Mail.ruПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты

Смайлики вместо оценок: как учат детей в Индии

Олеся Томасова по специальности – преподаватель английского языка – живет в Индии с 2007 года. Здесь в 2009 году у нее родился сын Архип. Сейчас ему 8 лет. Он закончил второй класс школы. Представляется он так: «Я – Архип, русский индус!». Мы расспросили Олесю о том, как живут и учатся в Гоа дети-иностранцы.


Мой дом — Индия

Олеся и Архип | Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Индия «запала» мне в сердце с детства. Родители привезли меня сюда, в штат Махараштра, в 1987 году. Мне тогда было 7 лет. Папа работал там на военном аэродроме и заводе по сборке и испытанию военных самолетов МИГ, а я ходила в небольшую русскую начальную школу. Мы провели там 3 года.

Когда я вернулась в Москву, мне до слез хотелось обратно, в Индию. Но вернуться было нельзя. В итоге мой мозг «спрятал» воспоминания об Индии в какой-то потайной короб, а я стала заново учиться жить в России.

Я выросла, закончила школу, поступила в университет, начались поездки по Европе... И однажды я познакомилась с ребятами, впоследствии – моими близкими друзьями, которые напомнили мне о детстве в Индии, рассказав о только что проведенных там месяцах. И мне снова захотелось увидеть эту страну – на этот раз, глазами взрослого человека. Приехав туда, я почувствовала, что вернулась домой. С тех пор я и живу в Индии, в штате Гоа.

Детский сад: любовь — и «полный отрыв»!

В Гоа есть разные варианты обучения: общественные школы, частные школы за умеренную плату и дорогие частные школы (такие школы-интернаты находятся недалеко от Бомбея или в горах штата Керала или Махараштры). Я выбрала для Архипа небольшое частное учебное заведение. На его территории есть и детский сад, и школа. Это удобно: пока дети ходят в сад, они потихоньку привыкают к школе, и идут туда почти той же компанией.

В детский сад детей берут с 3 лет. Индийский детский сад – очень приятная организация. Там нет таких жестких правил, какие я помню в советском детском саду. Здесь к детям относятся мягко, не строят по парам, не дают им жестких указаний, следят за ними по принципу: главное, чтобы ребенок себе не навредил.

Например, в нашем садике дети спят, когда захотят. Если вдруг ребенок уснул, утомившись от игры, никто не станет его будить, даже если пришло время идти на занятие. Подход такой: если ребенок спит – значит, ему это нужно. А позанимается он завтра.

В Индии нет педагогического университета, а значит, нет четко регламентированных правил воспитания. Воспитателями работают местные индийские женщины – мамы и бабушки, которые научились общаться с детьми не по книгам, а на своем опыте. Все они детей очень любят и постоянно проявляют эту любовь: берут малышей на руки, обнимают, разговаривают с ними. С такими воспитателями дети на удивление быстро перестают плакать, даже если это – малыш, который очень привязан к маме и пришел в садик впервые.

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

На занятиях дети делают то же, что и в других садах: клеят аппликации, лепят, рисуют, учат алфавит (в нашем случае – английский), изучают формы, фигуры, цвета, счет… Воспитатели говорят только по-английски, даже с индийскими детьми.

На перемене детям позволяют «оторваться» по полной программе. Грязные штаны, шорты и платья, оторванные пуговицы – все это никого не беспокоит: они же – дети, и им необходимо «выпустить пар» после 40 минут учебы!

Принимают всех, кроме «сезонных детей»

Школа обходится нам в 80 000 индийских рупий в год (около 70 000 рублей). Сюда входит, собственно, обучение, а также школьный автобус и обеды.

Учеба продолжается с июня по апрель. Потом – летние каникулы: они начинаются в самую жару и заканчиваются с первыми дождями. В первый класс дети идут с 6 лет. График учебы – с 8:30 до 15:30. Урок длится 45 минут.

