать после того, как ты себя повел? И знаете, иногда они мне такие ответы дают, я бы не додумалась! Каждый раз поражаюсь, сколько в них мудрости. Но случается, что спросят такое, над чем долго ходишь голову ломаешь. До сих пор помню, как средний сын лет в шесть осознал, что все мы смертны, и в ужасе спрашивал меня, умру ли я. Даже ночами плакал.

Контент недоступен

Я считаю, что не надо детям придумывать сказки на эту тему, что люди засыпают волшебным сном (иначе ребенок может начать бояться спать) или говорить про то, как хорошо там, куда мы все попадем после смерти. Лучше максимально просто и спокойно объяснить, что все умирают и это нормально, но — когда становятся очень старыми, а до этого живут долгой и счастливой жизнью.

Если ребенок кричит, постарайтесь отвлечь его

С третьим сыном я совсем спокойно стала относиться к детским скандалам. Не стоит его расспрашивать, мол, что тебе не так? Чего разорался? Он и сам не знает! Вы лучше сами ему объясните, что с ним происходит: зубы режутся или проголодался. А еще лучше переключите его на что-то, отвлеките.

Не провоцируйте. Если знаете, что двухлетка обожает покопаться в вашей сумке, а вы этого разрешать не планируете, не соблазняйте — убирайте ее с глаз ребенка. У нас так с чемоданом было — не успели спрятать, Женя увидел, и аж глаза загорелись: хочу потрогать — и все! Пришлось протереть колеса и отдать вещь ребенку — два дня играл.

Читайте также:

Смотрите наши видео:

Контент недоступен
Журналист, мама Нины и Марка