Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискСмотриComboВсе проекты
Статьи,

Смайлики вместо оценок: как учат детей в Индии

Олеся Томасова по специальности – преподаватель английского языка – живет в Индии с 2007 года. Здесь в 2009 году у нее родился сын Архип. Сейчас ему 8 лет. Он закончил второй класс школы. Представляется он так: «Я – Архип, русский индус!». Мы расспросили Олесю о том, как живут и учатся в Гоа дети-иностранцы.


Мой дом — Индия

Олеся и Архип | Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Индия «запала» мне в сердце с детства. Родители привезли меня сюда, в штат Махараштра, в 1987 году. Мне тогда было 7 лет. Папа работал там на военном аэродроме и заводе по сборке и испытанию военных самолетов МИГ, а я ходила в небольшую русскую начальную школу. Мы провели там 3 года.

Когда я вернулась в Москву, мне до слез хотелось обратно, в Индию. Но вернуться было нельзя. В итоге мой мозг «спрятал» воспоминания об Индии в какой-то потайной короб, а я стала заново учиться жить в России.

Я выросла, закончила школу, поступила в университет, начались поездки по Европе... И однажды я познакомилась с ребятами, впоследствии – моими близкими друзьями, которые напомнили мне о детстве в Индии, рассказав о только что проведенных там месяцах. И мне снова захотелось увидеть эту страну – на этот раз, глазами взрослого человека. Приехав туда, я почувствовала, что вернулась домой. С тех пор я и живу в Индии, в штате Гоа.

Детский сад: любовь — и «полный отрыв»!

В Гоа есть разные варианты обучения: общественные школы, частные школы за умеренную плату и дорогие частные школы (такие школы-интернаты находятся недалеко от Бомбея или в горах штата Керала или Махараштры). Я выбрала для Архипа небольшое частное учебное заведение. На его территории есть и детский сад, и школа. Это удобно: пока дети ходят в сад, они потихоньку привыкают к школе, и идут туда почти той же компанией.

В детский сад детей берут с 3 лет. Индийский детский сад – очень приятная организация. Там нет таких жестких правил, какие я помню в советском детском саду. Здесь к детям относятся мягко, не строят по парам, не дают им жестких указаний, следят за ними по принципу: главное, чтобы ребенок себе не навредил.

Например, в нашем садике дети спят, когда захотят. Если вдруг ребенок уснул, утомившись от игры, никто не станет его будить, даже если пришло время идти на занятие. Подход такой: если ребенок спит – значит, ему это нужно. А позанимается он завтра.

В Индии нет педагогического университета, а значит, нет четко регламентированных правил воспитания. Воспитателями работают местные индийские женщины – мамы и бабушки, которые научились общаться с детьми не по книгам, а на своем опыте. Все они детей очень любят и постоянно проявляют эту любовь: берут малышей на руки, обнимают, разговаривают с ними. С такими воспитателями дети на удивление быстро перестают плакать, даже если это – малыш, который очень привязан к маме и пришел в садик впервые.

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

На занятиях дети делают то же, что и в других садах: клеят аппликации, лепят, рисуют, учат алфавит (в нашем случае – английский), изучают формы, фигуры, цвета, счет… Воспитатели говорят только по-английски, даже с индийскими детьми.

На перемене детям позволяют «оторваться» по полной программе. Грязные штаны, шорты и платья, оторванные пуговицы – все это никого не беспокоит: они же – дети, и им необходимо «выпустить пар» после 40 минут учебы!

Принимают всех, кроме «сезонных детей»

Школа обходится нам в 80 000 индийских рупий в год (около 70 000 рублей). Сюда входит, собственно, обучение, а также школьный автобус и обеды.

Учеба продолжается с июня по апрель. Потом – летние каникулы: они начинаются в самую жару и заканчиваются с первыми дождями. В первый класс дети идут с 6 лет. График учебы – с 8:30 до 15:30. Урок длится 45 минут.

Программа в школе аккредитована министерством образования Индии. Все учебники написаны на английском языке. Уроки тоже проходят на английском.

В эту школу принимают всех, кроме так называемых «сезонных детей», которые приезжают на 2-3 месяца в год. Директор таких детей не берет, потому что они, как правило, плохо говорят по-английски, и потому замедляют обучение, кучкуются своими группами и мало общаются с другими.

В школе только треть детей – индийские. Среди них есть и гоанские, и ребята из других штатов, и дети от смешанных браков. А две трети детей – самого разного происхождения: японцы, китайцы, немцы, британцы, французы, итальянцы… И все они с детского сада дружат.

Мне очень нравится, что у Архипа есть самые разные друзья, и ему не приходит в голову «общаться по национальности». Все дети в школе принимают как данность, что мир – многообразен, и это естественно: есть люди с черной и с белой кожей, есть люди с раскосыми и темными глазами, а есть – с большими и светлыми. Они рассказывают друг другу о местах, где родились, и никто не чувствует себя каким-то «другим».

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Нет заданий на «подумай, сделай выводы»

И, конечно, прежде всего ребят в школе объединяет Индия. У них есть предмет «Окружающий мир», на котором дети изучают разные религии и обычаи. А Индия дает богатый материал для изучения: дети видят индуистов, мусульман, буддистов, джайнов, сикхов, христиан… В стране отмечаются самые разные праздники. Так, ребенок приходит в школу, а учитель говорит: «Завтра – большой праздник. Давайте выясним, что и почему мы будем праздновать!» Так дети изучают разные религии и культуры, получают представление об устройстве мира.

В начальной школе с литературой и историей знакомятся, в основном, через изучение английского языка и хинди. Например, дети читают стихи на английском, похожие на поэзию Агнии Барто. Еще у них есть математика, рисование, музыка, танцы, физкультура.