Программа в школе аккредитована министерством образования Индии. Все учебники написаны на английском языке. Уроки тоже проходят на английском.

В эту школу принимают всех, кроме так называемых «сезонных детей», которые приезжают на 2-3 месяца в год. Директор таких детей не берет, потому что они, как правило, плохо говорят по-английски, и потому замедляют обучение, кучкуются своими группами и мало общаются с другими.

В школе только треть детей – индийские. Среди них есть и гоанские, и ребята из других штатов, и дети от смешанных браков. А две трети детей – самого разного происхождения: японцы, китайцы, немцы, британцы, французы, итальянцы… И все они с детского сада дружат.

Мне очень нравится, что у Архипа есть самые разные друзья, и ему не приходит в голову «общаться по национальности». Все дети в школе принимают как данность, что мир – многообразен, и это естественно: есть люди с черной и с белой кожей, есть люди с раскосыми и темными глазами, а есть – с большими и светлыми. Они рассказывают друг другу о местах, где родились, и никто не чувствует себя каким-то «другим».

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Нет заданий на «подумай, сделай выводы»

И, конечно, прежде всего ребят в школе объединяет Индия. У них есть предмет «Окружающий мир», на котором дети изучают разные религии и обычаи. А Индия дает богатый материал для изучения: дети видят индуистов, мусульман, буддистов, джайнов, сикхов, христиан… В стране отмечаются самые разные праздники. Так, ребенок приходит в школу, а учитель говорит: «Завтра – большой праздник. Давайте выясним, что и почему мы будем праздновать!» Так дети изучают разные религии и культуры, получают представление об устройстве мира.

В начальной школе с литературой и историей знакомятся, в основном, через изучение английского языка и хинди. Например, дети читают стихи на английском, похожие на поэзию Агнии Барто. Еще у них есть математика, рисование, музыка, танцы, физкультура.

Кстати, математика у нас – достаточно сложная. В 1 классе дети уже дошли до 100, а во втором проходят таблицу умножения и деление. Известно, что индийцы– прекрасные айтишники и математики.

Также в школе учат хинди и конкани, национальный язык Гоа. А в классах постарше начнется португальский или французский язык – на выбор. Так что после школы у Архипа будет хорошее среднее образование и, как минимум, три иностранных языка. Дома мы общаемся с ним на русском языке и сами им занимаемся.

На данный момент я вижу в индийской системе обучения один единственный минус: ей недостает развития аналитического мышления, все направлено на «посмотри-запиши-выучи», нет заданий на «подумай, сделай выводы». Я решаю этот вопрос самостоятельно: мы с Архипом потихоньку занимаемся по учебнику математики Перельмана, а там как раз аналитика присутствует.

Без нарядов и гаджетов

В индийской школе – теплая атмосфера, там нет никакого официоза. При этом и мальчики, и девочки ходят в форме. Мальчики подстрижены, у девочек в волосах – простые ленточки. В Индии никогда не было жесткого социализма, и требование ходить в форме не воспринимается как притеснение индивидуальности.

Кроме того, в школе запрещены украшения, телефоны, планшеты и все остальные «побрякушки», которыми детьми могут друг перед другом хвастаться. Считается, что это ни к чему, только отвлекает.

Что касается обедов – дети с удовольствием едят в школе. Обеды, в основном, вегетарианские. Раз в неделю дают курицу, раз – рыбу, а если ребенок – вегетарианец, то вместо них дают панир (сыр). На десерт – немного мороженого или кхир (рис с орешками и изюмом).

Фото из семейного архива Олеси Томасовой

Пицца с директором

Первоклашек не мучают, к ним относятся как к детям. Получается учиться – молодец. Не получается – тоже молодец, потому что стараешься.

Оценки в начальной школе не ставятся, но у каждого ученика есть специальная тетрадка «для смайликов». И когда ребенок сделал что-то хорошее, учитель рисует ему в тетрадь смайлик.

Так поощряется, прежде всего, хорошо отвеченный урок, но не только. Любое похвальное действие ребенка отмечается смайликом. Помог кому-то – смайлик. Пришел в школу хорошо причесанный – смайлик. Рассказал интересную историю – смайлик!

В конце недели в класс приносят большую коробку, и из нее дети – по количеству набранных смайликов – могут выбрать себе подарок. Например, можно выбрать какую-то вещь: ручку, ластик или игрушку, а также просмотр фильма, игру в футбол. Или – пиццу с директором школы, миссис Робби. И она поведет детей обедать в пиццерию.

Мисс Робби – замечательная индийская женщина, она родом из Северной Индии, замужем за гоанцем. Благодаря ей в нашей школе между детьми и учителями нет «стены». Для детей естественно подойти к учителю и обнять его. Любой ребенок, если ему вдруг захочется зайти к директору, чтобы просто пообщаться, может тут же это сделать. И директор, как бы она ни была занята, всегда уделит ему время и не скажет: «Зачем ты пришел?»

Думаю, именно потому, что она разрешает детям приходить к себе, они уважают и любят ее. Так, если ребенок не слушает учителя, его ведут к директору, и после этого, как правило, проблема решается. Мисс Робби объясняет, но никогда не кричит. Ну а если ситуация не меняется (редко, но такое бывает), она вызывает родителей, чтобы понять, почему ребенок ведет себя так и что можно сделать. Наказаний как таковых в школе нет.

Читайте также: Как вырастить настоящего мужчину: опыт отца троих сыновей.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.
Комментарии
23
Орынбай Хайдаев
В ответ на комментарий от Good Energy
Good Energy
Когда-то в детстве думала это манящая страна и думаю, пол Союза так думало после индийских фильмов, насмотревшись на их оч яркие наряды, макияжи,волосы, дома, сады, свадьбы. Сейчас, хоть индийск еду и употребляю иногда, не воспринимаю больше ничто индийское. Реалии страны с её климатом, Гангом, в котором всё и все, запахом благовоний, перемешанным с их едой, отсутствие гигиены, и ессно куча "экзотичных" животных - это чересчур...
СсылкаПожаловаться
Всё правильно но почему то манит туда обратно а не понятно.
СсылкаПожаловаться
Good Energy
Когда-то в детстве думала это манящая страна и думаю, пол Союза так думало после индийских фильмов, насмотревшись на их оч яркие наряды, макияжи,волосы, дома, сады, свадьбы. Сейчас, хоть индийск еду и употребляю иногда, не воспринимаю больше ничто индийское. Реалии страны с её климатом, Гангом, в котором всё и все, запахом благовоний, перемешанным с их едой, отсутствие гигиены, и ессно куча "экзотичных" животных - это чересчур...
СсылкаПожаловаться
Lilit Aster
В Индии официально есть рабы и индусы этим хвалятся. Каста неприкасаемых и прочие прелести. А население скоро привысит китайское.
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Вы не ввели текст комментария
Вы не ввели текст комментария
Моя лента
Материалы в вашей ленте подобраны на основе вашего статуса и возраста ваших детей
4 часа утраОбидно...
Я родила прошлым летом ребенка, первенца. Ближе к родам, недели за три, приехала мама в гости, она живёт за границей очень далеко реально, 10 часов лету от москвы. И спустя 2.5 недели после родов приехал ее мужчина, к которому она уехала. Она уехала показывать ему достопримечательности местные, развлекать мужика, просто от обиды не могу найти другие слова. Уехала на неделю, а потом через пару дней отдыхать в теплые края и оттуда домой к себе. У нее родилась внучка, а она уехала показывать достопримечательности. Она приехала в Россию конкретно издалека, уж могла бы обойтись без теплых краев и достопримечательностей, а побыть с нами! С дочкой и новорожденной внучкой! Ну разве нет?..
249
Lord-of-DanceКорсет в своём апофеозе: подтянут, строен, грациозен ©
Так уж устроен человек, что его всегда не устраивает то, что есть. Всегда хочется большего. Всегда создается недостижимый идеал, к которому надо стремиться, изобретая все новые способы достижения. И идеал этот в разные века менялся очень и очень сильно.
Одним из средств достижения идеальных пропорций был корсет. Корсеты были самых разнообразных форм, зависимо от моды и предпочтений дамы, а также - от назначения корсета. Но все их роднило одно качество - это предмет одежды, способный кардинально изменить силуэт обладательницы. Именно это качество отличает корсет от корсажей, лифов, топов и прочего. При этом вовсе не обязательно корсет - вещь без плеч и лямок. Встречаются совершенно чудесные корсеты с плечевым поясом, с широкими бретелями и даже корсетные платья. Но все они моделируют силуэт в соответствии с требованиями моды того периода, в который создавались. И из этого следуют определенные конструктивные требования, которые также различны для корсетов и для корсажей или лифов.

161
Наверно...В следующей жизни....Для мам и дочек или как с минимальными потерями пережить "критические дни"
Почитала теме о прокладках для дочери подростка и поняла, что есть еще люди, которые не знают о существовании специальных трусов для критических дней.
Не рекламирую, поэтому не буду называть производителя, чье белье я использую. Просто расскажу, что есть разные и дорогие и дешевые. Элегантные (в которых наличие прокладки трудно заподозрить) и попроще.
Но как же это удобно. И днем и ночью нет страха "протечек". Особенно актуальны для дам с обильными выделениями.
Всем здоровья.
143
НастяПрокладки
Вопрос, опять же, к мамам девочек-подростков. Дочери 12 лет. Покупала ей Котекс Янг, на один цикл пачки не хватило, а они так-то недешевые совсем, 105 рублей. Но ей очень понравились. Сейчас купила большую пачку Олвейс, и себе и ей. В Магнит косметик они сейчас по акции... Какие прокладки вы покупаете своим еще совсем небольшим девочкам-подросткам?
127
Мадам Н.Д.Изменить жизнь или "Не читайте на ночь книг про попаданцев"!
Устала от серьезных тем, сегодня хочу просто поболтать. Но небольшая предыстория. Я уже писала, что подсела на книги про попаданцев (людей из нашего времени, попадающих в прошлое). А тут мы еще с сыном вспоминали про моих родителей, детство и т.д. И вот снится мне сон- я в образе молодой девушки разыскиваю по Москве  50-х годов свою маму, которая там жила в это время. И вот в какой-то общаге каким-то чудом я ее нахожу. Она еще удивляется- откуда я ее знаю, а я отвечаю: "Ты же Маруся Иванова? Мария Ивановна Иванова? Тебя вся Россия знает!" ( а это действительно ее девичья фамилия). Признаться, что я ее дочь- естественно, не могу, но очень хочу ей рассказать о ее жизни, о том, что ей не надо выходить замуж за Леню, моего будущего отца!  И тут я понимаю, что сделать это не могу- тогда все изменится и даже мы с братом можем не родиться!  Единственное, что я успеваю сказать, даже прокричать: "Не уезжай из Москвы, никуда отсюда не уезжай!"  А она в свое время уехала с отцом в Сибирь  очень об этом жалела, вся ее родня осталась в Москве и на Смоленщине, и она очень по ней тосковала. 
К чему я это все? Хочу просто спросить- а Вы бы о чем хотели предупредить своих родных или себя молодого? Каких поступков хотели бы  избежать? Можно просто в общих чертах, без подробностей. Тема- просто поболтать. 
92
Пятачок)Нехорошая квартира...
Добрый вечер!)
Наверное, у каждого были необьяснимые случаи мистики, связанные с домом или квартирой. Может быть, поделитесь?
До сих пор помню историю АБ про "нехорошую квартиру".) жуть)
91
Подпишитесь на нас
Новости Дети Mail.ru