Пять с минусом — плохая оценка: правила воспитания «родителей-тигров»

Американская китаянка Эми Чуа, профессор права Йельского университета и мать двух девочек, придумала термин «мать-тигрица». Раскрывая его в своей книге «Боевой гимн матери-тигрицы (больше похожа на психологический триллер, чем на педагогическое пособие), она описала, как воспитывали ее саму, как она растила дочерей и как, по ее утверждению, растят детей в США многие азиаты-иммигранты.
Журналист, мама девочки и мальчика

Жесткие и порой жестокие методы, описанные Эми Чуа, многим кажутся совершенно неприемлемыми и даже опасными. Однако определенная эффективность у подхода, судя по всему, есть: «дети-тигрята» занимают значительное количество мест в самых престижных университетах мира и становятся победителями международных технических и музыкальных конкурсов.

На протяжении всей книги Эми Чуа подчеркивает: быть требовательным, настойчивым, бескомпромиссным тигром куда сложнее, чем демократичным родителем, исполняющим желания своего ребенка.

Родители-тигры тоже во всем себя ограничивают, лишают себя возможности отдыхать и развлекаться, как им того хочется, живут в состоянии эмоционального напряжения. Но тигры уверены: только такая модель воспитания гарантирует детям успешное будущее, и именно ради него они готовы на многое и даже чуть больше.

10 главных правил «тигриного» воспитания:

1. Пять с минусом –­ это плохая оценка

Все, чем занимается ребенок матери-тигрицы, должно быть доведено до совершенства. В первую очередь это касается учебы. Оправдания вроде плохих учительских объяснений, повышенной сложности дисциплины или отсутствия интереса к той или иной науке никого не интересуют: ребенок должен приносить домой только самые лучшие из возможных оценок. Исключение делается разве что для физкультуры.

2. Развлечения – это пустая трата времени

Очевидно, что учиться исключительно на отлично будет тот, кто посвящает урокам все возможное и невозможное время. Маленькие «тигрята» не играют в компьютерные игры и не болтаются по торговым центрам. Им не разрешено оставаться на ночь у друзей или приглашать друзей к себе надолго – подобные развлечения кажутся их родителям бесполезной и даже опасной тратой времени. Их главный ответ на любое предложение друзей о совместном времяпрепровождении – «мне некогда, мне нужно заниматься».

3. Все соревнования должны приводить к наградам

И эти награды могут быть только наивысшей пробы. Если ты принял участие в олимпиаде или конкурсе, пригласил родителей на церемонию награждения победителей и получил там почетную медаль за второе место, ты опозорил семью. Ты не можешь быть вторым. Будь первым или не будь никаким.

4. «Академическая музыка – это противоположность краха, лени, пошлости и испорченности»

Единственное, во что родители-тигры готовы инвестировать время и силы своих детей (помимо уроков), – это музыка. Есть два инструмента, которые они полностью одобряют, – рояль и скрипка. Причем, родители-тигры будут настаивать на том, чтобы юный музыкант практиковался, пока звучание той или иной пьесы не станет идеальным. На это могут уходить три часа в день, пять часов или выходные целиком.

5. У детей нет права выбора, а у родителей нет ограничений в способах добиться своего

Родители-тигры всегда сами лучше знают, что нужно их детям в настоящий момент и какие дивиденды то или иное занятие принесет в будущем. Они не интересуются их мнением по важным вопросам, потому что не планируют прислушиваться к ответам. И они прекрасно понимают, что рано или поздно дети станут сопротивляться, отстаивать свои собственные желания, требовать больше свободы.

Так Эми Чуа рассказывает, как выгоняла маленькую дочь без куртки на мороз, грозилась сжечь все ее игрушки или не давала ей воды до тех пор, пока не добивалась от нее идеального звучания очередного музыкального шедевра.

6. «Тигрята» обязаны уважать родителей и заботиться о них до конца жизни

Взрослые «тигры» уверены: дети, став самостоятельными, будут помогать им, станут заботиться, при необходимости приютят в своем доме и уж точно никогда не отдадут в дом престарелых. Дети всегда остаются в неоплатном долгу перед родителями, потратившими свою жизнь на их успех: «Несмотря на жесткие родительские запросы, словесные оскорбления и игнорирование их желаний, китайские дети до последнего обожают и уважают родителей и хотят заботиться о них в старости».

7. Счастье – слишком абстрактная величина для измерения качества жизни

О такой категории родители-тигры просто не задумываются. Они всегда ставят перед собой максимально четкие и однозначные цели и учат детей жить по тому же принципу. Для них настоящее мерило успеха и правильности выбранного пути – это победы в конкурсах и поступление в престижные вузы.

8. Даже проигрывая, родители-тигры не сдаются

Иногда дети все же отказываются следовать родительским приказам, выбирая свой собственный путь. Но даже в этом случае родители не сдаются и стараются вмешиваться со своими рекомендациями, не дожидаясь, пока спросят их совета.

9. Главная задача тигра – доказать, что ребенок способен на то, во что он сам не верит

Никогда не прекращать борьбу – этому родители приучают и своих тигрят с детства: «Западные родители беспокоятся о психическом здоровье своих детей. Китайские родители этим не занимаются. Они всегда думают о силе, а не о слабости, и в результате действуют иначе».

10. Родители-тигры и свою жизнь подчиняют массе правил

Для них, как и для детей, также не существует свободного времени и лишних денег, поскольку они тратят их целиком и полностью на занятия детей. Они не хвалят детей за мелкие успехи и не делают им комплименты на публике. Если между ребенком и учителем возникает конфликт, они всегда принимают сторону учителя, стараясь подчеркнуть его авторитет. Не церемонятся, когда пытаются указать детям на какие-то недостатки: «Мать-китаянка может сказать своей дочери: «Эй, толстуха, сбрось-ка вес», – пишет Эми Чуа. Для нее это – абсолютная норма.

Комментирует психолог Светлана Клюваева:

Такая система воспитания – прямой путь к неврозу. Не каждый ребенок может выдержать воспитание, в котором нет уважения к его чувствам, потребностям и желаниям. Конечно, есть дети, которые могут справиться с этим. Но нужно понимать, что в будущем это люди с проблемами с психосоматикой и потенциальные клиенты психологов.

Похожая система воспитания существовала в советское время. Все мы слышали: ты должен быть лучшим, ты должен быть первым, если ты не будешь этого делать, то станешь дворником. Не перегнуть палку в воспитании ребенка сложно, этому нужно учиться долго. Главное – нужно понять: не перевешивают ли оценки и успехи ребенка его желания и потребности? Бывает, они находятся в равновесии, а бывает – нет. Этот баланс нужно постараться почувствовать.

И, конечно, для детей важна социализация. Умение общаться с людьми приобретается всю жизнь, с самого раннего возраста. Детям нужно играть с другими детьми, учиться отстаивать свои игрушки или наоборот – делиться ими с другими, учиться договариваться. Задача родителей – по крайней мере, не мешать этому. Без этого опыта вырастет не ребенок, не человек, а робот.