Кстати, математика у нас – достаточно сложная. В 1 классе дети уже дошли до 100, а во втором проходят таблицу умножения и деление. Известно, что индийцы– прекрасные айтишники и математики.

Также в школе учат хинди и конкани, национальный язык Гоа. А в классах постарше начнется португальский или французский язык – на выбор. Так что после школы у Архипа будет хорошее среднее образование и, как минимум, три иностранных языка. Дома мы общаемся с ним на русском языке и сами им занимаемся.

На данный момент я вижу в индийской системе обучения один единственный минус: ей недостает развития аналитического мышления, все направлено на «посмотри-запиши-выучи», нет заданий на «подумай, сделай выводы». Я решаю этот вопрос самостоятельно: мы с Архипом потихоньку занимаемся по учебнику математики Перельмана, а там как раз аналитика присутствует.

Без нарядов и гаджетов

В индийской школе – теплая атмосфера, там нет никакого официоза. При этом и мальчики, и девочки ходят в форме. Мальчики подстрижены, у девочек в волосах – простые ленточки. В Индии никогда не было жесткого социализма, и требование ходить в форме не воспринимается как притеснение индивидуальности.

Кроме того, в школе запрещены украшения, телефоны, планшеты и все остальные «побрякушки», которыми детьми могут друг перед другом хвастаться. Считается, что это ни к чему, только отвлекает.

Что касается обедов – дети с удовольствием едят в школе. Обеды, в основном, вегетарианские. Раз в неделю дают курицу, раз – рыбу, а если ребенок – вегетарианец, то вместо них дают панир (сыр). На десерт – немного мороженого или кхир (рис с орешками и изюмом).

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Пицца с директором

Первоклашек не мучают, к ним относятся как к детям. Получается учиться – молодец. Не получается – тоже молодец, потому что стараешься.

Оценки в начальной школе не ставятся, но у каждого ученика есть специальная тетрадка «для смайликов». И когда ребенок сделал что-то хорошее, учитель рисует ему в тетрадь смайлик.

Так поощряется, прежде всего, хорошо отвеченный урок, но не только. Любое похвальное действие ребенка отмечается смайликом. Помог кому-то – смайлик. Пришел в школу хорошо причесанный – смайлик. Рассказал интересную историю – смайлик!

В конце недели в класс приносят большую коробку, и из нее дети – по количеству набранных смайликов – могут выбрать себе подарок. Например, можно выбрать какую-то вещь: ручку, ластик или игрушку, а также просмотр фильма, игру в футбол. Или – пиццу с директором школы, миссис Робби. И она поведет детей обедать в пиццерию.

Мисс Робби – замечательная индийская женщина, она родом из Северной Индии, замужем за гоанцем. Благодаря ей в нашей школе между детьми и учителями нет «стены». Для детей естественно подойти к учителю и обнять его. Любой ребенок, если ему вдруг захочется зайти к директору, чтобы просто пообщаться, может тут же это сделать. И директор, как бы она ни была занята, всегда уделит ему время и не скажет: «Зачем ты пришел?»

Думаю, именно потому, что она разрешает детям приходить к себе, они уважают и любят ее. Так, если ребенок не слушает учителя, его ведут к директору, и после этого, как правило, проблема решается. Мисс Робби объясняет, но никогда не кричит. Ну а если ситуация не меняется (редко, но такое бывает), она вызывает родителей, чтобы понять, почему ребенок ведет себя так и что можно сделать. Наказаний как таковых в школе нет.

Читайте также: Как вырастить настоящего мужчину: опыт отца троих сыновей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии
23
Инесса Федоровна
Всегда интересно почитать, как устроена жизнь в других странах)
СсылкаПожаловаться
Ника Скалли
Прямо захотелось в ту школу :))
СсылкаПожаловаться
Elly
В ответ на комментарий от Ника Скалли
Ника Скалли
Прямо захотелось в ту школу :))
СсылкаПожаловаться
а мне жить там)))
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
АнонимПереживаю за беременность невестки
Очень волнуюсь за беременность невестки. Мой сын и она кришнаиты, поэтому не едят мясо, яйца, рыбу. А мне кажется, что для будущей мамы белок очень важен. Всё же нужно полноценное питание, чтобы вы...
165
Заядлая ОптимисткаСопереживание, эмпатия.
Здравствуйте, девушки!
Поделитесь опытом, особенно интересен опыт родителей подросших детей.
Как Вы развиваете чувство сопереживания, эмпатию, так называемый эмоциональный интеллект у своих детей?...
133
АнонимПроблемы с курением, алкоголем и восприятием себя у подростка
Мой сын абсолютно не пьёт и не курит, но чувствует себя ущемлённым в этом плане. Его напрягает, что большинство сверстников и людей старше делают это, а он нет. Очень переживает, что он хуже, менее...
109
Алла ЧервинцеваМама боится заразиться короной или просто не очень хочет видеть дочь?
Не проблема больше, а просто выговориться.
С мамой у меня всегда были отношения ровные, подружками никогда не были, но и не ссорились никогда. С внуками она сразу сказала сидеть не будет, да я и не...
103
Tutti fruttiМигрень и нижнее давление
Ох,как же достала меня эта мигрень..
4 месяца жила как нормальный человек,голова болела буквально пару-тройку раз и вот опять началось. С начала июля приступов 5 уже было.
Примерно полгода назад бы...
40
ЯнчикКак отменить оплаченый заказ в известном ягодном магазине
Девочки, всем доброе утро. Заказала в вб книгу детскую вчера, оплатила онлайн. Написано привезут только 15го. А сегодня нашла случайно хорошие скидки и даже с платной доставкой в другом магазине це...
29
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru