Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

7 вещей, которые мы зря запрещаем детям

Помимо потребности в любви и привязанности у ребенка есть не менее важная необходимость в правилах, границах и разумных запретах. Однако родители порой излишне категоричны. О том, что мы зря запрещаем своим детям, рассказывает семейный психолог и автор книг для детей и взрослых Ирина Чеснова.


depositphotos.com

1. Жадничать

«Разве ты жадина? У тебя много игрушек, поделись с мальчиком». «Дай младшему брату своего робота, ты же видишь, он плачет, тебе жалко?»

На самом деле, у любого человека обязательно должно быть то, что принадлежит только ему, чем он может распоряжаться по своему усмотрению. Лишь через осознание «своего» можно затем научиться видеть «чужое».

Принимая выбор ребенка не делиться, вы даете ему понять, что уважаете его решение, что он имеет право говорить «нет». И точно так же вы сможете затем показать ему, что это право есть и у других людей – не отдавать ему то, что принадлежит им.

Если хочешь попользоваться тем, что – чужое, попроси, может быть, тебе дадут. Или предложи справедливый обмен. А самый эффективный способ воспитать щедрость – личный пример родителей.

2. Грустить и плакать

«Чего ты грустишь, все хорошо!», «Ну вот, нюни распустила, рева-корова», «Мальчики не плачут». Как правило, эти фразы говорят те взрослые, которым сложно выдерживать чувство грусти, обиды или отчаяния – и у себя, и у ребенка. Родителям кажется, что они не справляются со своими обязанностями, раз их дети страдают.

Грусть и печаль – такие же естественные эмоциональные состояния, как и радость, интерес, удовольствие. Грусть приходит к нам, когда мы устали, когда что-то не получается. Иногда погрустить полезно. Это дает возможность отпустить то, что не случилось.

И плакать – от радости, от горя, от боли – не стыдно. Слезы – выражение сильных эмоций, не нужно их подавлять и прятать. Учите своих детей осознавать свои эмоции, называть их и проживать. Если печаль и боль признаны, они проходят и сменяются другими, более светлыми чувствами.

3. Бояться и стесняться

«Не придумывай, ничего тебе не страшно!», «Не будь букой, подойди и познакомься с девочкой».

Когда ребенок говорит о том, что боится, лучшее, что вы можете сделать – утешить его («Я здесь, ты под моей защитой, ты в безопасности»). Детям жизненно важно иметь рядом большого и сильного взрослого, на которого можно положиться и который подскажет, как справляться со своим страхом, – например, с помощью рисунков и волшебных историй.

А если ребенок робкий и стеснительный, помогите ему увидеть и принять эту свою особенность. Через игры, не форсируя событий, начните отрабатывать навыки социального взаимодействия – как знакомиться и общаться со сверстниками, как разрешать конфликты.

4. Злиться

«А чего это мы такие сердитые и недовольные?» Злость – полезное чувство, которое помогает нам защитить себя и отстоять то, что для нас ценно. Часто взрослые ставят знак равенства между «злиться» и «проявлять агрессию и крушить все вокруг». Но чувства и действия – это разные вещи.

Можно испытывать гнев, усталость, досаду, обиду, но при этом регулировать свое поведение. Этому и надо учить детей: «Ты можешь злиться, тебе может быть обидно, ты можешь сказать об этом словами, но бить других, обзываться или ломать вещи нельзя». Помогите ребенку прожить злость и предложите поколотить подушку, покричать в «мешочек для криков» или составить «лист недовольства».

5. Отказывать и сопротивляться

«Что значит "нет"? Тебе сказали – иди и делай», «Пока все не съешь, из-за стола не выйдешь». С одной стороны, мы хотим вырастить детей самостоятельными, с другой – довольно болезненно реагируем, когда они оспаривают наши решения и отказываются делать то, что мы от них ждем.

Вы имеете право настаивать на том, что считаете в отношении ребенка целесообразным, но и у ребенка должно быть право на протест, возмущение и несогласие.

Это не значит, что нужно следовать каждому «не хочу» ребенка. Но право на выражение «нет» и «не хочу», у него должно быть. Оно позволит ему потом отказаться от наркотиков, плохой компании и отношений, в которых ему плохо.

Признавая и уважая право ребенка на отказ, несогласие и протест, мы учим его слушать себя и свои потребности.

6. Бездельничать

«Чего сидишь без дела, займись чем-нибудь». Бездельничать – это не сидеть на диване с гаджетом в руках, а когда ребенок не занят ничем «полезным». В эпизодическом «ничегонеделании» тоже есть большой смысл. Оставшись наедине с собой, мы сможем прислушаться к ощущениям в теле, поразмышлять, пофантазировать, сделать какое-нибудь открытие, увидеть себя со стороны и встретиться со своими настоящими желаниями и мечтами.

7. Пачкаться

Речь идет о ситуациях, когда пачкаться – естественно. Например, на прогулке, в плохую погоду или когда ребенок рисует красками. Беречь вещи – навык, конечно, важный и полезный, но нельзя надеть на маленького ребенка белые колготки и ожидать, что они останутся белыми.

Вы сильно облегчите себе жизнь, если не будете тратить время на одергивания вроде «не садись в песок, джинсики испачкаешь», а продумаете комплекты одежды, в которых ребенку можно и вдохновенно копаться в песочнице, и творить пальчиковыми красками, и помогать вам печь торт.

Читайте также:

Ошибки, которые убивают брак

Людмила Петрановская: «Мы все — прирождённые родители» 

10 признаков того, что ребенок находится в стрессе

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
8
Phoenix
Отличные советы! Мне нравятся. В таких отношениях есть уважение к ребенку с детского возраста.
СсылкаПожаловаться
فيكتوريا شجاعة
За один совет с подушкой автора нужно придушить этой самой подушкой. Гнев нужно переводить в конструктив, а не создавать привязку к объекту и к бесконтрольному выпуску эмоций. Раз подушку изобьёт, два, три. А что будет делать, когда подушки рядом не будет? Для взрослого человека привязка к ритуалу чревата ОКР, а про ребёнка я вообще молчу
СсылкаПожаловаться
Анастасия Старченко
Мне понравилась статья. Дети - они и в Африке дети.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
ЛинаГде та тонкая грань безопасности и человечности?
Сегодня стала свидетелем отвратительной ситуации. Уже примерно месяц вижу мужчину, вероятнее всего недавно потерявшего зрение, т.к. его постоянно сопровождали явно родственники или хорошие знакомые. Он «неумело» простукивал палочкой все препятствия,  они ему что-то объясняли. И вот сегодня, возвращаясь из магазина, обернулась на женский крик, молодая женщина орала на этого мужчину и девочку лет 10. Я «влезла» и далее с их слов. Как оказалось мужчина потерялся в пространстве и просто обращался «в никуда» с  просьбой помочь, откликнулись две девочки, идущие со школы. Он назвал им адрес и спросил куда ему идти. Девочки повели. Мама одной из девочек увидела дочь, ведущую взрослого мужчину под ручку в обратном от их дома направлении естественно испугалась. Вероятно в стрессе орала, что он педофил и она сейчас вызовет полицию. Мужчина вяло оправдывался, я предложила ему помощь проводить до дома, мама набросилась и на меня, что я его пособница. Девочка рыдала и клялась маме, что больше так не будет. В общем стресс и для мужчины, и для мамы, и для девочки.  И что-то страшно мне стало… Ведь с одной стороны у девочки свершено нормальное человеческое желание было помочь, но ее наказали за это. С другой стороны и тревогу мамы могу понять, ведь кто угодно может прикинуться нуждающимся в помощи… Вот где тут грань?




599
Мир прекрасенКакое имя красивее
Ева
Моника
Анна
Милена
Нравятся все, никак не могу определиться. Давайте проголосуем (могу принять и ваши варианты тоже, но хотелось бы все таки из этих 4х) ))) Первого ребенка зовут Мария.
258
жарптыцаГотовка.
Буду рада советам.
Что можно изредка дать двухлеткам поесть, чтобы НЕ ГОТОВИТЬ!!!!!
Я им всегда готовлю, каждый день из фермерских натурпродуктов. Но бывают дни, когда просто трясет от мысли, что нужно опять мастрячить.
Из готового едят ряженку - агушу и каши из избенки..раньше спасали творожки и фруктовое пюре, сейчас отказались.
Всякий фастфуд, конфеты, пряники они не едят, у нас их дома нет.
Сложность еще в том, что для кормежки надо из- за холодильника вытащить раскладной стол и 2 стула, а после все это запихать обратно, отмыть, оттереть [ удалено модератором ]на полу, и так 3 раза в день. Ну вы поняли меня....меня трясет уже от этих кормежек.
Какие есть корма для подросших детей ( растворимые каши не едят) 2 лет ? Чтобы 1: вкусно. 2: не очень вредно. 3 : разнообразно)))Чтобы- развел, насыпал, вскрыл и забыл...
Названия , товарные марки..
Спасибо.
157
АннаШкола в 1,5 часах от дома.
Сдаём экзамены в очень хорошую школу в наборный 3 класс с офигенной программой. Ещё не поступили, но вероятность велика. Ехать по расчёту яндекса 1 час 34 минуты. Средств чтобы снять квартиру близко к школе не имею. Переехать тоже очень сложно: квартира моя в долевой собственности, квартира малогабаритная, малоликвидная, да и район наш сильно дешевле района у метро Юго-Западная. Ребёнок в следующем году идёт в 3 класс, то есть ещё мелкий. Дорога 3 часа в день - это жестко. А так мне хочется, чтобы ребёнок учился в этом классе.
146
сергей ежовКоррекция в обычной школе не работает
У меня ребенок сейчас учится в 6 классе общ.школе .С 3 класс у дочери коррекция.У нас проблема с чтением она очень медленно читает и это происходит до сих пор.Куда мы только не обращались во все центры что бы ее научить читать .Но результат практически 0.Сейчас я ей читаю предметы которые устно т.е историю географию биологию.Она хорошо запоминает но все равно читает очень плохо.У нас коррекции в школе нет...Учится по общей программе как все .А ведь дальше ЕГ она его никогда не сможет сдать ? Посоветуйте что сделать?И  почему дети с коррекцией учащихся в обще.школе не имеют снисхождения .Им ставят 2 весь год .А в конце года начинают тянуть на 3.В результате нет знаний !!! Ребенок с коррекцией должен развиваться а мы только стремимся что бы перейти в следующий класс!!! А в итоге что ? Аттестат и все ?!! А что дальше ?!!!
141
ДинаВелодорожки
На улице весна, солнце светит, птицы поют.
Самое время для велосипедный прогулок.
Есть в парках велодорожки.
Вот так едешь, любуешься красота и, а на пути на вело дорожке коляска стоит.
Ну это же коляска.. Святое.. И плевать маманя хотела на всех, ведь её ребёнок пуп земли, и его необходимо заснять на телефон, а вы велосипедисты подождать можете.. И вообще нечего здесь гонять.
Рисование мелками на вело дорожке это вообще отдельная тема и не последняя.
Больше примеры приводить не буду.
Но прошу не нарушать границ. Мамаша мешают животные, машины итд.. Так начните с себя.
Когда на вашего ребёнка наведёт велосипед, плохо будет только вашему чаду и страдать будет он, а виновны будете вы, потому что надо понимать, что вело дороги в парках это зона повышенной опасности. Кто то на велосипеде едет еле еле, а кто то гтнет в шлеме на опасной скорости.
106
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru